Майские истории

Виктор Перельман

Виктор Перельман

***

Как и многие уважающие себя Близнецы, я родился в мае - в самом его конце. Конечно, большая часть Близнецов во главе с Александром Сергеевичем Пушкиным родилась в июне, а большую часть мая занимает совершенно другой знак Зодиака, но и у нас, майских Близнецов, тоже есть кое-какие права. Вот я и решил себя немного побаловать (в честь праздника) и написать не какой-нибудь связный и пронзенный общей идеей текст, а так - что получится.

Текст данный будет, с одной стороны, отчётом о моей майской жизни. С другой стороны, я же не отшельник, и жизнь моя, соответственно, протекает где-то здесь, среди нас. Кое-когда даже и не среди нас, а среди других. Поэтому это вовсе не эгоистический рассказ о собственной жизни. В тексте совсем о другом.

В слове Карачаево-Черкесия есть какие-то корчи.

Грузинский режиссер Иоселиани снял в свое время французский немассовый фильм "Фавориты луны". Первый раз я его смотрел без перевода. Сюжета не уловил, но мне очень понравилось, как всё - вернее, все - перемешаны, весьма короткой людской цепочкой сливки общества связаны с его донцем или обочинами.

Есть у меня два знакомых музыканта родом с Северного Кавказа. Олег играет на акустической гитаре и совершенно никуда не стремится. Происхождение его запутанно и сложно, почти как происхождение Ульянова-Ленина. Он имеет в предках и казаков, и евреев, и шляхтичей, и, бог знает, кого ещё - каждый раз, приступая к теме, он добавляет что-нибудь новое.

Камиль - флейтист. Он много моложе Олега и полон энергии. Олег и Камиль образуют акустический дуэт и музицируют в ресторанах города Сергиев Посад. Не всегда было так. Музыканты работали в филармонии, участвовали в записи грампластинок, руководили ансамблем песни и пляски, играли в симфоническом оркестре и в рок-группе. Сказать, что работа в провинциальных кабаках приносит доход, на примере Олега и Камиля нельзя. Неделями им не заказывают музыку, и они без гроша.

Если у Олега происхождение запутанно, то у Камиля, наоборот, очень ясное. О том, что Камиль - карачай (карачаевец), можно вполне догадаться, исходя из подзаголовка и самого имени. Можно, правда, догадаться, что он черкес, но - нет: Камиль - карачай. И этим дело не ограничивается.

Он не просто карачай. Он прямой потомок самых главных карачаевских князей. Тех, кому принадлежали и нынешние карачаевские земли, и почти вся территория современных Кавминвод. Однако и это ещё не всё.

В середине второй половины мая я вернулся из как бы командировки и пошёл в гости к Олегу и Камилю. Музыканты застряли на работе. Дома была только жена Олега. В Карачаево-Черкесии, между тем, вовсю обострялась из-за выборов обстановка. Я вспомнил о происхождении Камиля. Возвращение законного монарха (правителя, хозяина) часто является хорошим способом решения политических проблем, используется для примирения и стабилизации. Вот я и говорю жене Олега, мол, не пора ли Камилю отправиться на историческую родину, дабы явить собою надежду нации. Наделённая историческими правами личность могла бы помочь уладить нарождающийся конфликт.

(А о конфликте уж больно сильно переживали там, откуда я только что вернулся. Мысль, что в слове Карачаево-Черкесия так же, как и в слове Ичкерия, есть какие-то корчи, возможно, была и чужда в тех местах, но сводки новостей прослушивались там с очень большой тревогой, ибо всё это по соседству.)

Что же мне ответила жена Олега, лучше посвященная в прошлое и настоящее семьи Камиля? "Всё уже нормально", - ответила она. Примерно так. Оказалось, что если по линии отца Камиль - карачаевский князь, то фамилия матери Камиля - Семёнова. Выяснилось, что бывший главком сухопутных войск генерал Семёнов, победивший, по неофициальным данным, мэра Черкесска и хозяина водки "На троих" Дерева во втором туре карачаево-черкесских выборов, родственник Камиля, а Семёнов - это старинная карачаевская фамилия.

Старшая сестра Камиля - певица Зуля, молчаливая, тихая и скромная, вообще работала в предвыборном штабе генерала.

Информация свалилась на меня быстро и вдруг, и я, естественно, был удивлён. И голова моя стала думать какие-то мысли. Но не о том, что тихая, молчаливая Зуля причастна к кавказской выборной буче, и не о том, что я опоздал со своей идеей - задействовать семью Камиля (правда, реализовали идею не с той стороны, не с княжеской), и не о фильме Иоселиани как иллюстрации связности этого мира и человеческого общества сверху донизу и во все стороны. Первые мои мысли были хищническими. Я ведь занимаюсь рекламой. Даже, пожалуй, слишком много я ей занимаюсь. Я и подумал: "Вот ведь, скоро выборы, и меня просят собрать команду специалистов для каких-то кандидатов, а тут люди с реальным свежайшим опытом. А я и не знал про них такое. Это можно использовать", - подумал я. Конечно, будь я прожжённым журналюгой, таким же вот хищным, я бы подумал в первую очередь, как мне достать Зулю и её родственника генерала Семёнова и забабахать с ними материал. Но я не прожжённый журналюга. Я так - больше порассуждать о том, о сём.

Рассуждение 1.

Не могу удержаться от рассуждения по поводу разницы профессий. Вроде бы журналистика и реклама (в её текстовой части) близки. Особенно, если реклама не прямая, а всякий PR (пи ар). Вроде бы журналистика более престижна - я, по крайней мере, так считаю. Но журналистика занимается лишь регистрацией прошедшего (по большому-то счёту), даже если это прошедшее прошло секунду назад и ещё гордо зовётся новостью. Реклама же, напротив, занимается или пытается заниматься формированием будущего. Надо ли "продать" избирателям кандидата или продать (без кавычек) потребителям товар. Реклама должна влиять на события, происходящие после её создания, - это входит в её задачи. И это гораздо круче, чем описывать то, что уже случилось. Данный довод является единственным, хотя и существенным доводом, способным улучшить положение рекламы в моём рейтинге творческих занятий.

Замечу ещё, что если журналистика занимается прошлым, а реклама будущим, то настоящим, похоже, никто и ничто не занимается вовсе. Оно творится само по себе, как бог на душу положит. Поэтому и жизнь такая тяжёлая.

Разбор полётов 1 (а предвкушенье слаще).

Всю правду о происхождении флейтиста Камиля (родственник генерала, кстати, наработался в тот раз только утром, заработав 2$) я узнал, только-только вернувшись из города Ессентуки, что в предгорьях Кавказа. Пригласили меня туда для улучшения имиджа, естественно, минеральной воды. Что ещё из Ессентуков можно рекламировать так, чтобы вызывать людей из Москвы? (Ответ: политиков). Пригласили ещё в конце апреля и даже купили билет на самолёт. Я очень волновался и радовался. Причин для волнения и радости было несколько.

1. Я никогда не летал на самолёте. Это может показаться в наше время странным или смешным - ведь мне немало годиков - но это действительно так. Лететь было одновременно и страшно (вдруг не долетим), и интересно (по небу всё-таки).

2. Северный Кавказ вообще и минеральная вода в частности мне нравились. Там тепло, красивая природа, свежий воздух, горы, да и сама вода вкусная.

3. В командировках я тоже никогда не бывал, особенно по чьему-то приглашению. Тем более, на момент приглашения в как бы командировку я нигде в штате рабочей силы не числился (как, впрочем, и сейчас), и всё-таки меня позвали. На мой взгляд, это особенно почётно.

4. Приглашающая сторона, привыкшая к горским обычаям и нравам, призрачно намекала, что не отпустит обратно до тех пор, пока вся требуемая работа не будет сделана. Перспектива оказаться кавказским пленником, сами знаете в какой год, приятно согревала душу.

5. Деньги. Для человека, не имеющего постоянной зарплаты, - вещь нужная. Приглашение как бы автоматически приводило к заработкам.

Радость и волнение целиком заполнили мой впечатлительный организм, и даже ударившие в аккурат на первое число морозы их не сгубили. Однако действительность, т.е. настоящее, в полном соответствии с текстом В.Вишневского: "А предвкушенье слаще, чем вкушенье", - меня разочаровала.

В положенный день я встал ни свет, ни заря и по морозу, легко одетый, добрался до аэропорта Домодедово. В Домодедово же мне, уже едва шевелящемуся от холода, сказали, что рейсы в Минеральные Воды переносятся на неопределённое время.

Первой причиной, которую я придумал для отмены, была напряженность в Карачаево-Черкесии. Других причин придумать не удалось. Однако дело было в нехватке ГСМ (горюче-смазочных материалов). Керосина нет у аэропорта Домодедово.

Позже выяснилось, что из аэропорта Домодедово вообще практически никто не вылетает, так что аэропортом его можно считать только условно.

Яйца Пушкина.

Застуженный и подавленный вернулся я домой. На улице стояли морозы, и делать было решительно нечего. И вот в один из серых пасмурных дней занесла меня нелегкая на Красногорскую площадь. Прямо посредине этой площади расположен комплекс Троице-Сергиевой лавры, памятник старины, архитектуры и ЮНЕСКО. Напротив Лавры поставлены торговые ряды из складных столиков с сувенирами. Рассчитано это в первую очередь на туристов. Продается там всякое рашен-деревяшен: матрешки, игрушки, поддельные иконы, украшения и пр.

И вот иду я, уклоняясь от ветра, мимо сувенирных рядов и вижу на одном из лотков, что бы вы думали? Вижу я там матрешку, на лице у которой нарисован великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Подготовились матрешечники к юбилею. Но это еще не все. Рядом с матрешкой или, точнее, теперь уж алексашкой (матрешка происходит от имени Матрена, стало быть, если это не Матрена, а Александр, то алексашка) - так вот, рядом с алексашкой стоял еще один модный сувенир - пасхальное яйцо - тоже с ликом Александра Сергеевича. Оба сувенира навели лично меня на некоторые размышления. Особенно забавны, конечно, яйца Пушкина. Хотя этот сувенир (пасхальное яйцо) давно и по-разному используется различными фирмами для получения прибыли, начиная с Фаберже и заканчивая итальянской фирмой "Рафаэлло" и киндерсюрпризами, - Пушкин - дело особое. В Москве, кстати, даже открыли специальную выставку с различными поделками про Пушкина - шоколадки, водка, вазочки, коврики. Любому, кто связан с рекламой, известно, что сувенирный бизнес - очень элементарная вещь. Изображение (обычно логотип фирмы, но в данном случае - Пушкина) можно нанести на что угодно, хоть на туалетную бумагу (американцы практиковали такое с Саддамом Хусейном во время "Бури в пустыне"). Вы, кстати, не думайте, что с Пушкиным на туалетной бумаге я погорячился. Практика показывает, что действительности (настоящему) обычно легко удается превзойти все самые смелые прогнозы. Стояли же на Тверской, опять же неподалеку от памятника Пушкину (ну никуда от него), урны с рекламой Пенсионного фонда. Рекламодатели, очевидно, хотели сказать при помощи этого оригинального приема своим будущим клиентам: обращайтесь к нам и будете выкинуты на свалку.

Возвращаясь к яйцам с Пушкиным, надо отметить, что, во-первых, несколько не ко времени, если иметь в виду пасхальные яйца (Пасха весной, а юбилей - летом). Если же не пасхальные, то данный объект можно рассматривать, пожалуй, только как намек на исключительный темперамент, влюбчивость, успех у женщин и, говоря уж совсем прямо, гиперсексуальность нашего гения. Хорошо это или плохо, я даже и не знаю. Просто занимаюсь журналистикой - описываю произошедшее.

Да, еще. На яйце Пушкин был молоденький и кучерявенький, странным образом похожий на Володю Ульянова с октябрятской звездочки. Вот я теперь и думаю, будут ли яйца Ленина к какому-нибудь его юбилею или юбилею его главного великого октябрьского детища?

Рассуждение 2.

Второе размышление по поводу сувениров возникло несколько позже. Во время прохода по площади как-то не догадался я заглянуть внутрь алексашки. А ведь принцип алексашки, схожий с принципом матрешки, предусматривает внутреннее устройство. Принцип же матрешки позаимствован русскими художниками - Васнецовым и близкими к нему - у японской(!) игрушки, названия которой я сейчас не помню, и передан народу на промыслы. (Это я к вопросу о национальных символах: главный русский поэт эфиопского происхождения, нарисованный на главной русской игрушке японского происхождения, - как раз и символизируют Россию как центр мира и аккумулятор всех мировых культур).

Самое главное у алексашки-матрёшки как раз внутри. "Что же там было в толще древес?" - задумался я. И действительно, какую такую концепцию положил хитрый народный умелец-конъюнктурщик в основу своего сувенира?

Пушкин ведь - это наше все. Принцип матрешки в этом смысле удобен и вполне подходит как символ. Пушкин - оболочка, самая внешняя, питающая сфера всей последовавшей за ним российской действительности. Пушкин как итог всего допушкинского развития Родины. Пушкин - центр российского временного вектора, его излом (и вся Россия его дом). В центре у алексашки - с философской точки зрения - может быть абсолютно все. Наше все. Однако оборотим мысль к реально близким Пушкину темам. Что же, что же будет наиболее важным в наследии основоположника современного русского литературного языка для некоторых кругов общества?

Вариантов может быть несколько.

1. Самый простой. Прямые наследники. Четыре законных ребенка и незаконные (вроде, были и такие), и дальше, в зависимости от тонкости работы, - их дети, дети их детей и так далее. Хороший токарь может выточить заготовку хоть на сто мест. Пушкин, конечно, не женщина, чтобы носить в себе своих наследников, однако в данном случае уместно.

2. Литературные наследники. Этот вариант на самом деле включает в себя массу подвариантов: проза, стихи, масштабы дарования, преемственность, продолжение традиций или, наоборот, продолжение новаций - как в чисто литературном смысле, так и в идейном, - что угодно может стать критерием отбора.

Можно даже пойти по анекдотам Даниила Хармса: Гоголь, Лермонтов, Толстой, Достоевский, царство ему небесное, Тургенев ... и в самом конце м-а-а-ленький Даниил Иванович.

Подошли бы сюда и Митьки. У меня на стенке висит митьковский Пушкин в тельняшке. Так что Митьки, думаю, с удовольствием полезли бы внутрь.

3. Современники. В этом смысле можно разместить в Александре Сергеевиче, допустим, его лицейских друзей, либо единовременных ему поэтов и литераторов.

4. Литературные, но не наследники, а предшественники. В первую голову должны войти Державин и Жуковский, которые приметили, Ломоносов и Тредиаковский, которые вообще начали. Если смотреть международно, то, конечно, Байрон, а если легендарно, то и Баян - непременно с гуслями.

5. Предки по крови. Один Абрам Петрович Ганнибал чего стоит.

6. Политический или, скорее, революционно-демократический вариант, - это размещение внутри алексашки наиболее видных участников Декабрьского восстания. Поскольку поэта в свое время считали чуть ли не идейным вдохновителем бунтовских кружков, да и сам он признавался, что восславил в жестокий век свободу, хотя и оставался при этом крепостником и монархистом.

7. Чувственный. Для творчества нужно вдохновение. Вдохновение же лучше всего порождается любовью. У Александра Сергеевича любовей была масса, и именно им мы во многом обязаны появлению бессмертных лирических шедевров. К тому же, каждая из дам находилась, безусловно, у Пушкина в сердце, и несколько возлюбленных, размещенных внутри алексашки, - тоже вполне подходящая идея.

Возможны и другие варианты "внутренних" концепций.

Однако уже и эти предложения, достаточно простые и лежащие на поверхности, наталкиваются на проблему информированности потенциального покупателя сувенира: почти никого из перечисленных в списке выше практически никто из населения не знает в лицо. Потому теряет смысл перенос портретов на деревянные тельца. Их просто никто не узнает. Это я беру на себя такую смелость утверждать, что, несмотря на широкомасштабное празднование 200-летия и притягивание Пушкина за уши (именинник все-таки) тематически к чему угодно, никто у нас почти не знает в лицо всех самых важных людей, связанных с юбиляром. Такие вот телевидение и пресса - не позаботились о картинках.

Впоследствии, признаюсь, мне удалось установить, что внутри алексашки расположены герои Сказки о царе Салтане - наиболее удобный, с точки зрения росписи, вариант - всё витязи да красны девицы. То есть Пушкин оказался таким Дядькой Черномором с бакенбардами. А за ним "В чешуе, как жар горя..."

Разбор полетов 2 (чем вкушенье).

Аккурат в середине мая мне еще раз купили билет, и я отправился таки в г. Ессентуки (из Внуково). Самолет пах керосином, дребезжал, ужасно махал кончиками крыл; в нем не работали туалеты, а пьяные пассажиры курили тайком от стюардесс, забившись в угол, точно школьники. И все же этот самолет летел и благополучно долетел до места назначения.

Слово Ессентуки обозначает по-карачаевски "живой волос". Якобы от здешней воды могут начать расти волосы (и по легенде, и на самом деле), если у кого не растут. Про волосы верится плохо. Например, у директора завода они могли бы быть и погуще. Они вообще у него могли бы просто быть, но их, к сожалению, почти нет.

Руководитель (хозяин завода) происходит, как сам говорит, из понтийских греков. То есть из приморских греков (понт - море). Ничего удивительного в этом нет. Лично я ни разу не слышал о греках континентальных. Все они как-то располагаются неподалеку от соленых водоемов. Очень красивый младший брат директора, тоже грек, занимается на заводе маркетингом и рекламой. Занимался он и нами. Занятия состояли из посещений хороших ресторанов (с возлияниями) и нашего бесцельного сидения в его кабинете. Непосредственно обсудить рекламу так и не удалось. Правда, нас провели по производству. Внешний вид оборудования наглядно свидетельствовал о том, что мы действительно на старейшем ессентукском предприятии по разливу минеральной воды, недавно отметившем столетие. Еще нам кое-что рассказали, сводили в краеведческий музей и дали какие-то рекламные бумажки беспримерно низкого качества - очевидно, плод трудов младшего греческого брата.

Город-курорт Ессентуки стал образовываться несколько позже остальных курортов Минеральных Вод. Зато вода здесь самая крепкая по солям и совершенно уникальная. Расцвет города пришелся на время позднего социализма. Пансионаты и санатории строились в геометрической прогрессии. Население в курортный сезон достигало, если нас не ввели в заблуждение, 2 млн. человек. В Ессентуки - из-за самой высокой минерализации воды - съезжались действительно лечиться желудочные и прочие больные. В других городах Кавминвод Ессентуки так и зовут - Клизмоградом.

С наступлением сегодняшних времен (настоящего) все опустело. Туристов почти нет. Всех пугает напряженная обстановка на Кавказе и манят открытые заграницы. Зарплаты низкие. 500 рублей в месяц - уже хорошо. По вечерам местное население, которого всего, наверное, тысяч 20-40, ходит в рестораны, ездит на джипах и разговаривает друг с другом по мобильным телефонам. Как им с их зарплатами такое удается, для меня загадка.

Маневры с условным союзником.

С производством минеральной воды в Ессентуках происходит хороший кавардак. Сейчас я хочу немножко заняться практическим PR-ом, правда понарошку. Вот возьму и напишу о том, что большая часть минеральной воды на российском рынке - это подделки (95%). Мало того. В самих Ессентуках - богатая почва для махинаций. Воду и смешивают-разбавляют, и подменяют ей названия, и получают за взятки лицензии на разлив. В результате, даже покупая воду, разлитую законно и непосредственно в городе, вы не имеете никакой гарантии, что купили именно "Ессентуки" нужного номера, от которых вылечивается ваша немочь. Все это чистая правда.

Далее я могу написать, что есть (только) один завод, гарантированно разливающий правильную воду (своя скважина), и назвать этот завод. И это тоже будет чистая правда. И ничего в этом плохого нет, что я снабдил кого-то достоверной информацией. Всем даже выгодно. Никто бы и не заметил, как я в процессе журналистских занятий занялся еще и рекламой, чтобы немного улучшить имидж нужного мне товара/завода.

Только я этого писать не буду. Это же получится совсем другая работа - рекламная. А рекламу мне никто не заказывал, а издание, для которого статья, в известность не поставлено (о том, что у материала есть дополнительная подпольная задача - пи ар минеральной воды).

Вот если бы мы согласовали программку, я бы спросил в издании, интересует ли его материал о минеральной воде и ее производителях (который у меня есть в рамках PR-кампании). Если интересует, то публикуем, если нет, то спрашиваем о коммерческих условиях публикации - как бы на правах рекламы. Если опять "нет" - идем дальше, в следующее издание. Лучший вариант - когда издание интересует статья, я делаю свою работу, а заказчик получает результат. К сожалению, такое редкость. А все (почти), что мы с вами читаем, смотрим и слушаем в прессе, почтеннейшие, в большей или меньшей степени пи ар (PR), т.е. информация, созданная при помощи дополнительной оплаты в том или ином виде. Это касается всех тем, включая классическую музыку, войну в Югославии и Александра Сергеевича Пушкина.

Генеральная линия.

Наши знакомые понтийские греки, целиком сроднившиеся со своей новой сухопутной родиной, очень переживали за исход карачаево-черкесского противостояния. Причин у них было несколько.

1. Старший - директор завода - уже выдвигался на пост мэра города. Попытка не удалась и будет повторена. Здесь прослеживается сходство с господином Деревым, мэром Черкесска и владельцем торговой марки водки "На троих". Простираются ли амбиции греческого минерального директора на весь Ставропольский край, мне неизвестно. Но в любом случае опыт соседей пригодится. Взятие власти над городом полезно хотя бы для контроля за отпуском воды "Ессентуки". Можно завладеть монополией и победить махинаторов и поддельщиков.
2. Минеральная вода - это только часть комплекса, куда входит еще и курортная база - лечение и отдых для туристов. Хозяева завода твердо уверены в том, что крах туристической индустрии Кавказа (а это именно крах и упадок) вызван не какими-то неуправляемыми причинами, а чьим-то злонамеренным планом. Нестабильность в регионе поддерживается искусственно и освещается предвзято.

3. Карачаево-Черкесия рядом. Во время царских кавказских войн воевали не с чеченами, а именно с черкесами. Черкесы, а не чечены воплощали в себе образ диких и воинственных горцев. Так что исторические и все остальные предпосылки для еще одной кавказской войны имеются.

Генерал Семенов, кстати, во время чеченской кампании женился на чеченке и имел за это неприятности. В принципе, это ничего не значит. У генерала Дудаева жена была русская. У генерала Аушева и у генерала Степашина я вообще не знаю, кто жены. Жёны других генералов: Лебедя, Макашова, Громова, Руцкого и даже погибшего Рохлина, а также полковника (или тоже уже генерала) Жириновского - вообще ни при чём. Гораздо интереснее то, как много у нас политически известных генералов. Это просто похоже на какую-то генеральную линию. Каким образом лучше всего использовать практически сплошь имеющих боевой опыт генералов, понятно.

Тем не менее в этом году поток туристов и отдыхающих на Кавказские минеральные воды увеличился. Связано это с кризисом августа прошлого года, после которого у людей кончились деньги на заграницу, и с обстановкой в Европе - там тоже идет война.

NATO-NATiOnalism как он есть.

Когда американцы разбомбили китайское посольство в Белграде, я из всех предложенных версий случившегося выбрал для себя особую. Просто американцам было наплевать.

Объективно - это проделки действительности (настоящего). Ничего более глупого придумать было просто нельзя. Оставалась одна великая держава, которая не вмешивалась в драку, а традиционно для себя наблюдала со стороны, - так взяли и втянули. Чтоб уж если делать третью мировую войну, так всем миром. Если же искать объяснения, то они могут быть такими.

Лево-патриоты сразу придумали слово натофашизм. Только я буду иметь в виду не совсем это. И подзаголовок я придумал не совсем точный, а больше для красоты. Правильнее говорить о НАТОЭГОИЗМЕ.

Война в Югославии состоит из двух частей. Если кто думает, что основные силы и средства брошены на военную часть, так вряд ли. Основные средства и силы брошены на пропаганду - такой очень большой военно-политический пи ар. Причём то, что втирают своему электорату они и то, что втираем своему мы, - это две большие разницы, потому что у нас (у государства) и у них (тоже у государства) совершенно разные цели. Если исходить из какой-нибудь морально-правовой системы, то хороших или правых во всей этой истории нет. Косовские боевики не правы. Милошевич - не прав. Американцы и НАТО - не правы, и мы (Россия) тоже. Хуже всего то, что никто и не собирается признавать неправоту и ошибки. Появляются богатые возможности для развития самой причудливой действительности. Американцы же, на мой взгляд, особенно не правы. Они не правы по-особому. И особенность эта возникла не сегодня.

Наибольшую активность в европейской войне на Балканах проявляют Англия и Америка. Оба эти государства, что интересно, к Европе не относятся (географически). Англия - остров (острова). Великобританцы всегда презрительно называли Европу материком. Америка вообще с другой стороны планеты. То есть я хочу сказать, что эти две страны воюют как бы не у себя дома, а там, где не жалко.

Далее. Америка - это вообще бывшая Англия. Или будущая. Просто вобравшая в себя самые характерные черты часть Англии отделилась от старой Англии, сдерживаемой условностями и традициями, и реализовала всё то, что было в потенции. Перед этим территория, тогда ещё не своя, была основательно очищена от местного населения - практически полностью. И стало две Англии, одна из которых называется США.

Далее. В истории любого народа были примеры страшной жестокости. Евреи, русские, турки, немцы, китайцы, и индусы с пакистанцами, и арабы, и эфиопы - все истребляли себя и друг друга. Всегда жестокость была каким-то образом если не оправдана, то обоснована. Война, потенциальная вражда, идея (национальная - у фашистов, имущественная - у коммунистов). Всё это было плохо, но всегда обосновано эмоционально. Жертвы вызывали у палачей отрицательные чувства.

Только англо-американцы занимались геноцидом коренного американского населения совершенно спокойно и по-деловому. Аборигены не вызывали у поселенцев отрицательных чувств - просто мешали.

Вот этот сниженный эмоциональный фон, это равнодушие к своим жертвам, по-моему, и является отличительной особенностью американцев. Чужие люди, не американцы, не входят в число их приоритетных целей. Получение победы, денег, могущества - это да. Страны - да, люди - нет. Китай как производитель дешевых товаров - важен, а как родина пятой части населения земли - нет. Восстановление формальной демократии в Югославии - важно, победа в противостоянии - важна, а надо ли это Югославии, сколько и каких людей при этом пострадает и каким образом они пострадают - неважно. Вообще неважно, пострадают или нет. Одинаково. Нет цели уничтожить Югославию или убить ее народ. Издержки. Об этом не напрягаются. Американцам просто наплевать на всех.

Остальное - то, что показывают, и говорят, и пишут - это прикрытие, пи ар. Для обеспечения главной задачи - быть самым лучшим, самым правильным государством. Людей, которые считают себя самыми лучшими и самыми правильными, называют эгоистами. А НАТО - это Америка, ну и ещё немного Англия. Хорошо это или плохо, я тоже не знаю (может быть, это самое передовое, что только есть у американцев, а может, они чего-то не понимают), просто занимаюсь журналистикой - описываю произошедшее

Маята.

Вернувшись из Ессентуков в Москву и направляясь отчитываться о как бы командировке, я обратил внимание на рекламный щит. На щите были изображены тучные коровки и сделана крупная надпись: "Покупайте отечественное". В правом нижнем углу была еще одна надпись (кажется, на фоне карты Родины), помельче, - "Отечество". Мне известно только одно "Отечество" - мэра Москвы Лужкова. Единственное, что приходит в голову, - исполнители предвыборной рекламной кампании Юрия Михайловича слишком буквально поняли выражение "продать кандидата избирателям". И решили натурально запродать целевой аудитории заказчика. Это такая маята для мозгов.

Вообще по поводу мая есть два народных каламбура: "родился в мае - всю жизнь маяться" и просто - "в мае маяться". Празднование личного дня рождения длилось неделю с тяжелыми последствиями для здоровья, психики и финансов. Слава Богу, май закончился. Теперь отпраздную день рождения Александра Сергеевича, завяжу с прошлым и будущим и поеду в теплые края отдыхать. Там, хотя и Кавказ под боком, гораздо спокойнее, чем здесь. Может, сочиню книжку или стих. Может, совсем ничего не буду делать - надо же хоть кому-нибудь и хоть когда-нибудь заняться настоящим.


Обсуждения