Русский Журнал / Вне рубрик / Другие языки
www.russ.ru/ist_sovr/other_lang/20011024.html

От "Филадельфии" не уйдешь
За эту статью было подано наибольшее количество читательских голосов

Брюс Фейрстайн

Дата публикации:  24 Октября 2001

В наше время все жалуются на голливудскую кинопродукцию. Говорят, что голливудские фильмы ужасны, бессмысленны, вульгарны, банальны и просто тупы, а их герои не имеют ничего общего с реальными, живыми людьми. И у каждого работника фабрики грез на этот счет имеется свое собственное объяснение.

"У режиссеров слишком много власти", - безапелляционно заявляет руководитель одной из киностудий, чья карьера едва не закончилась этим летом благодаря особому "видению" одного режиссера.

"Актеры вышли из-под контроля", - причитает известная сценаристка, чей сценарий (за который она получила миллион долларов) в прошлом году был изрядно "подправлен" оскароносными звездами. В итоге кассовый сбор фильма не смог покрыть даже их гонораров, измеряющихся восьмизначными цифрами.

"Мы имеем дело с совершенно новым поколением киношников, - убежден старый морской пехотинец, ставший известным кинопродюсером. - Все они - и сценаристы, и режиссеры, и работники студий - совершенно не представляют себе жизнь за пределами Голливуда. Они просто бескультурны. Они не знают ни истории, ни литературы. Они не умеют даже рассказать историю. Они постоянно смотрят телевизор и крайне редко берут в руки книгу. Они, наконец, страшно далеки от зрителя".

Разумеется, никто не хочет специально снимать плохое кино. К тому же, надо признать, хорошие фильмы все еще иногда появляются на наших экранах. Чтобы вы лучше поняли, насколько трудно сделать хорошее кино при существующей в наше время кошмарной процедуре запуска нового проекта, позвольте мне привести наглядную иллюстрацию. Вот что примерно происходило бы, если бы в одну из наших студий сегодня принесли бы сценарий "Касабланки".

Служебная записка

От: Исполнительного вице-президента киностудии Generic Pictures

К: продюсерам

По поводу очередного варианта сценария "Касабланки"

Прежде всего позвольте выразить Вам свое восхищение первым вариантом сценария. Мы убеждены, что после внесения незначительных изменений мы сможем привлечь в проект режиссера и актеров "высшей категории", что должно обеспечить картине успешный международный прокат. Итак, наши замечания:

Пункт 1. Рик должен вести себя более активно; в настоящей версии сценария он выглядит слишком вяло. Он только реагирует на происходящее вокруг и не похож на настоящего хозяина собственной судьбы. Сама по себе идея случайного появления Ильзы и Виктора Ласло в Касабланке, по-моему, неудачна. Не лучше ли, если Рик сам будет устраивать их приезд, чтобы вернуть себе любимую девушку?

Пункт 2. Непонятно, что главный герой на самом деле думает о немцах. В настоящем варианте сценария он выглядит равнодушным. Возможно, надо намекнуть зрителю, что он находится в Касабланке с секретной миссией ЦРУ.

Пункт 3. Может быть, я что-то неправильно понял в сценарии, но уверены ли вы, что Африка участвовала во Второй мировой войне? В "Спасти рядового Райана" об этом ничего не сказано. Да и действие "Английского пациента", кажется, происходит во Франции. Давайте перенесем место действие в Кувейт, Боснию или во Вьетнам.

Пункт 4. Историю Ильзы следует конкретизировать. Чем она занималась в Париже? Может быть, работала дизайнером у Шанель? По-моему, такой поворот - прекрасная возможность привлечь в проект супермоделей и светских знаменитостей.

Пункт 5. Нужно ли в фильме нарушение хронологии? Если мы хотим пригласить на роль Ильзы звезду, она захочет появиться в самом начале фильма.

Пункт 6. Если это антивоенный фильм, значит нужно показать войну. Кроме того, в вашем варианте сценария немцы выглядят недостаточно злодейски. Надо, чтобы всем было ясно, что они плохие.

Пункт 7. У французского капитана Рено довольно двусмысленная роль. Он положительный герой или отрицательный? Боюсь, публика этого не поймет. Так что, пожалуйста, определитесь с ним.

Пункт 8. Рик выглядит малосимпатично, когда позволяет немцам арестовывать героев типа Питера Лорре. Исправьте.

Пункт 9. Думаю, будет лучше, если Рик переспит с Ильзой. Это, без сомнения, увеличит сборы - за это зритель и платит деньги. Впоследствии они оба могут испытывать раскаяние. (Кстати, если мы собираемся приглашать на роль Рика звезду, надо, чтобы его персонаж имел какую-нибудь патологию: какую-нибудь болезнь или пагубное пристрастие - из тех, за которые можно получить Оскара.)

Пункт 10. Персонаж Сэма хорош (заодно можно вставить в фильм немного развлекательной музыки), но непонятно, почему он так привязан к Рику? Может быть, надо намекнуть зрителю, что Рик в свое время спас его от линчевания, которому беднягу хотели предать фашисты? А вообще, лучше пригласить на эту роль Дженнифер Лопес пусть у нее раньше был роман с Риком (кстати, решится и проблема ее преданности Рику).

Пункт 11. Кстати, о названии. Извините, но нам оно не подходит. Оно никому ни о чем не говорит, а кроме того, по данным опросов, наша целевая аудитория не знает, где это. Нельзя ли подыскать что-нибудь более современное? И кстати, что-нибудь более подходящее для сиквела?

Пункт 12. Сценарий, который вы мне дали, очень длинный - в нем 148 страниц. Вероятно, вам известно, что мы не принимаем сценарии длиннее 124 страниц. А когда мы вставим батальные сцены, фильм еще больше затянется. Так что придется сократить диалоги.

Пункт 13. Концовка фильма недостаточно драматична. Нет ощущения опасности, напряжения, тикающих часов. Нужно, чтобы чувствовалось, что немцы наступают, что они вот-вот будут здесь. Может быть, они уже обстреливают Касабланку? А может, в конце обнаруживается, что Виктор Ласло на самом деле работает на гестапо?

Пункт 14. В целом фильм должен быть острее и молодежнее. Предлагаю подумать о новом сценаристе. А пока посылаем вам для ознакомления работы режиссера, который снял последний клип Boyz II Men. Уверен, у нас получится отличное кино. Я думаю, это начало прекрасной дружбы.

The New York Observer
Перевел Илья Кун