Русский Журнал
/ Вне рубрик / ЦКП www.russ.ru/ist_sovr/ckp/200011031.html |
Ситуация в области образования Петр Щедровицкий Дата публикации: 3 Ноября 2000 К 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности в СССР. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль. Сегодня можно констатировать, что эти стартовые условия конкурентоспособности отечественного образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования. В сфере образования накопилось три группы системных проблем. Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования. В этих условиях единственной конкурентоспособной системой является новая организационная и управленческая форма сетевого университета, который должен максимально использовать новые информационные технологии и лежащий вне ведомства образования образовательный потенциал. Проект ЦКП очень важен, так как он является одним из немногих проектов в системе образования, которые отвечают сложившимся в ней проблемам. Идея предпринимательства Меня интересует попытка рассмотреть предпринимательство как институт развития. Категория развития для меня является фундаментальной. Мир имеет устройство развития - это одна из его основных характеристик. Институт предпринимательства возникает и складывается во многом как ответ на вопрос о процессе развития. Каким образом обеспечивается социально-культурная начинка развития? Европейское развитие с XII века начинает выращивать прослойку предпринимателей как пионеров этого процесса - тех, кто несет основные риски, связанные с неудачными шагами в нем. Формируется ряд институтов, который охраняет эту зону и позволяет проникать в нее представителям других культурных сообществ. Такая система институтов сложилась в странах, которые оказались на волне развития, стали странами первичной индустриализации. В кардинально другой ситуации оказались все страны, которые не попали в первую волну. Здесь возникает образ большого предпринимателя, который делает то же, что и прослойка, но имеет другую социальную природу. Это образ корпоративного государства, берущего на себя миссию предпринимательской деятельности и связанные с ней риски. В ситуации развития велик шанс ошибиться. Если коллективный предприниматель стран первичного развития распределяет риски, то корпоративный предприниматель консолидирует риски и повышает вероятность проигрыша, но на сей раз - для всей страны в целом. Главный вопрос заключается в балансе между индивидуальными и корпоративными предпринимательскими проектами. За последние 25 лет этот баланс сохранялся потому, что корпоративное предпринимательство взяло на себя функцию реализации проектов, а индивидуальное предпринимательство взяло на себя креативную функцию. Но, по всей видимости, этот баланс к сегодняшнему дню разрушился, и мы находимся на пороге очень значительных кризисов потому, что меняется характер институтов развития. За последние 100-150 лет можно выделить три волны предпринимательства: Мы сейчас находимся на очень ранней стадии формирования этого типа предпринимательства. С этой точки зрения очень сомнительно, что можно сделать содержанием обучения схемы предпринимательства, потому что схемы, о которых мы говорим, сложатся в историческом процессе очень нескоро. Вопрос о том, как можно выстроить учебную программу, остается нерешенным. |