Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Не буди лихо!
Дата публикации:  25 Ноября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вот уж не думал, что стану снова полемизировать с Дмитрием Быковым, но приходится. Новый его "квикль" не сравнишь с предыдущим: Быков серьезен и сосредоточен. Даже историчен (в смысле - пытается вывести некоторые уроки страны из ее истории). И, по-моему, снова бьет мимо цели.

Хотя на этот раз ему в логике не откажешь. Главный вопрос, которым он задается: "Почему в России бывает или бардак или барак?". И те, кто помнят ближайшую российскую историю - большевистскую, могут понимающе закивать головами.

Но Россия как страна родилась не вчера. Не в годы большевизма. Упоминаемые Быковым Грозный, Петр I и Сталин, которые "становятся героями исторических блокбастеров во всем крещеном и некрещеном мире", действительно имеют общие черты, но разного в них все-таки больше.

Недаром Сталин был недоволен Грозным, что тот не уничтожил еще несколько боярских родов (из Рюриковичей) и не установил тем самым абсолютную деспотию.

Петра, как выписал Пушкин из исторического труда Голикова, народ считал антихристом. И все же и у этого властителя, повернувшего Россию лицом к Западу, хватило ума не уничтожать генофонд нации, а наоборот - опираться (или делать вид, что опирается) на него.

Что такое генофонд нации, потеря которого если и восстановима, то спустя очень продолжительное время? Это прежде всего интеллигенция, которая была либо истреблена, либо выслана на "философском пароходе" еще Лениным, к кому Быков, судя по всему, относится с пиететом - по-моему, напрасным.

Возможно (хотя не уверен: уж слишком часто повторял он это слово), Ленин пугался буквального исполнения своего приказа "гасстгелять!". Но только поверхностное чтение Ленина может спровоцировать такое восклицание: "Если бы хотя бы половина из задуманного Лениным осуществлялось с таким же энтузиазмом, с каким выполнялась его репрессивная программа!" Прочитай Быков более вдумчиво последние тома сочинений Ленина, и он бы понял, что репрессивная программа шла впереди всех задуманных Лениным мероприятий и что одно у него вытекало из другого. Если интеллигенция "не мозг нации, а г...о", как писал он Горькому, то с кем он хотел осуществлять задуманное? Тот же нэп. Да, он писал о нем: "всерьез и надолго", но не было ли это обычным для него надувательством, как, скажем, апрельские тезисы, а через несколько месяцев прямо противоположные им ленинские записки товарищам, подталкивающие их взять власть? Нэп прикончил Сталин, это правда. Но, как я сам помню еще по своему детству, Сталина называли "Ленин сегодня". Только ли потому, что он приказал прессе так себя называть? Или потому, что для такого названия были веские основания? Во всяком случае, продразверстка, продналог были ограблением зажиточных крестьян еще при Ленине. Следует ли из этого, что он надолго бы смирился с их существованием при нэпе, а не затаился против них?

А ведь зажиточные крестьяне были в России вторым составляющим генофонда нации. Зажиточные крестьяне как раз и чувствовали, что живут в своей стране, как чувствовали до них это купцы, допустим, в чеховское время, как чувствовали это в пушкинское время дворяне.

Философия, г-н Быков, образовывает ум, но не душу. Выводить для любой страны философскую формулу, по которой она якобы живет, все равно что пытаться предсказать развитие судьбы того или иного человека, известной только одному Господу Богу.

Ленин, г-н Быков, так же отличается от Горбачева, как Сталин от Путина. Конечно, противно было узнать, что в каком-то провинциальном российском городе установлен бюст людоеда, уничтожившего миллионы своих сограждан. Конечно, тревожно было узнать, что прежде власти этого города устанавливать подобный бюст не решались, а решились нынче, посчитав, очевидно, что для этого настало время. Конечно, противно видеть портреты этого узколобого мыслителя, носимые сейчас коммунистами на любые их праздники. И все-таки соглашаться с Вами, что Россия - это страна, "которая из любых реформ устраивает либо вакханалию террора, либо кровавую баню", не хочется. Охотно верю, что Вы избавились от иллюзий, которые питали, покуда существовала газета "Консерватор", но не могу согласиться и с новой Вашей ролью - Кассандры, прорицающей, в частности: "И опять начнется кровавое, очень интересное, страстное самоистребление - с ожиданиями ночных звонков и прочими острыми ощущениями". Положите руку на сердце и признайтесь, не было ли у Вас такого предчувствия в августе 1991-го или в октябре 1993-го? А если было, то подумайте о том, насколько ближе было оно к тогдашнему, а не к теперешнему времени.

Мы живем в тревожное время? Согласен. Но недаром говорит народ: не буди лихо, пока тихо. Будем следовать этой мудрой пословице.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Немцев, Наша русская философия /21.11/
В продолжение темы статьи Николая Плотникова "Философия для внутреннего употребления". Философия выполняет свои функции в мировой культуре, не являясь ни литературой, ни наукой, ни богословием... будучи просто философией; и она должна быть! Наша философия есть русская философия; будем же русскими философами всерьез.
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-60 /19.11/
Есть два занятия, которые интереснее любого созидания: воровство и садомазохизм. И этим занятиям Россия предается со страстью, с которой остальной мир делает самые большие кинотеатры или самые маленькие мобильные телефоны. Каждому удается свое - нам удаются растраты и расправы. И потому смешно спрашивать, будут ли репрессии.
Виталий Найшуль, Мы ныне - рассеянный народ, /17.11/
не имеющий прочных государственных и общественных институтов. Наши институты должны стать совершенными, как римское право, эффективными, как американский бизнес, и прославиться, как суворовская армия.
Революция-2005: национальный рост или национальная катастрофа /14.11/
Доклад, подготовленный экспертами Фонда "Территория будущего" (Дмитрий Шушарин, Дмитрий Петров, Василий Жарков). В России нарастает угроза традиционалистской реакции, начавшейся с передела собственности. Результаты преобразований последнего десятилетия нуждаются в жесткой защите - это залог дальнейшей модернизации страны.
Владимир Спиридонов, Взятки сладки /13.11/
Традиционная негативная оценка взяточничества, имеющая место в СМИ, выступлениях политиков и т.д., является чисто декларативной. С точки зрения участников нашего опроса этот предмет не требует осуждения. Взяточник - реальная часть жизни; взятка и блат - нелегкие результаты активной деятельности, доступные далеко не всем.
предыдущая в начало следующая
Геннадий Красухин
Геннадий
КРАСУХИН
Главный редактор газеты "Литература"
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100