Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Символ надежды
Дата публикации:  8 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Александр Васильевич Суворов - полный тезка великого полководца, наш современник, известен в узком кругу педагогов и психологов как символ великих побед иного, противоположного военному свойства: не калечения, а возрождения людей. Доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, действительный член Международной академии информатизации при ООН, почетный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете в США, кавалер почетной золотой медали имени Льва Толстого, научный руководитель Детского ордена милосердия... Список титулов можно было продолжать. Автор 6 книг и трудноисчислимого количества других научных работ. Работает в области социальной реабилитации инвалидов детства и сам как личность уникальное доказательство возможности таковой.

Алексей Мересьев, остающийся героем времени, несмотря на смену всего остального, кстати, тоже пример социальной реабилитации инвалида. Но до нашего героя ему далеко, как "ЛА-5" до "МИГ-31". Профессор Александр Суворов - слепоглухой с детства! С миром он общается через компьютер с брайлевским дисплеем и обычной клавиатурой, причем скорости набора могут позавидовать сисадмины-юниксодиды. Он ходит на работу в свой университет по улицам Москвы и ездит в командировки по России и миру. На случай, когда у него нет сопровождающего, имеет при себе лист А4 с текстом: "Я СЛЕПОЙ И ГЛУХОЙ. Возьмите, пожалуйста, мою ПРАВУЮ руку. Пишите пальцем во всю ладонь печатными буквами. Я ВАС ЛЕГКО ПОЙМУ". Говорит как будто со странным акцентом. Александра Суворова воспитывали и обучали в Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих детей. Сейчас он называется "реабилитационный центр слепоглухих" - и детей и взрослых. Это учреждение возникло в середине XX века благодаря хлопотам Александра Ивановича Мещерякова - заведующего лабораторией имени профессора И.А.Соколянского Института коррекционной педагогики Российской академии образования (бывшего Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР). До всемирно признанных работ этой лаборатории слепоглухие считались "овощами", обреченными на пожизненное, но недолгое растительное существование в стенах призрения. С ними четверо слепоглухих выпускников спецдетдома закончили МГУ. Многие - не такие яркие личности, но просто хорошие люди - вышли из мрака сознания, оставшись слепыми и глухими физически, смогли зажить своей жизнью, общаться с другими людьми. Одной педагогики и психологии для решения таких глобальных проблем не хватало, в проблемах лаборатории и детдома работал друг Мещерякова, виднейший философ своего времени Эвальд Васильевич Ильенков. Директором спецдетдома в течении 18 лет был кандидат педагогических наук Альвин Валентинович Апраушев. Все они - учителя и друзья профессора Суворова.

Последние несколько лет Александр Суворов уделяет свое научное и человеческое внимание беспризорным.

В соответствии с моим принципом "презумпции социальности" катастрофу развития, имеющую место при ранней слепоглухоте и/или раннем сиротстве, я объясняю НАРУШЕНИЯМИ ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКИ РАЗВИТИЯ-САМОРАЗВИТИЯ. Не недоразвитием каких-то там функций мозга, а нарушением внутренней логики самого процесса становления личности, личностного роста.

<...>

У слепоглухих детей процесс изначально носит ДЕГРАДАЦИОННЫЙ характер. Из-за невозможности общения с окружающим миром обычными способами, предполагающими использование зрения и слуха, ребенок оказывается в состоянии, по ходячему в соответствующей литературе выражению, "полуживотного-полурастения". Не из-за слепоглухоты непосредственно (лишь косвенно), а из-за одиночества - из-за невозможности нормально взаимодействовать, прежде всего, с матерью. При раннем сиротстве или жизни в асоциальной семье тоже происходит нарушение логики. Здесь ребенок недополучает ЛЮБОВЬ. ОН - ЛИШНИЙ.

<...>

У значительной части беспризорных родители вели асоциальный образ жизни еще до рождения детей. Попросту говоря: пьянь и наркота. Вот и нарушение нормальной логики процесса. Еще до рождения! А затем и после - ребенок лишний, нелюбимый, обуза... А на улице к нему по меньшей мере безразличны. "А я, маленький, всеми покинут, позабыт от людей", - есть такая песенка беспризорников. Тут тоже имеет место деградация, последствия которой потом очень трудно преодолеть. Чем дольше она длилась, тем труднее преодолевать последствия. Тем скромнее результаты попыток преодолеть.

<...>

Что касается того, что "большинству педагогов" претит сама идея "отбора"... Мягко говоря, не вникли, не вдумались, о каком именно отборе И РАДИ ЧЕГО идет речь. Жестко говоря - АБСТРАКТНЫЕ ДЕМОКРАТЫ, АБСТРАКТНЫЕ ГУМАНИСТЫ. ФАРИСЕИ, которым, по слову Христа, суббота важнее человека.

Среди беспризорных, несомненно, есть дети, более или менее способные к самовоспитанию, обучению, к социальной реабилитации в итоге. Кто наделил их способностями - особый вопрос, если Бог - я посылаю Вас к Богу, но без вопросов, другое: талантливым НАДО ДАВАТЬ ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ. Что это еще - К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ, ДАЛЕЕ ВООБЩЕ НЕЦЕНЗУРНО! - что это еще за ДИСКРИМИНАЦИЯ ТАЛАНТОВ? С какой стати??? Вот уж действительно, НИЧЕГО БЕЗНРАВСТВЕННЕЕ НЕЛЬЗЯ ПРИДУМАТЬ!!!

ТЕХ, КТО РАЗВИВАЕТСЯ БЫСТРЕЕ, - ПРИДЕРЖИВАТЬ, РАДИ ОСТАЛЬНЫХ, БОЛЕЕ МЕДЛЕННО РАСТУЩИХ - _П_Р_Е_С_Т_У_П_Н_О_.

<...>

В чем заключается Ваш вопрос? Не безнравственно ли будет сосредоточить Ваше педагогическое внимание на этих самых "талантливых"? А не безнравственно ли будет, спрошу я Вас, ВООБЩЕ не обучать этих ради остающихся?

Да как же вы смеете, ради какой-то там идиотской уравниловки, придерживать за хвост эволюцию человечества? ДАЙТЕ ДОРОГУ ВСЕМ! А уж кто и как далеко сможет по ней пройти - разговор особый. И тем более особый разговор, ПОЧЕМУ одни проходят дальше, а другие - ближе.

Вот и отбирайте, и создавайте другой приют, в котором кроме требований не употреблять наркотики и алкоголь будет и требование продуктивно трудиться (естественно, в меру детских сил, как в семье), и обязательный выпуск в самостоятельную жизнь. Не все дети попадут в этот приют. "Другие" найдут себе место в других приютах, ИЛИ НИГДЕ. ПУСТЬ НЕ ИДУТ.

<...>

Деградация ВСЛЕДСТВИЕ РАННЕГО СИРОТСТВА даже хуже, чем ВСЛЕДСТВИЕ СЛЕПОГЛУХОТЫ. ПОТОМУ ЧТО НЕ СТОЛЬ ОЧЕВИДНА.

Бывает, что дети-инвалиды, особенно тяжелые, не становятся субъектами собственной реабилитации. Остаются ее объектами. Они попросту даже не подозревают, что не таковы, как другие.

ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ СТАВИТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ ПРОБЛЕМУ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМУ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ.

Этот девиз Суворова в корне противоречит внедряемой у нас западной политкорректности и заставляет задуматься о том, является ли естественной нынешняя педагогическая нравственность "равенства". Насколько это случайность... или мистика... или имеющая неизвестные рациональные причины, но очень неоднозначная связь, что другая нравственность, как будто противоположная установкам добрых батюшек, машущих кадилами по учреждениям детского призрения, возникла именно в святом месте, в Сергиевом Посаде, в 10 минутах неспешного хода от сердца Русской Православной Церкви 1.

Эта другая нравственность, будучи оснащенной гуманной, ненасильственной педагогикой, могла бы вернуть к гражданской жизни сотни тысяч беспризорных. Но не всех, конечно.

И в том и в другом случае речь идет о формировании личности в раннем возрасте. Это очень похоже на различение ранней и поздней слепоглухоты. Последствия ранней катастрофичны, последствия поздней - более/менее преодолимы. Моя - поздняя: ослеп в три года, но оглох в ДЕВЯТЬ лет.

<...>

Попытки обучать - не безнадежны все равно. В КАКОЙ-ТО МЕРЕ преодолевать получается. И надо стремиться - В МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ. А не умывать руки: "Он такой, ничего не поделаешь..." ПРОБУЮТ ОБУЧАТЬ - ВСЕХ. Другое дело, что при длительном периоде ДЕГРАДАЦИИ ВМЕСТО РАЗВИТИЯ, результаты обучения весьма проблематичны. В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ обучить всегда удается. Но, увы, степень эта чаще всего - на уровне тяжелого общего недоразвития (личностного, конечно).

<...>

Пока ребенка не начнут обучать, - пока он не попадет в руки людей, знающих, как это делать, проходит какое-то время, и немалое. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. Что происходит в это время с ребенком? Он - живое существо, а не чемодан в камере хранения. Чемодан будет смирно ждать, пока он понадобится владельцу. Живое существо не ждет. Здесь нет среднего, здесь именно ИЛИ - ИЛИ. ИЛИ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ-САМОРАЗВИТИЯ, ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС - ДЕГРАДАЦИИ. Если нет усложнения - неизбежно упрощение, РАЗЛОЖЕНИЕ ТРУПА. И наконец-то приступить к обучению такого ребенка - все равно, что воскрешать мертвого.

Что нам стоит дом построить?

На сегодняшний день интернатные учреждения открытого типа являются самой массовой моделью в русскоязычном беспризорном пространстве. При их нынешней идеологии у этой отрасли есть реальная перспектива соизмериться по абсолютным финансовым показателям с крупнейшими отраслями экономики.

На смену лицемерному коммунистическому равенству пришло еще более лицемерное равенство политкорректности. Согласно ему, белые равны черным, тупицы - талантливым, инвалиды - здоровым, а женщины - мужчинам. Но своей практичности Запад при этом не растерял: туалеты "M" и "G" все еще строят раздельные. Со времен становления политкорректности в ее сытых протестантских и католических приходах никогда не было такого количества беспризорных, как у нас. Объявив и внедрив свободу наркоманам, бомжам и другим "людям с иными формами поведения", западники отнюдь не перестали заботиться о будущем своего общества - детях. Они переписали несколько статеек в законах и перенесли огонь пропаганды на проблему "насилия над детьми в семье". То есть вести себя ты свободен по иному, а вот ребенка своего ни ремнем, ни пальцем! Иногда доходит до казусов, случаются в этом юридическом поле и свои Павлики Морозовы, но, в общем, эта система исправно действует: из таких семей судебно-полицейские органы изымают либо источник насилия, либо ребенка. В другую семью или интернат, которые, конечно, хуже нормальной семьи, но уж лучше такой. Даже с грудного возраста, в домах ребенка современная педагогика и психология позволяет получить приемлемый процент людей с "не иными" формами поведения. Таким образом, развитые страны в зародыше подавляют возможность возникновения массовой популяции беспризорных. У нас про насилие в семьях орут только несколько истеричных общественных организаций, тщащихся на жалкие грантовские центы внедрить западные методы социальной работы, которые в отрыве от западной же законности выглядят как карбюратор на морде у лошади.

Почти всех наших беспризорных в семье регулярно били! И не ремешком по попке, за что на Западе уже можно получить "условно", а всерьез, с ненавистью и тщанием.

Великая Криминальная Революция 19 августа 1991 года - условная дата. Процессы шли и раньше. "Свобода бить посуду..." и, заодно, детей и свобода их не кормить, когда посуда разбита, наступали постепенно. Даже еще до первых явных послаблений 1988 года, когда наркоманов стали считать не преступниками, а больными. Следующим шагом стала свободная торговля квартирами при видимости контроля: справка о том, что в квартире не прописаны дети, стоит в пять раз меньше одного квадратного метра жилья.

Детям, родившимся уже при этой свободе, сейчас в среднем 15 лет. Во взрослую жизнь беспризорной страны вступает беспризорное поколение. При линейном развитии существующей социальной системы и соответствующей ей системе адаптации, ВСЕ беспризорные обречены либо на приютскую жизнь, либо на жизнь бомжей. Конец - или замерзнут, или будут замордованы какими-то подонками, либо пойдут в зону и там все равно сгинут. В "семьях с необычным поведением" - полноправных ячейках демократического общества - выковываются новые миллионы инвалидов детства, и вскорости для них потребуются новые места в системе призрения.

Остановить этот конвейер, прекратить появление новых беспризорных мы не в силах. Даже политической воли правительства и парламента для этого мало! Нужна законность... В общем, это опять из области мечтаний. А новые приюты, детдома, интернаты - это не мечта, а реальность. Несмотря на бедность, они появляются. Механическое увеличение их количества, если поспеет за введением в строй новых беспризорных, может уменьшить количество беспризорных на улице, что, конечно, уже благо. Но не суммарное количество неработоспособных. Многим из них предстоит провести в приютах всю жизнь. Деньги помогут воспитанникам жить сытнее, полнее, духовнее - это тоже благо. Но на пути превращения хотя бы части беспризорных в работоспособных граждан, прежде финансовых, стоят нравственные, идеологические проблемы.

Приют или интернат с другой идеологией по деньгам стоит не дороже, чем обычный. 2 Но это не означает, что создать его легко. Где взять для него кадры? Как оградить их от праведного гнева педагогической и прочей политкорректной общественности?

Обычный, типичный работник или руководитель интернатного учреждения не погружается в "дебри философии". Он говорит, примерно так: не могу установить никакого граничного возраста пребывания ребенка в учреждении; "выпускать" ребенка из учреждения - это все равно что выгонять его на улицу, это безнравственно. Так же безнравственно отбирать в отдельные учреждения контингент детей, которые поддаются социализации, потому что приюты должны принимать всех, а отбор безнравственен. 3

В то же время поведение педагогов приютов и интернатов лишний раз доказывает несостоятельность огульного экономического детерминизма. У нас еще есть люди, работающие на мизерную зарплату, да, они вопят об ее повышении, но не уходят за прилавок, а, как могут, заботятся об этих детях. Каковы бы ни были их личные мотивы, но по факту поведения нравственность для них приоритетнее экономики. "Мы в ответе за тех, кого приручили", - говорят они, и ни при каком ни понижении, ни повышении зарплаты не предадут ни своих принципов, ни своих воспитанников.

- А если назначить ваше учреждение экспериментальной площадкой, дать все, что в смете напишете?.. Только в той же смете извольте написать крайний возраст пребывания и процент живущих самостоятельной жизнью! И отвечайте за невыполнение этих показателей увольнением с работы. Беретесь?

Только один из нескольких десятков (для остальных сама постановка вопроса о "выпуске", как я уже писал, аморальна) с трудом преодолевает свое отвращение и говорит... - НЕТ!

Виктор Воронов (Самара), заместитель директора по социально-педагогической работе госучреждения "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Школа Спасателей": При том, что уровень свободы деятельности, свободы в содержательной части работы у нас просто невообразимый (на самом деле никому нет до нас дела, и разрешено все, что мы сами допускаем) - этого недостаточно прежде всего потому, что СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ (я сюда включаю все, что относится к школьному возрасту, в том числе и приюты-интернаты-детдома) сводит на ноль все усилия. Более того, наша работа, подаваемая СИСТЕМОЙ как ее достижение, еще и укрепляет эту СИСТЕМУ. Потому как возникает иллюзия, что не все так плохо, если где-то хорошо. Скажем, тот же Ковалевский детский дом - к тому, что там так хорошо, никакого отношения госструктуры не имеют (разве что - в смысле того, что не мешают). Но его пример уже используется как доказательство благополучия в системе детских домов. При всем нашем оптимизме-альтруизме-энтузиазме, все больше тянет "на баррикады" - вопить во весь голос, что ШКОЛА РАЗРУШЕНА, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, что ДЕТСТВО, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ВНЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА, что ТОЛЬКО ОДНА РЕФОРМА МОЖЕТ СПАСТИ РОССИЮ - РЕФОРМА ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ! РЕАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧИТЕЛЯ! А все "экспериментальные площадки" и прочие инновации - если у кого есть силы и вера - вперед!!! Я за них только порадуюсь. Меня же, дай Бог, чтоб хватило продолжать, то, что есть у нас. В идеале - довести таки до хотя бы минимально необходимого материального обеспечения.

Мы ничего не сможем сделать, пока не повышена зарплата всем учителям России, пока не повышен статус учителя (при уточнении выясняется, что статус не повышается автоматически от зарплаты, и подъять его разово нельзя - это длительный процесс). СИСТЕМА сведет на ноль все результаты деятельности экспериментальной площадки. Самая неразрешимая проблема - КУДА выпускать тех, кто уже реабилитирован?

Не помогают предъявляемые мной живые примеры, как пашут на стройках, в порту, у прилавков, на заводах и живут на съемных квартирах приехавшие из сел, из малых городов парни того же возраста. Безо всяких сопровождающих социальных педагогов и психологов они находят себе трудное и небогатое место в жизни. В той же стране, в том же городе, в том же таком страшном, но вот уж каков есть, мире.

Речь идет о грядущем крахе России в целом, если кардинально не изменить положение образования и детей, если угодно, ДЕТСТВА. Не сможем! Куда их выпускать??? Некуда!!!

Что в моем переводе с педагогического означает: ты нам государь вевепе, или как бишь тебя - кучма, батька, - построй вокруг моего приюта чистенькую процветающую страну "и не забудь про меня", а тогда уж я в это благолепие впишусь самым наилучшим образом.

А кто ж строить-то будет?

Примечания:

Вернуться1 В 1990 году Сергиево-Посадский реабилитационный центр слепоглухих переехал в новый комплекс зданий, который размещается дальше от Лавры, на улице Пограничной. В нем есть свой храм, настоятель, отец Зенон - монах Лавры.

Вернуться2 В этой статье говорится только об учреждениях открытого типа, то есть не тюремных, не принудительных. Я намеренно вперемежку использую слова "приют", "интернат" и иногда даже "детдом" почти как синонимы. Понимаю, что это изначально разные типы учреждений, но наблюдаю тенденцию к постепенному смешиванию их функций и состояния.

Вернуться3 Мечтаю получить опровержение.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валентина Бакмастер, Изоляция /01.04/
Дом мы построили за 4 месяца. Удивили даже специалистов не только быстротой, но и качеством. Специалисты не могли придраться к поверхности стен. К положительным итогам можно отнести также денежный баланс: за 200 тысяч долларов мы построили дом из разряда "luxury house". Вот только не знаю, как долго нам придется жить в "доме нашей мечты".
Михаил Завалов, Текстуальные страдания и скоромные радости психкорректора /31.03/
Пишут в РЖ авторы, без конца и без края. А мне по долгу службы приходится все это читать. В качестве механизмов психзащиты вырабатывается склонность к стебу, и везде начинают мерещиться похабности, даже в таком невинном предложении, как: Путинское большинство необходимо воспитывать - по тревоге поднимать и опускать, и так много раз. Нет, бывает в жизни счастье!
Надежда Кожевникова, И за царя, за родину, за веру /28.03/
Америка теряет лицо - нам такое не в диво. А вот гражданам США, приученным гордиться своей страной? Президентов они переизбирают жестко, без сантиментов. Матери, что положили в войне сыновей, при новых выборах выступят спаянно: вот и весь секрет демократии. За ней люди стоят. "Обыкновенные", которым внушили, что их жизнь не медный грош.
Валентина Бакмастер, Фанерными дверьми громко не хлопнешь /26.03/
Американские дома удивляют во всяких смыслах: и положительном, и отрицательном. Но только после того, как мы сами построили дом, стало ясно, что это единственный способ получить заведомо качественное жилище. В остальных случаях это "кот в мешке".
Надежда Кожевникова, Маркиз де Сад нашего времени /20.03/
Встретив 60-летие в тюрьме, Лимонов обставил современников-соотечественников: теперь если кто и последует его примеру, обречен на плагиат. В масштабах мировых Лимонов - лишь преемник маркиза де Сада; но если маркиз все врал, приписывая себе небывалую порочность, Лимонов пошел дальше: прежде чем написать, ему хотелось еще и пережить.
предыдущая в начало следующая
Михаил Кордонский
Михаил
КОРДОНСКИЙ
jar@paco.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100