Hitler was gay (Гитлер был голубым) Kate Connoly (Кейт Конноли) The Observer
А массовые расстрелы гомосексуалистов нужны были просто для отвода глаз. Об этом свидетельствуют секретные материалы мюнхенской полиции начала века. Протоколы допросов юных соратников Адольфа Гитлера неопровержимо свидетельствуют о нетрадиционной ориентации будущего фюрера. Эти сенсационные документы, до поры до времени хранившиеся в архиве генерала Отто фон Лоссова, принимавшего участие в подавлении фашистского путча в 1923 году, были впервые опубликованы в Италии несколько лет тому назад. А в октябре этого года в Германии вышла книга почтенного немецкого историка Лотара Махтана. Тщательно изучив предмет и дополнив полицейское досье другими прямыми и косвенными историческими свидетельствами, ученый представил на суд немецкого читателя исчерпывающий отчет о сексуальной жизни главного фашиста.
Цитата: "Особенно нравился фюреру Рудольф Гесс, его заместитель по партии, прозванный в нацистских кругах "черной Эммой". Вместе с Гессом Гитлер провел много месяцев в Ландсбергской тюрьме".
What Exactly Can Art Heal? (Что именно исцеляет искусство?) Christopher Knight (Кристофер Найт) Los Angeles Times
В лихую годину американцы призывают на помощь искусство. Идея о целительных свойствах прекрасного пленила умы политиков, государственных чиновников и самих творцов. Минувший октябрь был провозглашен национальным месяцем искусств (правда, многие американцы об этом даже не подозревали). Разумеется, в популяризации искусства нет ничего дурного, считает автор статьи, работающий в отделе культуры газеты Los Angeles Times, вот только возрождение викторианской идеи о его "целебности" (по всей видимости, тесно связанной с христианской верой в целительные свойства икон) выглядит в наши дни довольно экстравагантно. Впрочем, продолжает автор, в этой эксцентричности нет ничего удивительного. Поддерживая "целебные" продукты творчества, политики маскируют собственную беспомощность перед лицом бедствия. Что же до самих деятелей искусств, тут тоже все понятно - кто ж откажется от шальных денег.
Цитата: "Наше сентиментальное отношение к искусству время от времени бросает нас в удушающие объятия терапевтической культуры".
Sept. 11, the movie is coming soon (Про 11 сентября скоро покажут кино) Federico Arellano (Федерико Ареллано) The Nando Times
Одно дело - запретить прокат фильма про какую-нибудь вымышленную катастрофу и совсем другое - снять душещипательное кино про реальные события. Опрошенные автором статьи специалисты-киноведы и кинокритики в один голос утверждают, что американские зрители очень скоро смогут насладиться художественным фильмом про трагедию 11 сентября. Таковы подтвержденные историей законы американского кинопроизводства: первая полудокументальная лента о событиях в Перл-Харборе вышла на экраны всего через пару месяцев после японского авианалета на американскую военную базу. А уже через год американцы выстраивались в очередь за билетами на мелодраму "Помни Перл-Харбор". В этом, вероятно, и состоит целительная сила искусства.
Цитата: "Свои оценки исторических событий люди привыкли черпать из кино и телевидения. И в этом смысле общественное мнение относительно нашей позиции в этой войне будет зависеть от того, каким образом она будет отражена в кино", - говорит Патрик Лоуни, специалист по кино в Библиотеке Конгресса".
Baloney Detection (Способы обнаружения чуши собачьей) Michael Shermer (Майкл Шермер) Scientific American
Чрезмерная обеспокоенность западной науки борьбой со всевозможными лженауками может показаться странной русскому (бывшему советскому) человеку. А на то она и демократия - в свободном обществе даже очень глупую лженауку нельзя просто взять и запретить правительственным указом. С одной стороны, хорошо, что никто не сможет обидеть какую-нибудь ни в чем не повинную генетику или кибернетику, с другой стороны - бедной западной науке приходится тратить немало сил на бессмысленную полемику с сумасшедшими. Один из таких профессиональных борцов с лженаукой, соучредитель известного журнала Skeptic, предлагает 10 простых способов отличить настоящую науку от поддельной. Основанных, главным образом, на обычном здравом смысле.
Цитата: "Во время моих лекций о науке и лженауке, которые я время от времени читаю в разных университетах, студенты часто спрашивают меня: "А почему мы должны вам верить?". На что я всегда отвечаю: "А разве я сказал, что вы должны мне верить?".
The Joy of Sets (Радости совокупностей) Jim Holt (Джим Холт) Lingua Franca
Американская академия давно пала жертвой французов. Взять хоть Дерриду. Но речь тут не о нем, а об одном известном французском математике по имени Николя Бурбаки, который известен созданием чрезвычайно формализованной математической системы, объединившей все существующие математические теории. В сущности, Бурбаки придумал некий универсальный язык для описания различных математических структур. И хотя многие критики упрекали математика в том, что выстроенные им абстракции окончательно оторвали математическую науку от реального мира, в 1950-х и 60-х годах американская высшая (да и средняя) школа взяла его теорию на вооружение. В итоге даже невинная арифметика превратилась в теорию о неких абстрактных сущностях - "совокупностях". Однако самое поразительное в этой истории то, что на поверку сам Бурбаки оказался такой же абстракцией, как и его система. Потому что никакого математика Бурбаки никогда не существовало - под этим псевдонимом много десятилетий подряд публиковали свои работы члены тайного сообщества французских математиков (чтобы не дать Бурбаки впасть в старческий маразм, ученые изгонялись из группы по достижении пятидесятилетнего возраста). Жизнь настоящего Бурбаки, заслуженного французского генерала (грека по происхождению) не имела никакого отношения к наукам. Он прославился в Крымской кампании, в 1862 году отказался от предложения занять греческий трон, был пленен во время Франко-прусской войны и пытался застрелиться в швейцарской тюрьме. Но, к счастью, промахнулся.
Цитата: "Скептики могут сколько угодно критиковать формализм Бурбаки, но прежде чем поставить под сомнение само его существование, им стоит как следует подумать. Когда в Британской энциклопедии появилась статья про Бурбаки, в которой американский математик Ральф Боас впервые заявил, что под этим псевдонимом скрывается группа ученых, в редакцию незамедлительно пришел протест, подписанный самим Н.Бурбаки. А вскоре в прессе появились публикации о том, что "Ральф Боас" - это всего лишь коллективный псевдоним тайной секты американских математиков".
Выпуск подготовил Илья Кун