Занятие третье, или "Как вам позвонить?"

Малициус Фрод
malicious_fraud@email.com

Скука

Дело было в конце 1993 года, бизнес с девчонками к тому моменту уже кончился. Жизнь и бизнес вернулись в обычное, скучное русло - выдушивание из иностранцев денег на "русское программирование". Писать об этом отдельно не имеет смысла, потому что все было предельно цинично и скучно - якобы десяток русских программистов и художников были заняты в крупном программном проекте. На деле же все делал один студент, а разница между его зарплатой и получаемыми деньгами и была источником моего существования. Всё изменилось, когда выяснилось, что знакомый видеопират пользуется взломанным сотовым телефоном.

Взломанный телефон - это как?

А так - звонишь ты, а платит кто-то другой (или вообще никто). Ты на время присваиваешь номер чужого телефона, и счет за твои переговоры приходит хозяину номера (в принципе, он может и отказаться платить за чужие разговоры). Техническая сторона будет раскрыта чуть позже, но в тот самый момент пришло осознание, что это ТЕМА.

Мой сегмент рынка

Тусовка этого видеофила боялась бандитов как черт ладана, поэтому продвигала пиратчинку среди своих друзей, коммерсантов средней руки. У меня же, напротив, имелся вполне положительный опыт взаимодействия с этими самыми ужасными бандитами. Мне сразу стало понятно, что это - идеальный товар для людей, занятых разнообразной незаконной деятельностью. Судите сами - никаких следов (звонишь с разных номеров), не подслушать (кого подслушивать-то?), да и объем звонков у таких людей, как правило, столь велик, что никаких денег на честный телефон не хватит.

Первый вопрос

Первое, что нужно было решить для себя, это где переделывать телефоны. Можно было воспользоваться услугами уже существовавшей тусовки, но такое решение привело бы к зависимости от них и их ценовой политики. Памятуя о том, что сделанное одним может повторить другой, я обратился к знакомому нищему электронщику.

Гений без штанов

Знакомство с ним произошло за полгода до описываемых событий, когда изучался вопрос о создании перехватчика для автомобильной сигнализации. Потом расскажу об этом поподробнее. Пока что замечу, что она была создана, но наладить массовый сбыт - ввиду сложности использования - не удалось. Примерно во время нашего знакомства он продал свой телевизор и музыкальный центр, чтобы на что-то жить. Он сразу согласился стать главным техническим специалистом. Еще бы - эта тема пахла деньгами.

Не то чтобы он действительно был гением. Со временем я понял, что 90% его крутости и "профессионализма" - просто понты. Но, надо отдать ему должное, он и его команда (всего 4 человека) обладали фантастической работоспособностью и решали-таки любые технологические задачи.

Реклама, часть один

Для начала были извещены все специфические знакомые. Они узнали, что телефоны - отключенные за неуплату или со сложной судьбой - теперь можно не выбрасывать или отдавать детишкам. Теперь у них может появиться новая жизнь. Как обычно, этот контингент реагировал с гипертрофированным энтузиазмом. Именно в те времена появилась фразочка о "мешках телефонов". Реальность, как всегда, оказалась много скромнее.

Первый заказ

Первый заказ пришел из тюрьмы. Ну, не совсем тюрьмы - из изолятора временного содержания. И волновали людей не деньги, а секретность. Помню, мы даже внутренности телефона протерли - уничтожали отпечатки пальцев. Не все шло гладко, но результат был! Клиент (а это была девушка, хозяйка агентства недвижимости) осталась очень довольна и рассказала своим знакомым. Заказы посыпались.

Первая фаза

Сначала мы "делали" аппараты единственной на тот момент сотовой компании. Делали просто - подменяли номер внутри аппарата, прописывая другой, и все. Почти никакой защиты там не было. Номер хранился в энергонезависимой памяти (EEPROM) телефона. Раз разобравшись, как ее редактировать, мы уже легко повторяли операцию. Поначалу мы не продумали как следует ценовую политику и делали аппараты практически за бесценок - клиент платил один раз $150 (кажется) и потом, за каждую смену номера, еще $45. Учитывая, что минута разговора по городу стоила $3, цены были более чем божескими. Скоро стало ясно, что долго так продолжаться не может - мы неграмотно действовали, "выдавая" один и тот же номер сразу нескольким клиентам. В результате они мешали друг другу: система обладала смешным свойством - с данного номера звонить может только один человек. Второй "срубает" первого с линии (я упрощаю, но эффект именно такой). Тогда мы и придумали вторую фазу.

Технология, часть один

Пора объяснить поподробнее, как же это - пиратировать чужой номер. Если неинтересно, можно смело читать следующий пункт. Ничего сверхзанимательного здесь нет, просто хочется все расставить на свои места. Пока мы обсуждаем систему NMT-450. В Москве аппаратурой этой системы пользуется Московская Сотовая (МСС), по России - это СОТЕЛ. В те времена телефонные аппараты системы NMT-450 были практически не защищены от взлома. Каждый аппарат в системе идентифицировался десятизначным кодом.

Расскажу о нем подробнее. Сразу хочу предупредить, что все это уже давно неактуально, потому что усилиями хакеров фирму Nokia вынудили разработать достойную систему защиты (SIS). Рассмотрим на примере Москвы. Допустим, у абонента номер телефона 8-гудок-2-900-4455 (совершенно случайно выбранный номер, не звоните туда!). Тогда в его аппарате могло быть прописано следующее: 480-4455-123, где 48 - код города Москва в системе NNT-450, 04455 - идентификатор собственно абонента (последние 5 цифр номера), а последние три цифры - защита. Слабая такая защита. Дело в том, что обойти ее было проще простого - прописать туда три нуля (для продвинутых - "двоичных" нуля; если среди этих цифирей встречался нуль, он был "десятичным", то есть цифрой "A"). Таким образом, чтобы "подсесть" на телефон знакомого с номером 8-гудок-2-905-1112, нужно было записать в свой аппарат 485-1112 (защиту мы даже не учитывали - всегда обнуляли).

Вторая фаза

Целей у второй фазы операции было две: во-первых, облегчить жизнь клиентам, чтобы им не приходилось приезжать к нам за новыми номерами, во-вторых, нормализовать ценовую политику, то есть брать с клиентов больше денег.

Мы сделали так, что клиент теперь смог сам менять номер в своем телефонном аппарате. Стало очень удобно - кончились деньги у одного, "пересел" на любого другого. В некоторых моделях аппаратов оказалось достаточно немного подправить программу (это же компьютер, как ни крути), для других было разработано специальное устройство, которое вставлялось внутрь и, как паук, подключалось к десятку контактов.

Цены мы тоже подняли - стали брать за модификацию аппарата от $300 до $400. Тут нужно заметить, что это мы брали столько, наши дилеры отрывались по полной программе - доходило аж до восьми сотен.

Кошмар

Через каких-то 10 месяцев именно этим словом определялось состояние функционеров операторов NMT-450. В некоторых городах пиратов было почти 10%, а объем неоплаченных разговоров - все 90%. Это уже не говоря о недовольстве клиентов. В общем, стало пахнуть керосином. Операторам в крупных городах пришлось срочно менять оборудование и аппараты абонентам, чтобы перейти на систему защиты SIS.

Приколы

Мы тяжело работали, но и веселья было предостаточно. С тех времен в обиходе остались несколько фраз. "Таскать телефоны мешками" - одна из них. Еще был прикольный случай, когда мы с приятелем зашли на Модную Большую Биржу. Там торговали металлом, валютой и еще хрен знает чем. Зашли мы к знакомому Большому Функционеру. Оба - с пиратскими телефонами. Когда ему понадобилось куда-то позвонить, мы оба предложили наши трубки. Он замешкался (напоминаю, тариф был около $3 минута), а мы ему и говорим: "Думаешь, мы платим?". Он, вероятно, решил, что мы - крутые бандиты и за нас платят какие-то люди. "Но ведь кто-то же платит!" - только и смог выдавить из себя Большой Функционер. Это фраза тоже осталась с нами навсегда.

Так кто же все-таки платил?

Сложный вопрос. Сначала, пока операторы не поверили в саму возможность взлома, они не принимали претензий. Но со временем, когда жалобы стали массовыми, в офисе стали происходить эксцессы с рукоприкладством (ясно, кто мог себе позволить платить по $3 в минуту?). Тогда операторы стали давать клиенту распечатку его звонков и просить его вычеркнуть незнакомые номера. После этого счет корректировался. Так все и устаканилось до момента, когда все 100% абонентов были переведены на защиту.

Что же они не пытались бороться?

Все просто - никакого закона мы не нарушали, а наша крыша сразу договорилась с крышей сотового оператора (по их понятиям, "нельзя запретить вору воровать" или что-то в этом духе). В общем, чувствовали мы себя как сыр в масле. Наши клиенты тоже почти ничего не нарушали. Я сразу им объяснял, что, во-первых, доказать ничего нельзя, а во-вторых, даже если сознаться, то привлекут по двум нестрашным статьям административного кодекса - незаконное использование услуг и неразрешенный радиопередатчик. В общем, штраф в несколько МРОТов и все.

Ну защитились они, и что дальше?

А дальше мы переключились на другую систему (AMPS/NAMPS/DAMPS), которая была защищена не сильно лучше. Но эту историю я расскажу в следующий раз.

В завершение добавлю, что SIS введен вовсе не везде. До последнего времени в Мурманске его не было. А в Финляндии нет и до сих пор...

Предыдущий выпуск Следующий выпуск