Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Другие языки < Вы здесь
Хорошие новости для России
За эту статью было подано наибольшее количество читательских голосов

Дата публикации:  3 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Россия слишком ошеломляет англичанина. Ее слишком много. Это относится и к ее истории, и к ее географии, и к ее культуре. Человеку, выросшему в Англии, трудно осознать масштаб массового истребления собственных граждан, учиненного Лениным и Сталиным. Не менее сложно представить себе бескрайние российские просторы. И уж совсем невозможно вообразить английского Достоевского.

Во время своего последнего визита в Россию у меня возникло почти физическое ощущение, что мое сознание просто не в состоянии охватить всего, что я вижу вокруг. Я побывал в Новгороде, теперь небольшом городке, который в XII-XV веках (еще до возвышения Московии) был одним из самых крупных центров России. На небольшой моторной лодке я добрался до маленького острова Липна на Ильмень-озере. По пути мимо меня проплывали серые пустынные берега, на которых лишь изредка блестел церковный купол. Высадившись на острове, я увидел развалины построенного в XV веке монастыря и церковь Святого Николая. Церковь была почти полностью разрушена во время второй мировой войны, но теперь в значительной степени восстановлена. На берегу меня встретила женщина по имени Маргарита. Она отвела меня в церковь и там, поднявшись по лестнице на хоры, я увидел удивительную фреску Богоматери работы XV века. Длинная шея, прямой нос и изящный рисунок бровей девы Марии заставили меня вспомнить Пьеро делла Франческа.

Каким образом такое сокровище могло оказаться среди столь полного запустения? Если все это так поразило меня, можно только гадать, что испытывал какой-нибудь купец, путешествовавший в XIV веке "из варяг в греки", по торговому пути из Скандинавии в Константинополь. Что чувствовал он, когда после многодневного плавания вдоль унылых серых берегов за излучиной реки вдруг возникали сверкающие купола Великого Новгорода, а затем и красно-белый золотоглавый новгородский кремль? Столь же трудно представить себе, что эти дикие места были полем сражения во время последней мировой войны. И что овраг у церкви - не что иное, как воронка от снаряда. Немцам удалось взять Новгород, но продвинуться дальше они так и не смогли.

В России красота и ужас, похоже, ходят вместе. После Новгорода я провел неделю в Санкт-Петербурге. Петр Великий приказал построить этот город на болоте. Во время строительства погибли десятки тысяч человек. В XIX веке город постоянно заливала выходившая из берегов Нева. В XX столетии тоже погибло несколько десятков миллионов жителей Петербурга: в послереволюционные годы, во времена сталинских репрессий и за три года нацистской блокады.

Россия слишком велика, ее противоречия слишком экстремальны, чтобы их могли вынести большинство из нас. Легче позволить себе увидеть только часть правды и, в конце концов, романтизировать или демонизировать Россию. Отчасти именно поэтому интерес к России на Западе (или, по крайней мере, в Британии) взлетает и падает столь непредсказуемо.

Сегодня Россию принято демонизировать. Буквально каждая газета считаем своим долгом опубликовать какую-нибудь страшную история из российской жизни: о мафии, о ядерных боеголовках, за которыми никто не следит, о плутониевой пыли, покрывающей слоем улицы сибирского города Челябинска, о чрезвычайно низкой продолжительности жизни в России (56 лет), о пенсионерах, умирающих от голода прямо на улице, о внезапно разваливающихся домах в самом центре Москвы. О том, наконец, что большая часть российских рабочих месяцами не получает заработной платы. Мне самому доводилось слышать о том, что рабочим в одном небольшом провинциальном городке выдавали зарплату надгробными плитами. Мне рассказывали также, что надгробные камни на некоторых кладбищах цементируют - чтобы не украли (кладбищенские воры стирают надпись и перепродают надгробие). К сожалению, у меня нет никаких оснований считать эти рассказы преувеличением.

Возможно, из-за обилия деструктивных сил трудно поверить в наличие сил конструктивных. И все же, впечатления многих моих соотечественников, посетивших Россию в последние несколько месяцев, не вполне вписываются в картину российской жизни, которую рисует нам наша пресса. Ни Москва, ни Петербург, ни даже Новгород или столица Карелии Петрозаводск не произвели на меня впечатления городов, находящихся в состоянии упадка. В центре города я видел опрятные чистые улицы, а напротив муниципалитета - довольно ухоженную клумбу. Прогулки по улицам, как ни странно, не показались мне особо опасным занятием даже в ночное время. Что же до московского и питерского метро, то они работают с завидной эффективностью. В музеях и исторических местах я не раз наблюдал экскурсии школьников. Большинство английских учителей могли бы только позавидовать своим русским коллегам - настолько воспитано и спокойно вели себя дети. Правда, зарплате этих учителей (которую к тому же зачастую не выплачивают) особо не позавидуешь.

Люди в автобусах и трамваях, уличные торговцы и официанты в кафе - все выглядят гораздо более дружелюбными и открытыми, чем в советское время. В середине 1970-х годов я прожил в Советском Союзе год. Тогда мне казалось, что в этой стране вряд ли что-нибудь может измениться, даже если в политбюро посадить одних несгибаемых либералов: тоталитарное мышление прочно укоренилось в сознании народа, особенно в малообразованной среде. Однако в последние десять лет в стране что-то изменилось. И хотя власть предержащие по-прежнему тупы и коррумпированы, продавцы и автобусные кондукторы стали добрее и отзывчивее.

Возможно, мой личный опыт - ничто в сравнении с гиперинфляцией и отсутствием контроля за ядерными арсеналами. Тем не менее, мне кажется, что дальнейшее укрепление представлений о России, как о стране, где нет абсолютно ничего позитивного, не выгодно никому. Меня пугает возможное охлаждение отношений между Россией и Западом. Сегодня Запад не только перестает давать России деньги (что, возможно, правильно), но и разрывает культурные и социальные связи с этой страной.

Сокращенный перевод Ильи Куна


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Другие языки #37 /29.06/
Умом глобализацию не понять; чем занимались зубодеры в Крымскую кампанию; президент - дитя мракобесов; человек - гигант по сравнению с вечностью; почему не состоялся "Основной инстинкт-2".
Боб Холмс, В поисках Бога /28.06/
По данным статистики, более половины людей в той или иной форме имели мистический или религиозный опыт. Причем для некоторых этот опыт оказался настолько важен, что в корне изменил их жизнь.
Другие языки # 36 /22.06/
Шерлок Холмс усыновил Конан-Дойля; неверифицируемую религию придумали индусы; за что иностранцы любят и ненавидят нас; американские тинэйджеры украли на 33% меньше; Билл Гейтс поклялся покончить с бумагой; без книги не бывает эротизма; самый лучший в мире мат придумали не русские!
Джим Холт, Фрагменты времени /18.06/
Всем нам отлично известно, что время идет по-разному. В преддверии новогодних праздников, например, оно летит галопом, а в феврале плетется, едва передвигая ноги.
Другие языки # 35 /15.06/
Добродетель гнездится в височных долях мозга; у каждой эпохи - своя френология; перегибы жестоковыйных психосексуалов; коморбидное расстройство Винни-пуха; лингвистическая виагра поможет вырваться из всемирной паутины; Лимонова - на свободу!
предыдущая в начало следующая
Роберт Чэндлер
Роберт
ЧЭНДЛЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Другие языки' на Subscribe.ru