Русский Журнал / Вне рубрик / ЦКП
www.russ.ru/ist_sovr/ckp/20000922_svidet.html

Предпринимательская схема как объект исследования
К объединенному семинару 12 сентября 2000 г.

Вадим Радаев

Дата публикации:  22 Сентября 2000

Исследователь и конструктор.
Такой необычный феномен как предпринимательские схемы имеет смысл рассматривать с позиций исследователя, а не предпринимателя. Акцент в этом случае переносится с конструирования схем на их изучение. Исследователь строит теории и изобретает аналитические инструменты, с помощью которых он может изучать реальность. В качестве реальности или объекта эмпирического изучения в нашем случае выступает новое российское предпринимательство.

Схемы исследователя.
Что представляет собой работа исследователя? Он тоже строит схемы; во многом они схожи с предпринимательскими, но имеют другой характер.
Отчасти их специфика определяется позицией исследователя. Исследователь, обладая опытом и определенной гражданской позицией, находится вне политики. Исследователь, выполняя профессиональную работу, при этом находится вне коммерции, и академический продукт исследовательской работы распространяется безвозмездно. Исследователь находится вне практики в узкоприкладном, утилитарном смысле.

Проблема изучения предпринимательских схем.
Источником информации о предпринимательских схемах не могут быть одни лишь газеты, верить которым можно только до определенного предела, и только книги, поскольку хороших книг о предпринимательских схемах довольно мало. Таким источником могут быть чужие данные, но они представляют собой ответы на вопросы, поставленные определенными людьми в конкретных обстоятельствах. Прямой контакт с предпринимателями представляется оптимальным источником сведений о схемах, но все равно их опыт остается опытом других людей в других ситуациях, которые самостоятельно осваивали другое пространство и сами задавали его структуру. Изучение схем через практическую деятельность требует слишком больших временных ресурсов.
Есть иной выход. Информацию о предпринимательских схемах можно не выбирать по частям оттуда, где она плохо лежит, а производить ее самостоятельно.

Диалог.
Процесс исследования организуется как диалог с объектом изучения, в котором происходит столкновение разных схем. Исследование подобно единоборству: один из партнеров представляет свою схему, а в ответ получает иную или свою же, но инвертированную, измененную.
При этом исследование √ диалог управляемый. Исследователь задает вопросы, определяет структуру, моделирует объект по своим параметрам. Он сам задает пространство, в котором он действует.

Организация исследования.
Исследовательский проект строится по определенным правилам и процедурам. Умение строить этот проект √ особое ремесло. Это творческая, но очень трудная работа, которая связана с построением исследовательского цикла. Он начинается с идеи, с постановки проблемы, затем выстраивается процедура, которая включает два основных элемента √ исследовательскую программу и организационную схему проекта. Исследовательская программа √ содержательный документ. Чтобы реализовать идею, нужны адекватные слова, для того чтобы вести диалог не с абстрактными людьми, а с профессионалами. Нужны теории, концепции, традиция. Понятия нужно довести до уровня индикаторов, до уровня, на котором можно измерять явления. Исследование есть сочетание проекта и ремесла, которому можно научиться.

Факты и впечатления.
Тщательное продумывание структуры и элементов исследовательского проекта обязательно. Именно это отличает профессиональное исследование от сбора впечатлений, при котором собранные по случайному принципу отрывочные сведения облекаются в форму умных мыслей.
Это не значит, что впечатление неверно и несуразно, а факт вечен и неопровержим. По форме факт и впечатление могут быть схожи, отличие лишь в способах получения информации. Мы называем фактом впечатление, о котором мы знаем то, как оно было получено.
Профессионалы хотят знать, не что получено, а как это было получено. И уже затем, в зависимости от ответа, их интересует результат.

Предпринимательство как предмет социологии.
Социологический взгляд на предпринимательство отличается от взгляда, например, экономиста или психолога. Если экономиста интересует в первую очередь безликая функция предпринимательства, а психолога √ специфика характера людей, которых легче истребить, чем остановить, социолога интересует анализ хозяйствующего субъекта, помещенного в определенные исторические, политические, экономические и культурные рамки.
Деятельность такого рода уже не является абстрактной функцией. Она нагружена значениями и смыслами, специфическими для определенной культуры. Она привязана к языку.

Объясняющее понимание.
В предпринимательской деятельности социолога интересует так называемое ╚объясняющее понимание╩. Его интересует не только то, что человек делает. Социолог ставит принципиальный вопрос о мотивации деятельности. Он производит анализ деятельности внутренне осмысленной и, согласно этому смыслу, разворачиваемой вовне, в область предпринимательских проектов.
Предмет социологического анализа √ группы и общности.
Поэтому социологическое исследование изучает не просто осмысленную деятельность, но деятельность, укорененную в социальных структурах.

Радаев и Чернышев
И теперь у меня возникает финальный вопрос. Чем я могу быть полезен центру корпоративного предпринимательства?
Чернышев: Сотрудники ЦКП √ исследователи. Они должны уметь узнавать схемы, исследовать их типологии, классификации и потенциал их возможной трансформации. Люди, овладевшие таинством получения объективного знания, составляют исключительную ценность для ЦКП. Перед нами стоит задача организации нескольких исследований. Нам нужно научиться ремеслу.