аНАТОфема

Наталья Бабасян

Сербская Православная Церковь традиционно рассматривается Московским Патриархатом как один из самых близких союзников на поприще церковной внешней политики. Поэтому негативную реакцию Русской Православной Церкви на обострение событий в Югославии трудно назвать неожиданностью. Однако вряд ли можно было предположить, что эта реакция будет, с одной стороны, столь жесткой, с другой, - что она едва ли не в деталях продублирует реакцию государственную.

Спустя всего несколько часов после разворота в воздухе Евгения Примакова, председатель отдела внешних церковных сношений - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл фактически повторил подвиг премьера. Было объявлено, что запланированный на 25-26 марта визит возглавляемой им делегации в Рим переносится на неопределенный срок в связи с "угрозами бомбардировок Сербии с территории Италии". Живописность демарша главы церковного МИДа девальвирована, правда, двумя обстоятельствами. Во-первых, визит начинался лишь на следующий день, соответственно свой разворот владыка совершил не в воздухе, а на земле, и на "петлю Нестерова" этот вираж явно не тянул. Во-вторых, делегация РПЦ направлялась в Рим на переговоры с римско-католической Церковью, то есть - в Ватикан. Последний же является независимым государством и не имеет отношения ни к НАТО, ни к итальянским авиабазам. Более того, глава Ватикана Папа Иоанн-Павел II в тот же день выступил с осуждением бомбежек Югославии, назвав их "крушением надежд человечества".

Реакция предстоятеля Русской Православной Церкви, Патриарха Алексия II была не столь головокружительной, но не менее жесткой. 24 марта он выступил с заявлением о недопустимости военного вмешательства НАТО в югославский конфликт. Особо отметив, что "для православных сербов Косово - не только объект на географической карте, но святыня с древними храмами и монастырями", Патриарх обратился к главам стран - участниц НАТО и руководителям Североатлантического блока с просьбой не допустить применение военной силы против Югославии. Ожидать, что на фоне происходящего эта просьба будет услышана, было бы наивно, однако солидарность с сербским народом продемонстрирована в свойственной руководству РПЦ обтекаемой форме.

С началом бомбардировок тональность выступлений главы РПЦ резко изменилась. Повторив вслед за официальными представителями российского МИДа сентенцию об ущербе, нанесенном сложившемуся полвека назад мироустройству, Святейший констатировал: "Группа государств, не получив никакой легитимизации со стороны мирового сообщества, присвоила себе право судить, что хорошо, а что плохо, кого казнить, а кого миловать". Впервые за многие годы публично прозвучала в воззвании Патриарха и общая оценка политики Запада. "Грубое экономическое и политическое давление, которое все последние годы практиковалось государствами Запада для обслуживания своих интересов, сменилось откровенным насилием, - заявил он. - Весь благонамеренный мир должен ясно осознать: мы столкнулись с попыткой силой навязать народу чужую волю, утвердить двойные стандарты, подменить законные чаяния человечества интересами небольшой группы людей. Нужно твердо сказать: не все, что хорошо для отдельных кругов на Западе, хорошо для мира". Назвав происходящее грехом перед Богом и преступлением с точки зрения международного права, Патриарх счел нужным предупредить: "Нельзя лишать суверенную нацию ее истории, ее святынь, ее права на самобытную жизнь. И если народы Запада не поймут этого, суд истории окажется неотвратим, ибо жестокость повреждает не только жертву, но и агрессора."

Резкость широко растиражированного, в том числе и телевидением, воззвания главы РПЦ выделила его даже на фоне официальных выступлений большинства российских политиков и сделала в определенной степени знаковым. Патриарх фактически официально объявил, что период демонстративной приверженности Русской Церкви западным либерально-демократическим ценностям завершен. Если еще несколько лет назад о Западе как воплощении мирового зла шептались в основном по монастырским углам и в приходах ультрарадикально настроенных батюшек, а церковная верхушка делала вид, что не имеет никакого отношения к подобным настроениям, сегодня это утверждение стало официальной церковной позицией. Популярный среди православных радикалов лозунг "демократия в аду, а на небе Царство" вполне может рассматриваться как общецерковный.

С другой стороны, риторика патриаршего воззвания носит столь откровенно "левый" характер, что сегодняшние коммунисты ей могут даже позавидовать. И они, без всякого сомнения, не преминут ей воспользоваться. Едва ли не пятилетку посвятил Геннадий Зюганов созданию мифов о единстве задач коммунистов и Русской Церкви и о Патриархе как главном союзнике КПРФ на политической сцене. Наконец, у этих мифов появилась реальная почва. Более того: пошатнулся и другой миф, созданный самой Церковью в начале 90-х, - о якобы извне навязанной РПЦ необходимости отстаивать интересы развитого социализма как внутри страны, так и на международной арене. Сегодня Церковь более чем свободна, находится в положении богатой невесты, окруженной политическими женихами на любой вкус, и свой выбор делает, исходя из собственных идеологических предпочтений.

Неудивительно, что на фоне деклараций Святейшего лидеры "Правого дела" предпочли обсуждать свои инициативы совместных церковных заявлений с римским понтификом. Еще менее удивительно, что через пару дней после грозных воззваний Алексия II люди под иконами и хоругвями с пением молитв жгли американские флаги на Горбатом мосту. А горе-террористы "Скифы" объявили себя "отрядом имени покойного митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна". Большого, кстати, антизападника и антисемита.

Что еще получит РПЦ как отдачу на свою политику, и кто следующий, воодушевившись позицией священноначалия, начнет стрелять по посольствам, остается только гадать. Пока единственно выигрышным церковным ходом было предложение Священного Синода лидерам НАТО прекратить бомбежки к Страстной пятнице по западному календарю. Причем с этой инициативой синодалы опередили и Папу. Правда, в отличие от обращения Иоанна-Павла, в синодальном тексте мирный призыв странным образом соседствует с заявлениями об "агрессии", и не очень понятно, почему агрессор должен к такого рода воззваниям прислушиваться.

Нет сомнений и в другом: позиция РПЦ в югославском конфликте значительно отразится и на восприятии ее международным сообществом. Всего два месяца назад делегация РПЦ встречалась с руководством Евросоюза и обсуждала возможности своего участия в его дискуссиях и действиях. "Общепринятые ныне гуманитарные стандарты, в частности, касающиеся прав человека, религиозной свободы и прав меньшинств, исторически формировались в условиях разделенного послевоенного мира, когда межгосударственные европейские структуры включали в себя лишь страны Запада, - заявил на переговорах митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - В настоящее время, когда активно развивается взаимодействие объединенной Европы с государствами Восточной Европы, многие из которых принадлежат к традиции Православия, со всей принципиальностью встает вопрос об участии Православных Церквей в диалоге с европейскими институциями..."

Реакцией на югославский кризис Русская Церковь наглядно продемонстрировала, что конкретно она может предложить в этом диалоге европейскому сообществу. Равно как и свое понимание гуманитарных стандартов: ни одного слова об этнических чистках в Косово или сочувствия их жертвам в ее многочисленных заявлениях найти не удастся даже с лупой.