Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Теория архетипа
Определение архетипов таксонов ранга царства природы

Дата публикации:  16 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Предположим теперь, что матрица представляет собой искомый архетип, т.е. упорядоченный набор предельно идеализированных понятий аналитических объектов, которые соотносятся с некими таксонами, предположительно таксонами ранга царства природы. Приступим теперь к отождествлению архетипов с таксонами. Для этого предположим, что архетипы таксонов отличаются друг от друга отсутствием предмета интереса какой-либо группы специалистов. Так, минералогу нечего изучать у растений, а ботаник при всем желании не сможет изучать животных (он, конечно, может, но при этом будет рассматривать животных как растения). Сечения матрицы по видам исследовательской деятельности, по столбцам позволяет предположить, что вся матрица в целом отражает структуру таксона "люди", т.к. только люди являются предметом интереса социологов. У людей есть такие объективированные свойства, как организм, эмоции, химические элементы конструктивные вещества, гены и т.д., однако людей определяет принадлежность к социальным группам (статический уровень), поведение (динамический уровень), изготовление и использование вещей и веществ (физический и химический уровни), существование стереотипов социальных отношений - социальных институтов (генетический уровень), наличие потребностей (физиологический уровень), владение языком (психологический уровень) и обладание определенными идеологиями (социально-психологический уровень)153.

В отличие от людей - как царства природы - высшие животные не могут быть описаны в понятиях социологии. У животных, как и у людей, есть организмы, клетки и молекулы, но у них нет ни культуры, ни социальных групп, они не владеют языками, т.е. у них отсутствуют признаки, выражаемые понятиями социологии. Высшие животные живут в группах непосредственного взаимодействия (статический уровень), обладая определенным статусом в них, они взаимодействуют с себе подобными, они способны к восприятию физических и химических стимулов (физический и химический сенсорные входы), обладают индивидуальностью (генетический уровень), памятью (привычками, условными рефлексами) - это физиологический уровень, способны к символическому отображению ситуаций взаимодействия, т.е. к мышлению, - это психологический уровень.

Архетип таксона "высшие животные" может быть представлен следующей матрицей (табл. 15).


В отличие от царства высших животных, царство простейших не может быть описано в понятиях социальной психологии. Простейших специфизируют понятия психологии. У них есть некий внешний вид, выражающий эмоциональные состояния (статический уровень), что подробно описано Домбровским в монографии "Психология инфузорий"154. Они активны (динамический уровень), у них - возможно - есть биополе (физический уровень). Медиаторы в их "нервных" системах образуют химическую основу для активности и выражения эмоций (физиологический уровень)155.

В отличие от высших животных, у простейших нет мышления, памяти и других признаков, объективированных в понятиях социальной психологии (табл. 16).


Для царства растений (табл. 17) характерно то, что его представители не могут быть описаны в специальных понятиях социологии, социальной психологии и психологии. Растения целиком и полностью описываются понятиями физиологии. У них есть физиологическое тело - предмет морфофизиологии (анатомии растений), они поддерживают свое тело в гомеостазисе (динамический уровень), у них есть организм (предмет биофизики), конструктивные вещества (предмет биохимии), они имеют наследуемые физиологические характеристики - генетотрофию (генетический уровень)156.


Для царства бактерий (табл. 18) характерно то, что их невозможно описать в терминах физиологии, психологии, социальной психологии, социологии. Но бактерии описываются понятиями генетики (а также химии, физики, механики). У бактерий можно выделить индивидов (статический уровень), они способны к размножению (динамический уровень), они имеют клеточное строение (физический уровень), их жизнь регулируется генами (химический уровень)157.


Для описания царства минералов (табл. 19) неприменимы понятия социологии, социальной психологии, психологии, физиологии и генетики. Но минералы описываются химическими понятиями. Они могут быть представлены как соединения химических элементов (статический уровень), они способны аккумулировать теплоту (динамический уровень). Минералы имеют молекулярную структуру (физический уровень)158.


Следующее царство природы - объекты, для характеристики которых неприменимы и понятия химии. Это физические тела (статический уровень), находящиеся в состоянии движения (динамический уровень). Этот таксон ранга царства не имеет собственного имени, он, как и люди, не классифицирован. Этот таксон может быть отождествлен с миром, изучаемым классической механикой в ее ньютоновском варианте. Возможно, что споры о "физической реальности" имеют свои корни в неотождествленности ее с таксоном ранга царства природы159.

Мера составляет единственный компонент следующего архетипа, не имеющего общепринятого имени. Это архетип реальности, которую исследуют математики160.


Таким образом, у людей как представителей царства природы, есть "животная", "растительная", "бактериальная", "минеральная" и другие "части", в то время как у представителей царства высших животных есть все "части", кроме социологической.

Такое определение таксонов не расходится со здравым смыслом, оно достаточно строго и единообразно. Критерии необходимости и достаточности определений задаются исходными различениями уровней исследования, аналитических областей знания и специализаций ученых - аналитиков, совпадающими с не подлежащими обсуждению фактами существования физиков и физики, химиков и химии, генетиков и генетики и т.д.

Примечания:


Вернуться153
Как подчеркивалось выше, практически неизвестны работы, в которых бы люди рассматривались как таксон ранга царства. Люди либо сводятся к царству животных, либо вообще выводятся из систематики и рассматриваются как внешний по отношению к природным феноменам объект.


Вернуться154
См.: Домбровский Я. Психология инфузорий. - М., 1956.


Вернуться155
См.: Серавин Л.Н. Простейшие... Что это такое? - Л., 1984.


Вернуться156
См.: Жуковский П.М. Ботаника. - 5-е изд. - М., 1982.


Вернуться157
См.: Ингрем Дж. Мир микробов. - Т. 1-3. - М., 1979.


Вернуться158
См.: Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - Л., 1934.


Вернуться159
См.: Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.


Вернуться160
См.: Пуанкаре А. О науке. - М., 1983.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ксения Зорина, Шведское ассорти #4 /01.12/
Особенности национального управления в XVII веке; психология солдата; российские бизнесмены открывают Америку; студент как маргинал; теория и практика жертвенности в индийском исполнении; муки историка.
Ксения Зорина, Шведское ассорти #3 /27.11/
Блеск и нищета варваров; повседневная жизнь средневекового города; война и мир с татарами; Китай глазами русского эмигранта; мифы Зимней войны; легенда о Бизерте.
Дмитрий Стахов, Халява, сэр! /22.11/
Шариковский принцип "все поделить" остается верным ориентиром. С верой в доброго "царя", с красным - по примеру нового курского губернатора - бантом, халявщики ждут новой раздачи. Печальная история метаморфоз Клима Чугункина их не исправит.
Ревекка Фрумкина, Размышления о честном слове дворянина /21.11/
Некогда один дворянин сказал известному математику: "Зачем мне доказательство Вашей теоремы? Вы √ дворянин, и я - дворянин, мне достаточно Вашего честного слова". Шутки - шутками, но этот апокриф остается поучительным.
Вадим Белов, Империя тела: идеологические модели сексуальности /17.11/
Культура устанавливает норму, предлагает, описывает, наконец, диктует личности как она должна выглядеть. Культура становится зеркалом, посмотревшись в которое, можно увидеть свой образ, свое социальное "Я".
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100