Русский Журнал / Вне рубрик /
www.russ.ru/ist_sovr/20030408_chern.html

Тысяча предпринимательских кадров
Сергей Чернышев

Дата публикации:  8 Апреля 2003

20 марта в Казани состоялось официальное открытие Программы подготовки молодых управленцев для малого и среднего предпринимательства России "Тысяча предпринимательских кадров".

Программа осуществляется при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства образования РФ, общероссийской общественной организации "ОПОРА России", ТПП, ассоциаций выпускников Президентской программы и ряда российских и региональных предпринимательских объединений. На территории Приволжского федерального округа программа реализуется совместно с аппаратом Полномочного Представителя Президента России в ПФО.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились Сергей Кириенко, Полномочный Представитель Президента РФ в ПФО, и Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан, а также представители различных министерств, ведомств и предпринимательских организаций.

Сергей Кириенко обратил внимание собравшихся на остроту кадровой проблемы, ее принципиальное значение для развития региона и страны в целом и заявил, что ожидает от Программы позитивного сдвига в деле подготовки управленческих кадров для предпринимательских структур, государственной службы и гражданских союзов. Минтимер Шаймиев призвал "подготовить не тысячу, а тысячи предпринимателей для республики Татарстан". В качестве конкретных шагов в этом направлении Шаймиев поручил Правительству республики сформулировать кадровый заказ к Программе по подготовке молодых управленцев наиболее значимых для экономики региона отраслей и предприятий.

Зачем нужна Программа и кого она готовит?

Идеология Программы базируется на 20-летних исследованиях и разработках, в которых приняли участие выдающиеся гуманитарии, методологи, эксперты, ученые и практики из сфер государственного, коммерческого и гражданского управления. Несмотря на значительные различия в политических позициях разработчиков и руководителей Программы, они едины в главном: в понимании фундаментальной роли, которую в современном мире играют новые управленческие методы и технологии взятия под контроль, защиты и реструктуризации собственности.

Современная собственность работает на тех и контролируется теми, кто способен ею новаторски управлять, а не номинальными и титульными владельцами. Управленческая компетенция сегодня формирует высший слой собственности, она позволяет строить эффективно действующие конфигурации из инвестиций, производств, прав, изобретений и иных ресурсов всех типов. В мире развернулась гонка управленческих технологий, ее темп возрастает. Собственность все быстрее перетекает к лидерам этой гонки. Мы оказались в аутсайдерах. Продолжается отток капиталов и мозгов из периферии - в центр, а оттуда - из страны.

Стране позарез необходимо новое поколение управляющих собственностью всех типов и уровней, причем не через двадцать лет, а сегодня. Нужна кадровая революция, чтобы не допустить больше никаких революций. Россия вакантна для молодых управляющих. Это вдвойне справедливо для крупных городов, где острейший дефицит компетентных управленцев сочетается с мнимым изобилием на конъюнктурном "рынке образовательных услуг".

Кому требуются выпускники Программы? Откуда они берутся? Кто их учит?

В России уже существует немногочисленная, но растущая прослойка передовых руководителей, предпринимателей, социальных инженеров мирового уровня, которые на практике создают и применяют новые формы управления собственностью. Каждый из них потенциально способен реализовать во много раз больше проектов, чем позволяют физические возможности. Молодые компетентные кадры для них куда нужнее, чем налоговые поблажки и льготные кредиты. Главная поддержка предпринимательства в Программе - кадровая.

О новых способах деятельности, о социальных инновациях не узнать ни из книг, ни из лекций. Обучение в Программе ведется там, где остро необходимо подкрепление - прямо на управленческом фронте. Идет поиск и расширение плацдармов нового опыта через передачу компетенции от мастера к подмастерью, постиндустриальное наставничество.

Стажеры Программы должны пойти на немалый риск, выдержать высокий темп и сверхнагрузки. Семилетний опыт работы с 23-25-летними дипломниками и выпускниками лучших вузов показывает, что каждый третий из них готов рискнуть, а из этой трети каждый пятый обладает личными качествами для успеха. Таких в стране сто тысяч.

Не все российские ученые и специалисты уехали за границу. Не все сварились в котле перемен, иные именно здесь закалились как граждане, состоялись как управленцы и обрели себя как собственники. Культурологи и методологи, физики и математики, экономисты и журналисты, психологи и социологи, медики и правоведы стали успешными бизнес-аналитиками, консультантами, госслужащими, проектными менеджерами и предпринимателями. Именно из их числа - педагоги Программы.

Армия не может состоять из спецназовцев и партизанских отрядов. Пора формировать управленческое сословие с ясными критериями мастерства, этапами кадрового роста, строгой корпоративной этикой. Стране нужна новая номенклатура управляющих собственностью всех типов и уровней.

Из каких компонент сконструирована Программа, откуда в ней появляется новое качество?

Новое жизненно, когда опирается не на голые идеи, а на уже существующие продукты, услуги и компетенции, в разумной степени модернизирует их, с инженерной точностью соединяет в целостную систему.

Важный компонент Программы - управленческое консультирование заказчика кадров. Оно имеет сквозной характер - от выбора задачи, через формулирование и многократное уточнение проекта ее решения вплоть до достижения цели. Мы не берем денег за советы, мы разделяем ответственность и усилия по их воплощению в жизнь.

На основе правильно понятой цели и проекта ее достижения критерии конкурсного отбора кандидатов становятся гораздо конкретнее. Идет не поиск кандидатов под вакансию, а отбор и подготовка кадров под задачу. В отличие от рекрутинга, в момент выбора кандидата работодателем наша ответственность не заканчивается, мы ведем работу с ним на всех этапах стажировки в проекте.

В Программе есть семинары, мастер-классы и тренинги, но нет стандартного пакета "образовательных услуг". Преподаватели не занимаются чтением вслух или пересказом учебников по менеджменту и маркетингу. В центре педагогического модуля - не слушатель за партой, а пара мастер-подмастерье, решающие не учебную, а реальную задачу. Педагоги напрямую участвуют в их работе, помогая им найти и сконцентрировать необходимые для реализации проекта знания, методы, экспертные данные и гуманитарные ресурсы.

Совместное решение конкретных задач в Программе устремлено к цели, далеко выходящей за рамки этих задач. Для заказчика кадров это переход от эмпирически найденных новых схем управления собственностью к современным управленческим компетенциям. Для стажера - овладение основами проектного предпринимательства, способностью самостоятельно ставить и решать управленческие задачи такого же уровня.

Все части Программы внутренне согласованы и пронизаны каркасом общего понимания эволюции современных форм управления собственностью. Но это понимание воплощено не в монографиях, декларациях и манифестах, а в функциональной структуре, организации и процедурах совместной работы по взятию под контроль, защите и приумножению собственности.

Как финансируется Программа?

Модель платного образования противоречит идее инвестиций в человеческий капитал, ибо требует "обслужить" образовательные позывы любого платежеспособного клиента. Но это несовместимо с жесткими требованиями к талантам и мотивации стажеров программы. Выход из положения - в использовании системы образовательного кредита. Льготный кредит выдает Сбербанк РФ, но не всем желающим, а только стажерам Программы, прошедшим конкурсный отбор, при поручительстве завтрашних работодателей.

Затраты на подготовку кадров становятся кредитом не на словах, а на деле, если быстро дают прибыль. Вот задача, неразрешимая для коммерсантов от образования: выпускник должен сразу же приносить работодателю достаточный доход, чтобы возместить издержки кадрового производства. При обоснованной готовности работодателя ежемесячно платить 300 условных единиц, а выпускника - временно пожить на половину этой суммы, кредит вернется менее чем за два года с момента окончания стажировки.

Что служит гарантией для кредитора и стажера, более весомой, чем заморский сертификат MBA? Простое обстоятельство: за полгода руководства стажировкой в собственной корпорации работодатель узнает будущего работника как облупленного, увидит цену и его голове, и рукам. А стажер получает уникальный шанс для быстрого роста компетенции и статуса. Оба они своими руками реализуют проект, ускоряющий их духовный, социальный и финансовый рост.

Как практически организуется и осуществляется подготовка кадров по Программе?

В регионе, отрасли или крупной корпорации ведется систематический поиск руководителей и предпринимателей, использующих в своей практике элементы современных управленческих технологий. Эта работа идет при поддержке государственных органов, предпринимательских союзов и объединений, таких как ТПП, ОПОРа, ассоциации выпускников Президентской программы. Организуются встречи представителей Программы с руководителями, предпринимателями, молодыми управленцами и студентами, публикации в прессе, специальные интернет-ресурсы, семинары, рассылки материалов с целью проинформировать потенциальных заказчиков и стажеров.

С руководителями организаций всех форм собственности, отобранных для участия в Программе, ее представителями поводится подготовительная работа. Она включает управленческое консультирование руководителей; совместный анализ проблем и перспективных направлений развития предприятия, его подразделений и проектов; отбор и формулирование одной или нескольких перспективных задач для совместной работы; постановку проектного задания на стажировку по каждой из задач; определение размеров и качественных параметров кадровой потребности; выбор руководителя из числа ведущих управленцев предприятия по каждому проектному заданию.

На основе совокупного кадрового заказа по региону, отрасли или корпорации представителями Программы с участием заказчиков организуется конкурсный отбор и предварительная подготовка кандидатов на стажировки среди молодых управленцев, лучших студентов дипломных курсов и недавних выпускников вузов. Она включает уточнение критериев отбора на основе конкретных проектных заданий на стажировку; предварительный отбор кандидатов на основе резюме; оценку личностных качеств кандидатов методами психологического тестирования, проводимую профессиональными экспертами; выявление мотивационной направленности и профессиональных навыков в ходе собеседований и групповых упражнений.

Затем организуются "Ярмарки управленческих вакансий": распределение отобранных кандидатов по заказчикам и задачам на основе взаимного выбора кандидатом - проектного задания, а руководителем - стажера. Каждому из участников предоставляется несколько отборочных туров и несколько возможностей для выбора в каждом из них.

После завершения формирования управленческих команд, участвующих в программе, фиксируются юридические и финансовые отношения между всеми участниками. Координацию этого блока Программы осуществляет Первый национальный фонд кадровых инвестиций, сформированный по согласованию с Администрацией Президента РФ. Фонд разработал сбалансированную систему взаимных обязательств и страхования рисков сторон.

Основная часть программы базируется на стажировке продолжительностью от нескольких месяцев до года. Строгая постановка, неоднократное уточнение и переформулирование проектного задания на стажировку осуществляется в рамках трех проектно-консультационных сессий Программы в начале, середине и конце стажировки, недельной продолжительностью каждая. Сессии проходят с участием не только стажеров, ни и их руководителей в условиях сверхвысоких нагрузок и почти круглосуточного режима работы. Они предоставляют возможность стажерам и руководителям стажировки в прямом личном общении с ведущими управленцами - разработчиками и руководителями Программы - и между собой зафиксировать промежуточные итоги, обсудить и решить возникающие проблемы, продумать и сконструировать последующие шаги партнеров по реализации проектного задания. При этом используется широкий арсенал форм обучения, включая лекции, мастер-классы и тренинги, осуществляется комплексная подготовка и обучение стажеров и руководителей проектов с целью приобретения навыков быстро и эффективно находить и концентрировать информационные ресурсы для решения новых управленческих задач.

На всем протяжении стажировки используется дистанционная форма мониторинга, консультирования и обучения с использование возможностей сети Интернет. Дистанционные курсы являются логическим продолжением проектно-консультационных сессий и позволяют значительно расширить и закрепить их материал.

Ближайшим этапом развития программы является формирование в федеральных округах и наиболее крупных городах сети региональных учебных модулей, которые, после соответствующей подготовки, возьмут на себя большинство перечисленных функций, включая проведение проектно-консультационных сессий.

Какая педагогическая модель подготовки кадров применяется в Программе?

Новая педагогическая технология, применяемая в Программе, разработана Институтом корпоративного предпринимательства Государственного университета - Высшей школы экономики. Она базируется на комплексе современных представлений о структуре человеческой деятельности, о типологии и эволюции форм управления собственностью в постиндустриальном обществе.

Каждый этап обучения включает мотивационный, деятельностный и предметный модули, руководимые ведущими гуманитариями, методологами и управленцами-практиками. Работа в каждом модуле строится на материале конкретных проектов, реализуемых будущими управленцами в рамках стажировки на предприятии. Педагоги Программы непосредственно включаются в эту работу, выделяя в ней ядро предпринимательской компетенции и привлекая для его ускоренного формирования гуманитарные, методологические и экспертные ресурсы.

* * *

Недостатков у Программы - в ее нынешнем младенческом состоянии - множество.

Преимуществ всего два:

1. Она действует.

2. Залог ее успеха - уникальный человеческий потенциал, 20-летний открытый опыт сотрудничества и добрая воля ведущих гуманитариев, методологов, экспертов, педагогов и управленцев-практиков, общественных деятелей, политиков и предпринимателей России. Мы будем вместе ошибаться, вместе строить и побеждать.