Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Опыт реабилитации большевистского переворота с либеральных позиций
K 86-летнему юбилею Октябрьской революции

Дата публикации:  6 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кто сделал октябрьскую революцию?

Несомненным фактом является абсолютное преобладание в дореволюционной России крестьянского населения. Таким же фактом является и то, что крепостное право было юридически отменено в 1861 г., но его пережитки в большом объеме сохранялись вплоть до Октябрьской революции.

Для сравнения: в Англии крепостное право фактически исчезло уже в XIII веке.

То, что при неспособности правящей элиты в России решить "аграрный вопрос" страну ждет кровавая бойня, - многим вдумчивым наблюдателям было ясно задолго до 1917 г. Еще в 60-е гг. XIX в. не кто иной, как Ф.Энгельс, писал: "А если это [крестьянское восстание] произойдет, то настанет русский 1793 год; господство террора этих полуазиатских крепостных будет невиданным в истории"1.

Таким образом, основной силой, вырвавшейся наружу (почти) вместе с большевиками (и, отчасти, под их руководством) были миллионы "полуазиатских крепостных", жаждущих мести за несколько столетий крепостного права. И выиграли Гражданскую войну большевики, главным образом, опираясь на поддержку этого крестьянства.

В текстах, относящихся к концу Гражданской войны, Ленин анализирует позицию крестьянства на протяжении Гражданской войны и констатирует две (а на Украине даже три) большие волны колебаний крестьянства:

Первый этап. Крестьяне в массовом порядке поддерживают большевиков и обеспечивают так называемое "триумфальное шествие Советской власти".

Второй этап. Крестьяне, столкнувшись с реальной властью большевиков, проявляют недовольство и - опять-таки в массовом порядке - переходят на сторону "белых", чем обеспечивают установление контроля последних над большей частью территории России.

Третий этап. Испытав на себе порядки при "белых" и сопоставив их с порядками при "красных", крестьяне выбирают "меньшее из двух зол" и тем обеспечивают окончательную победу большевиков.

А на Украине случилось так, что крестьяне успели во второй раз разочароваться в большевиках, в связи с чем Ленин настоятельно рекомендует товарищам по партии вести себя по отношению к украинским крестьянами более лояльно...

Теперь о проблеме руководства этой вырвавшейся наружу стихией со стороны большевиков. Собственно, Февральская революция, заставшая, как известно, большевиков врасплох, была и ответом на эти народные настроения, и, в свою очередь, обеспечила дальнейший их выход наружу: массовые расправы крестьян с помещиками начались сразу после февральской революции и продолжались как постоянный "социальный фон" деятельности Временного правительства; как, впрочем, и продотряды, созданные для экспроприации "излишков" у крестьян, были изобретением Временного правительства, а вовсе не большевиков. Вообще, большевики "придумали" существенно меньше, чем им принято приписывать.

Несомненно, что большевики сделали все возможное, чтобы взять эту стихию под свой контроль. Несомненно также, что большевики (Ленин, во всяком случае) отчетливо понимали, с какой стихией им приходится (и предстоит) иметь дело. В одном тексте Ленина, относящегося к лету 1917 г., есть такой диалог с оппонентом (цитирую по памяти, но за смыл ручаюсь). "Вы, - говорит Ленин, - утверждаете, что мы (большевики) в 100 раз радикальнее народа. Это глубочайшее заблуждение: народ в 1000 раз радикальнее вас, меньшевиков, и в 100 раз радикальнее нас".

Помнится, к 50-летию Октябрьской революции появился такой анекдот: ЦК КПСС принял решение наградить Николая II (посмертно) орденом Ленина за создание революционной ситуации в России. В этом анекдоте всяко больше исторической логики, чем в возложении ответственности за "революционную ситуацию" на большевиков.

С "крестьянским вопросом" связан еще один "демократический" аргумент против большевиков - они были политическим "меньшинством" России, вовсе не выражали интересов российских крестьян, "украли" программу у партии социалистов-революционеров и на выборах в Учредительное собрание "крестьянское большинство" было получено как раз эсерами, а не большевиками. Все вроде в точности соответствует фактам. Есть, однако, два "но"...

Во-первых, как справедливо отвечал Ленин на эсеровские обиды, грош цена той партии, которая сама не в состоянии реализовать собственную программу. К тому же "левая" часть эсеров пошла тогда вместе с большевиками, не без основания полагая, что помощи в реализации родной "крестьянской" программы можно ждать скорее от большевиков, чем от "правых" товарищей по своей партии.

Во-вторых, весьма поучительно провести параллель между двумя российскими революциями - начала и конца XX века. Российские демократы конца века получали на первых свободных выборах значительное число голосов ровно там же, где большевики получили большинство на выборах в Учредительное собрание: в Москве, Петрограде, на Урале, то есть в наиболее продвинутых в экономическом и культурном отношении центрах России. Причем голосов большевики получили даже больше, чем их "наследники-противники" конца века. Не говоря уже о том, что демократы конца 80-х - начала 90-х не сумели повторить успех большевиков на выборах в Учредительное собрание от военно-морского флота! При этом не секрет, что за последние 10-15 лет реальное влияние "демократическо-либерального меньшинства" на проводимую государственную политику превышало уровень его поддержки на выборах уж всяко не в меньшей степени, чем в период Октябрьской революции аналогичное влияние большевиков превышало уровень их электоральной поддержки...

Так что, оставаясь последовательным, придется или одновременно осудить обе российские революции - либо, напротив, поддержать, одобрить обе: и Октябрьскую революцию большевиков, и российскую демократическую революцию конца XX века. Лично я склоняюсь ко второй позиции...

Когда в России исчезло крепостное право?

Дальнейшую, послереволюционную, судьбу крепостного права в России можно хорошо проследить по эволюции паспортной системы2.

Еще в 1930 г. Малая Советская Энциклопедия статье "Паспорт" писала: "Паспорт - особый документ для удостоверения личности и права его предъявителя на отлучку из места постоянного жительства. Паспортная система была важнейшим орудием полицейского воздействия и податной политики в так называемом полицейском государстве... Советское право не знает паспортной системы".

Восстановление феодальных порядков в аграрном секторе (коллективизация), а затем и распространение этих порядков на промышленность (в ходе индустриализации) и всю общественную жизнь сопровождалось, естественно, восстановлением паспортной системы как "важнейшего орудия полицейского воздействия и податной политики в так называемом полицейском государстве". 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, которым в СССР вводилась паспортная система и обязательная прописка паспортов.

Следует подчеркнуть, что восстановленная паспортная система своим феодально-крепостническим острием была направлена именно против крестьян: паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство сразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Уехать в город и жить там без паспорта они не могли: согласно п.11 постановления о паспортах такие "беспаспортные" подвергаются штрафу до 100 руб. и "удалению распоряжением органов милиции". Повторное нарушение влекло за собою уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 г. в УК РСФСР 1926 г. статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет.

Хорошо известно, что максимум ужесточения крепостных порядков для промышленных рабочих пришелся на 1940 г. Но в промышленности открытые проявления крепостного права продержались недолго. Другое дело - сельское хозяйство, где закрепощение сразу было полным (с 1932 г.) и сохранялось десятилетия.

В 60-е годы при формальном сохранении крепостнического законодательства появилась множество фактических возможностей получить паспорт и уехать из деревни: после службы в армии, при поступлению на работу на промышленные предприятия по оргнабору и т.п. В результате к началу 70-х гг. наиболее активная часть сельского населения сумела перебраться в город.

Наконец, только в 1974 г. - когда в деревне уже практически не осталось желающих ее покинуть - началась поэтапная юридическая отмена крепостного права в России. Новое "Положение о паспортной системе в СССР" было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. за #677, подписанным главой Правительства А.Косыгиным. В отличие от всех предыдущих постановлений теперь паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 г. и закончилась 31 декабря 1981 г. За шесть лет в сельской местности было выдано 50 млн. паспортов.

Сопоставим даты: всего лишь через три года после окончательной и полной ликвидации "советского" крепостного права в России (а продержалось оно 50 лет!) лидером страны становится М.Горбачев, под руководством которого КПСС начинает "перестройку" и приводит Россию к демократической революции ровно так же, как Временное правительство, созданное после Февральской революции 1917 г., привело Россию к Октябрьской революции.

Между двумя этими революционными эпохами в России есть поразительное сходство. И не только в "революционном сознании", разрушении памятников и переименованиях городов и улиц.

Так же, как и большевики, российские реформаторы пришедшие на смену "временному правительству" Горбачева-Рыжкова-Лигачева, вынуждены были пытаться брать под контроль, упорядочивать масштабные процессы, запущенные прежней (коммунистической) властью - дезорганизация финансов, распад государственных институтов, приватизация и т.п. А. Чубайс, строго говоря, вовсе не начал приватизацию, но попытался стремительно раскручивающийся "спонтанный" процесс взять под контроль, ввести хоть в какие-то общие правовые рамки. Основа "неправедного богатства" всех так называемых "олигархов" была заложена еще в конце 80-х, под мудрым руководством коммунистической партии...

Можно провести еще две поучительные параллели между двумя названными революционными эпохами.

Так же, как и большевики в Гражданской войне, российские демократы-реформаторы конца века, прежде чем толком приступить к реформам, вынуждены были завоевывать легитимность своей власти - ровно по Ленину: "есть ли вы вообще государственная власть - или вам это только кажется?" И в данном случае не обошлось без вооруженного насилия (октябрь 1993 г.).

Половинчатые реформы большевиков 20-х годов (НЭП на деле ведь не был полноценным экономическим курсом) привели к экономическому кризису (1928 г.) и жесткой развилке: то ли углублять НЭП, то ли опираться на привычные феодальные порядки?

Точно так же непоследовательные реформы "демократов-либералов" середины 90-х гг. привели к финансовому кризису (1998 г.) и аналогичной жесткой развилке: то ли углублять реформы, то ли вернуться к привычным советским методам?

Но есть и фундаментальное отличие. За время, разделяющее две эти революционные эпохи, в России была осуществлена модернизация и полностью ликвидировано крепостное право; население стало преимущественно городским и образованным; в значительной мере осуществилась так называемая "демографическая революция". Все это и предопределило неизмеримо более, скажем так, гуманный характер революционной практики конца века по сравнению с аналогичной практикой начала века; предопределило и отличие выходов из схожих жестких развилок, поставленных тогда и теперь соответствующими экономическими кризисами...

Поэтому "реставрация по Сталину" и "реставрация по Путину" - по отношению к предшествовавшим революциям - столь разительно отличаются друг от друга.

Примечания:

Вернуться1 Т. 12, с. 701. Здесь и ниже все ссылки на произведения Ф.Энгельса даются по 2-му изданию собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, а ссылки на В. Ленина - по 5-му изданию собрания его сочинений.

Вернуться2 В изложении этой темы использованы опубликованные работы К.Любарского.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Гефтер (1918-1995), Октябрьская революция: событие, эпоха, феномен сознания /06.11/
Мы вправе именовать десятки лет после переворота 1917 года двуединством освоения и отрицания Октябрьской революции - подобно тому, как в ХIX веке историк видит и овеществленную, и отвергнутую духом и действием Великую Французскую революцию.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-59 /06.11/
Что делать тому, кого не устраивает ни триумф спецслужб, ни Михаил Ходорковский в качестве символа свободы? Те по умолчанию причисляются к питерским силовикам, т.к. отказываются разделять убеждения "классических либералов". Можно ли спорить с людьми, использующими эту логику? С такими людьми не спорят. Им желают счастья.
Дмитрий Шушарин, Крысиный марш /04.11/
Арест Ходорковского - не государев каприз. Это часть общего и вполне рационального плана, по которому надо изолировать спонсора практически всех партий, с тем чтобы гарантированно получить конституционное большинство и уже в марте решить проблему бессрочного президентства. Вывод? Как ни странно, "все на выборы".
Надежда Кожевникова, Все мы жители того самого дома /03.11/
Вдова Анатолия Рыбакова рассказала, что живет в Доме на набережной; это меня озадачило. Когда отец Татьяны Марковны был расстрелян, а мать - арестована, детей выкинули из роскошных хором. И вот туда, в зрелом уже возрасте, вернуться? Перегружать так собственную психику? Компенсации ради, из-за амбиций? Почему, откуда такая тяга?
А. Кнебекайзе, На фоне Пушкина снимается ток-шоу /01.11/
Для тех, кто передачу не смотрел, поясню, что Михаил Веллер утверждал, что Пушкин - это национальный миф, а миф устаревает, а Светлана Конеген возражала, что Пушкин - это национальный бренд, а бренд вечен.
предыдущая в начало следующая
Олег Вите
Олег
ВИТЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100