Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Другие языки < Вы здесь
Другие языки #8
Дата публикации:  25 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Porn again (Опять порнография) Duncan Campbell (Дункан Кэмпбелл) The Guardian

Эротика и демократия издавна идут в Америке рука об руку. Как и положено отцу порнографии, Хью Хефнер всегда уважал либерально-демократические ценности. Он до сих пор регулярно оказывает поддержку Демократической партии Соединенных Штатов, в целом, и президенту Клинтону, в частности. Однако новый демократический кандидат Гор, не желая ассоциироваться с моральным обликом своего предшественника, пошел на принцип, отказавшись от услуг культового издателя. В итоге опять получилась какая-то порнография, замечает обозреватель Guardian.

Цитата: "Итак, двери знаменитой хефнеровской усадьбы оказались закрытыми для демократов, старающихся максимально дистанцироваться от действующего президента, который порой производил впечатление человека, чувствующего себя куда более комфортно в пижаме от Хефнера, чем в мундире главнокомандующего. Однако все это не так уж плохо для Хефнера. С появлением многочисленных порносайтов и все более откровенным характером постельных сцен в голливудских фильмах, "Playboy" оказался в опасности: кое-кому он мог показаться слишком пресным. Но стараниями Гора и его команды вокруг почтенного журнала снова возникает атмосфера некоторой непристойности. Так что издателям самое время наградить демократического кандидата парой фирменных кроличьих ушей и пушистым хвостом".

Заказать полный перевод статьи?

Marx in the Mirror of Globalization (Карл Маркс как зеркало глобализации) Peter Hudis (Питер Хьюдис) Britannica.com

Учение Маркса по-прежнему всесильно: современные экономисты считают, что пророчества автора "Манифеста коммунистической партии" оказались-таки верны. Не в смысле торжества коммунистических идей, а в том, что касается развития капитализма. Каждому россиянину, по крайней мере кому за тридцать, известно со школьной скамьи: вождь мирового пролетариата указывал на присущую капиталу тенденцию к все большему укрупнению ("империализм - высшая и последняя стадия развития капитализма"). Верно подметив тенденцию, Маркс, по сути дела, предсказал сегодняшнюю глобализацию экономики.

Цитата: "Однажды Маркс заметил: "Мы твердо убеждены, что подлинная опасность заключена не в попытках практического воплощения теории, но в попытках теоретического развития коммунистических идей. Поскольку практические попытки, пусть даже массовые, могут быть в случае опасности остановлены силой оружия, в то время как идеи, внедрившиеся в наш мозг и овладевшие нашими помыслами... - это демоны, победить которых человек может только подчинившись им".

Заказать полный перевод статьи?

The Death of Freud and the Rebirth of Psychiatry (Смерть Фрейда и возрождение психиатрии) Paul McHugh (Пол МакХью) The Weekly Standard

Психиатрия в Америке - все равно что современная Россия. Главная доктрина - фрейдизм - утрачена ею столь же безвозвратно, как у нас марксизм. Пожилой профессор психиатрии вспоминает молодость, саркастически описывая те варварские времена, когда еще не были открыты чудодейственные психотропные лекарства, а в качестве метода лечения людей с душевными проблемами господствовал психоанализ. Чувствуется сильное разочарование в психоаналитической теории и практике, которые приобрели черты ортодоксально-сектантской институции. История психоанализа и его кризиса в Америке в изложении автора напоминают какую-нибудь "Историю КПСС" в изложении диссидента.

Цитаты:

"Моя психиатрическая карьера началась в 1950-е... когда фрейдизм был в Америке доктриной, не вызывающей возражений... Большим спросом [среди психиатров-психоаналитиков] пользовались молодые, разговорчивые пациенты, а чаще пациентки, озабоченные романтическими превратностями жизни, особенно если они (или их родители) были достаточно платежеспособны, чтобы выдержать стандартный курс психоаналитической терапии - сеансы пять раз в неделю по пятьдесят минут в течение года".

"Господство фрейдовского психоанализа прекратилось к концу 70-х... Мы никогда больше не вернемся к старой ортодоксии, как и Россия не может воскресить Советский Союз".

P.S. Последняя цитата звучит как лозунг-заклинание. А никуда возвращаться и не надо. Похоже, для автора студенческие воспоминания сорокалетней давности заслонили все остальное. Он не заметил, что с тех пор развивалась не только психиатрия (изощряясь в изобретении больших и умных таблеток), но и теория и техника психоанализа, далеко ушедшие от "пещерного" фрейдизма. А что касается патетической аналогии с марксизмом, то она справедлива, но как раз в другом смысле: современные экономисты не шарахаются от Маркса (см. предыдущую статью), хотя давно уже выработали другой научный язык и методологию, и ориентируются на другие культовые имена.

Заказать полный перевод статьи?

Seriously though... (Шутки в сторону) Hugh Mackay (Хью Мэкей) Sydney Morning Herald

Ты меня уважаешь? - вот самый насущный вопрос, тревожащий в наши дни ум каждого прогрессивного человека. Главное, чтобы окружающее отнеслись к тебе серьезно, а все остальное уж как-нибудь приложится, убежден автор статьи, появившейся на днях в весьма авторитетной сиднейской газете.

Цитата: "Все прочие нужды, конечно, тоже имеют право на существование. Само собой понятно, что наше самочувствие не в последнюю очередь зависит от того, есть ли у нас кусок хлеба с маслом, теплое пальто и крыша над головой. Разумеется, подавленное сексуальное желание тоже может доставить немало неприятных минут. Но если вас интересуют более глобальные причины поведения людей в современном обществе, где все вышеупомянутые удовольствия легко доступны, ищите корень в присущей каждому представителю человеческого рода глубокой потребности в признании собственной уникальности".

P.S. Западная гуманитарная наука и публицистика все громче заявляют о проблеме: когда основные и даже второстепенные внешние потребности удовлетворены, что делать человеку с самим собой (см. статью Джеймса Деллингпоула "Молодой, преуспевающий, богатый - остается только повеситься")? Взмывающий все выше уровень жизни не дает ответа на вопрос "кто я такой и зачем родился на свет?". И даже наоборот - оставляет все больше свободного места растущей тревоге и депрессии. Так что, возможно, вопреки классическому утверждению, всякие "квартирные вопросы" не портят людей, а, наоборот, спасают от ужаса остаться наедине с собственным "Я"?

Заказать полный перевод статьи?

Leonard Cohen Redux Angst for the Memories (Леонард Коэн не боится воспоминаний) Alex Beam (Алекс Бим) The Boston Globe

Последним своим воскрешением Леонард Коэн обязан "Прирожденным убийцам" - культовому фильму культового Оливера Стоуна, сделавшего очередную визитную карточку обладателю культового хрипловатого баритона. Впрочем, до этого Коэн, впервые прославившийся в 1960-е годы, воскресал еще много раз: творческого долголетия ему не занимать. О легендарном певце, представляющем собой смесь Галича, Сержа Гинзбура и Миши Шуфутинского, рассказывает колумнист из Boston Globe Алекс Бим.

Цитата: "Коэн попробовал все - прозак, психоделики, академическую карьеру, сайентологию, Талмуд и еще много чего... Однажды во время концерта в Иерусалиме ему было "ветхозаветное" видение, после чего, несмотря на свою явную симпатию к арабам, он решил, что должен участвовать в военных действиях и влился в ряды израильской армии, где, правда, ему пришлось в основном выступать с концертами перед солдатами".

Заказать полный перевод статьи?

Humpty Dumpty of Scholarship: History Has Broken Into Pieces (Академический шалтай-болтай: история разлетелась вдребезги) David Oshinsky (Дэвид Ошински) The New York Times

Статья в New York Times проиллюстрирована картинкой, на которой изображен пустынный сосновый лес. Подпись под картинкой: "Найди индейцев". До середины XX века американские историки видели свою задачу в создании глобальной исторической картины, за которой часто пропадали детали, не вписывающиеся в общий контекст героического прошлого американского народа. Однако начиная с 1960-х годов историческая наука стала впадать в другую крайность - чрезмерную специализацию исторических штудий. А в наши времена политкорректности большинство ученых увязло с головой в разнообразных историях маргинальных групп. Беда в том, считает автор статьи, что вместе с умением видеть лес за деревьями исчезло и искусство изложения исторического материала.

Цитата: "В 1994 году респектабельный специализированный исторический журнал "Journal of American History" провел среди читателей опрос о состоянии исторической науки в стране. Ответившие на вопросы анкеты - в большинстве своем университетские профессора истории - согласились, что самым значительным достижением в представляемой ими отрасли науки является изучение "более широкого спектра явлений, представляющих прошлое". Однако, отвечая на вопрос о самых слабых сторонах отрасли, историки чаще всего упоминали "узость", "политкорректность" и "отрыв от народа". Похоже, разнообразие дешево не дается".

Заказать полный перевод статьи?

Postmodernism and Universal Human Rights (Постмодернизм и универсальные права человека) Xiorong Li (Сяорон Ли) Free Inquiry Magazine

Что важнее - право этноса на выживание или право отдельного его представителя на личную свободу? Постмодернизм в политике, проникнутый релятивистско-антропологическим пафосом, ставит во главу угла ценность любой культурной традиции априори. Между тем, пресловутые права человека, которых тоже никто отменять не собирается, могут весьма радикально расходиться с этническими ценностями и обычаями. Это не схоластическое упражнение праздного ума на тему "все относительно или есть правильное и неправильное?": проблематика статьи выстрадана, если принять во внимание, что автор ее - китаец по происхождению.

Цитаты:

"Китайские власти теперь провозглашают, что их политические репрессии оправданы традиционными "культурными ценностями"... Культурный релятивизм обычно предполагает признание эмпирического факта, что культурные и ценностные различия существуют. Но существование различий в области морали не означает, что мы обязаны почитать чужие моральные ценности, как существование болезней, голода, пыток, рабства не означает, что мы обязаны ценить их".

"Когда девушка пытается защитить себя от обычаев уродовать женские гениталии, перетягивать ступни или выдавать за назначенного в детстве мужа; когда вдова не хочет быть сожженной в погребальном костре вместе с покойным супругом - такой релятивист обязан "уважать" культурные традиции и обычаи, от которых стремится бежать отдельная личность. Поступая так, релятивист не только не уважает права этой личности, но и дает безусловное моральное одобрение пыткам, насилию и убийству".

P.S. Коллизия личного и общественного - тема, болезненная не только для китайцев. Слушая эти "жалобы турка", остается только воскликнуть: "Друг, этот край - моя отчизна!" А постмодернизм, одержимый идеей "все разрешить, даже самое экстравагантное", в политике парадоксальным образом оказывается на страже тоталитарных режимов.

Заказать полный перевод статьи?

Выпуск подготовил Илья Кун


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Джеймс Эрл, Читать ради собственного удовольствия /20.09/
В наш постоянно ускоряющийся век аспект чтения - одиночество и тишина - кажется чрезвычайно ценным сам по себе.
Виталий Портников, Столетие Гедройца /18.09/
В Мезон-Лаффите скончался 94-летний Ежи Гедройц, главный редактор крупнейшей послевоенной газеты польской эмиграции Культура, создатель знаменитого Литературного института, "режиссер" послевоенной польской литературы, блестящий аналитик.
Стивен Бест, Права животных и неправда о них /12.09/
Сегодня за свои права борется любая маргинальная группа людей. Похоже, настала пора животных. Признав за животными способность к мышлению, мы освободим свои собственные мозги от ненужных шор.
Другие языки #7 /08.09/
Новые английские истины: демократия и свободный рынок - соперники, а русское правительство всегда авторитарно и антизападно; культура чтения - это езда в конных экипажах; парадоксы языка и законы астрофизики; Неврозы, Ниги, Натура универсума: юбилейная азбука к столетию смерти Ницше; Армстронг плохо играл на трубе, а Клинтон с экзистенцией в ладу; здоровый образ жизни портит окружающую среду.
Другие языки #6 /31.08/
Как правильно продать свой "персональный брэндинг"; чревовещатели - жертвы политкорректности; клонирование Оксфорда и оксфордцев; пляска святого Витте, тарантизм, тарантелла - культовые действия и теория экстаза; уникальные портреты музыкальных инструментов; слияние проектов (?), объединение медиакорпораций (?) - просчитайте последствия; пейджеры от шимпанзе.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Другие языки' на Subscribe.ru