Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Философ всегда с тобой, или снова об альтернативных карьерах
Дата публикации:  29 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В высших учебных заведениях не хватает рабочих мест для докторов философии. Чем занимаются те, кто не может получить работу в университете?

В последнее время они все чаще стали подрабатывать консультантами и советниками и открывать собственные журналы. Они работают в самых разных сферах, но есть одно занятие, которое объединяет практически всех героев моих статей о прикладной философии: они занимают штатные должности преподавателей в колледжах и университетах. Тем не менее, результаты опроса 1995 года показали, что в Соединенных Штатах лишь 84,1% дипломированных философов работают штатными преподавателями, и только 80% из их числа (или примерно 67% от всех опрошенных) занимают эту должность в образовательных учреждениях. Куда же подевались все философы? Если треть докторов философии в Америке не преподает философию в колледжах или университетах, то чем же все-таки они заняты?

Судя по статьям, появлявшимся в таких периодических изданиях, как The Chronicle of Higher Education и Lingua Franca, начиная с 70-х годов многие университеты стали пользоваться тем, что число кандидатов на места преподавателей в высших учебных заведениях значительно превысило количество вакансий, и начали активно привлекать к работе тех, кого устраивала частичная занятость. Чтобы свести концы с концами, эти "ученые на побегушках" соглашались читать лекции сразу в нескольких университетах. Как это ни печально, в последнее время все больше студентов-гуманитариев стали приходить к выводу, что, потратив больше десяти лет на занятия наукой после получения степени бакалавра, каждый третий из них не сможет найти себе "соответствующую" работу (штатное преподавание и исследовательская работа в колледжах и университетах). Однако вместо того, чтобы испытывать злость по поводу сложившейся ситуации, многие безработные доктора гуманитарных наук мучаются чувством стыда. В статье, появившейся в Salon в 1998 году, "свободный профессор" Аннали Ньюиц вспоминает, как, будучи студенткой, задумывалась: "Если не аспирантура, то что? Забвение".

Лучшие времена, худшие времена...

По иронии судьбы в настоящее время большинство докторов гуманитарных наук могут сделать блестящую карьеру в самых различных областях, но только не в академической сфере. Беглецы из университетов, знающие, как переквалифицироваться в "работников умственного труда", пользуются большим спросом. Те, что умеют хорошо писать и говорить, способны заниматься исследовательской работой и систематизацией данных, брать интервью, преподавать и выдерживать нагрузки "дедлайнов" - высоко ценятся в сфере информационных технологий. А это как раз те качества, которые свойственны большинству докторов гуманитарных наук, - это скажет вам любой, кто писал диссертацию или читал лекции в университете. По информации с сайта для бывших научных сотрудников вузов, среди главных исполнительных директоров Интернет-компаний типа Excite@Home, LastMinute.com и Overstock.com есть доктора гуманитарных наук в области английской, французской и немецкой литературы и - да, да - философии. Это по поводу забвения.

Я попросил Ричарда Бетта, исполнительного директора Американской философской ассоциации, объяснить мне, где в итоге оказывается большинство философов, покидающих университеты. Он полагает, что многие философы идут в юриспруденцию и компьютерные технологии, поскольку это те области, где их умение "логически анализировать сложные понятия, писать ясно и убедительно и в целом мыслить аргументированно", по его словам, особенно ценятся. Он также показал мне изданную его ассоциацией брошюру под названием "Неакадемическая карьера? Информация, ресурсы и общие сведения для философов", цель которой - помочь докторам философии осознать, что их умение разрешать проблемы, критически мыслить и обращаться со сложными и неопределенными понятиями легко находит применение в "реальном мире". "Трудно представить себе род деятельности, требующий высокого уровня умственной организации, - говорит в заключение Бетт, - где бы философское образование так или иначе не оказалось полезным".

Такой же точки зрения придерживается и Кенетт Каст, профессор философии Центрального государственного университета Миссури. По его словам, "помимо академических знаний философы очень многое могут дать людям и бизнесу. У них есть замечательные способности к логическому рассуждению и анализу, критическому мышлению и переосмыслению понятий, а также ко многому другому". Недавно он основал частную консультационную фирму, которая помимо всего прочего занимается трудоустройством магистров и докторов философии, - по его словам, он хотел "расширить влияние философии на людей, не принадлежащих к научным кругам, и таким образом удовлетворить две потребности: а) потребность философов в рабочих местах в неакадемической сфере и б) потребность корпоративных мероприятий в людях, обладающих вышеназванными качествами". По словам Каста, каждый месяц на сайте бывает более 6000 посетителей.

"Продаваться" или нет?

Тем не менее, многие доктора гуманитарных наук предпочитают оставаться на задворках академических учреждений - лишь бы не "продаваться". Доктор философии Кей Питерсон, которая два года назад "дезертировала с корабля", чтобы поступить на работу в Интернет-компанию, и сейчас по собственной инициативе дает на сайте под названием "The Escape Pod" советы аспирантам по поводу их карьеры, винит в этом обычаи, сложившиеся в аспирантурах. Студенты перенимают систему взглядов на мир от своих профессоров (в основном занимающих штатные должности), жаловалась она мне: "С их точки зрения, неакадемическая карьера - это плохо, поскольку это занятие не для элиты, этим, как они считают, может заниматься каждый, и это лишает возможности вечно парить в высших сферах. Поэтому на тех, кто решает уйти из науки, смотрят с возмущением и свысока". Это абсурдная ситуация, смеется она: никто не может получить штатную работу, которая имела бы отношение к науке, и в то же время, если ты начинаешь искать работу в неакадемической сфере, это в первую очередь воспринимается так, как будто ты сам признаешь, что тебе не предначертано заниматься наукой.

Понимая, что смыть клеймо позора с альтернативной карьеры значило бы не только решить проблему занятости среди научных работников, но и в целом пошло бы на пользу обществу, некоторые организации в последнее время стали пытаться улучшить климат в аспирантурах. Так, в 1997 году Комитет профессиональной занятости при Ассоциации новых языков в своем докладе рекомендовал ввести специальные программы для аспирантов-гуманитариев, с тем чтобы помочь им развить те навыки, которые понадобятся им для "совершения перехода из мира науки в мир бизнеса, правительства и некоммерческих организаций". В 1998 году Национальный стипендиальный фонд Вудро Вильсона в своем манифесте, написанном языком, больше подходящим для речи о городской бедноте, чем об ученых, провозгласил: "Мы намерены покончить с упадническими и пораженческими настроениями в сфере гуманитарных наук". Ричард Беннетт, директор одной из программ фонда, рассказал мне, что его организация предоставляет гранты аспирантам-гуманитариям, помогая им влиться в "гражданское общество", и с помощью своего собственного сайта связывает докторов гуманитарных наук с работодателями. Американская философская ассоциация тоже организовала Комитет по неакадемической занятости, который занимается поиском возможностей трудоустройства в деловой, правительственной и других сферах. Если все эти усилия увенчаются успехом, можно надеяться, что в конце концов гуманитарии перестанут воспринимать альтернативную карьеру как "альтернативу".

Верное решение

Мне кажется, я уже ответил на свой вопрос, куда подевались все философы: они применяют свои навыки и знания в других областях. Однако действительно ли эта серьезная перемена может привести к лучшему? Нет, считает Кэри Нельсон, автор нескольких книг на эту тему. По поводу вышеупомянутого доклада Ассоциации новых языков Нельсон, профессор кафедры английского языка Иллинойского университета, заявил, что проявление энтузиазма по поводу альтернативной карьеры - это, "без сомнения, самый циничный и эгоистичный выход из создавшегося кризиса рабочих мест". Причина, по которой преподаватели высших учебных заведений приветствуют идею альтернативной карьеры (не в отношении себя, в отношении других), состоит в том, что "так они избавляются от аспирантов, которых что-то не устраивает", - и в аспирантуре остается все по-старому. Конечно, многие доктора гуманитарных наук ни за что не согласились бы поменять специальность, признает Нельсон. Однако неправильно (и даже оскорбительно), возмущается он, считать, что молодым людям, годами занимавшимся преподаванием и научной работой, не разрешают делать академическую карьеру. Дело обстоит не так: "Они чувствуют, что их вынуждают отказаться от карьеры и профессии, которым они уже себя посвятили. Ни один из аспирантов, читающих книги и посещающих лекции, не хотел бы, чтобы ему весело сообщали, что страховой компании требуются люди на работу".

Слова Нельсона звучали убедительно - они объясняли неловкость, которую я ощущал в процессе изучения вопроса альтернативной карьеры. Разве не вызывают неприятие у большинства философов слова автора Escape Pod: "Вам придется освоить новый профессиональный язык. Вместо того чтобы заниматься выявлением эпифаний или апорий, вам придется орудовать понятиями добавленной стоимости и рыночной конкуренции"? Когда Ницше писал, что философы должны быть нечистой совестью своего времени, имел ли он в виду такое?

Совершенно запутавшись, я связался с профессором философии Робертом К. Соломоном, чья, казалось бы, двойственная позиция (с одной стороны, он один из авторов книги "Что на самом деле говорил Ницше", а с другой - консультант Аспирантской программы профессионального роста, осуществляющейся в Техасском университете) позволяла надеяться, что он сможет разъяснить этот вопрос. Соломон, который также недавно написал несколько книг об этике бизнеса, развеял мои опасения. "Колеса капитализма вертятся достаточно плавно и без помощи философов, - заверил он меня. - Вопрос в том, кто бы мог привить немного нравственной чуткости тем, кто приводит эту машину в действие, - директорам компаний, у которых на уме только прибыль и акции". Ричард Бетт из Американской философской ассоциации согласен с Соломоном в том, что философия в основе своей не содержит ничего антикапиталистического: "Нет никаких оснований считать предателями философов, использующих свои знания в мире капитализма", - утверждает он.

Куда податься философу?

Все еще не вполне разобравшись, что к чему, я решил перестать задавать вопросы о том, как обстоят дела, и начать спрашивать о том, как они должны обстоять. Вместо того чтобы интересоваться у своих собеседников, куда подевались философы, я стал задавать им вопрос: "Где философы должны заниматься философией? В высших учебных заведениях? Или - в процессе работы - где-то еще?" Нельсон сказал мне, что философы должны оставаться в вузах: молодым докторам гуманитарных наук следует серьезно заниматься наукой. И Бетт, хоть и поддерживает движение за альтернативную карьеру, не особенно верит в то, что уход из научных кругов может оказаться благотворным в плане научных познаний. Для этого нужны "время, силы и ресурсы университетских библиотек, - говорит он мне. - Опыт, приобретенный за пределами университета, может развить способность проникновения в суть вещей, однако очень сложно будет обратить эту способность в мало-мальски значимый научный "продукт" в неакадемическом окружении".

Разумеется, это сложно, но все же не невозможно. По словам Кей Питерсон, уход из научных кругов, как ни странно, сделал ее более свободной в интеллектуальном плане; дезертирство с корабля дало ей "время на то, чтобы как следует заняться исследовательской работой, вместо того чтобы требовать для себя лазейку в чьей-нибудь теории с намерением в нее втиснуться". И все-таки в конечном итоге я отдал свои симпатии Аннали Ньюиц, которая завершает свою статью в Salon призывом к действию: "Мы [ученые] должны использовать свое образование, чтобы изменить мир к лучшему, вместо того чтобы прятаться от мира. Мы должны не заламывать руки, сокрушаясь по поводу нехватки штатных рабочих мест, а пытаться создать достойную традицию для мыслящих людей, работающих вне университетской системы".

Куда подевались все философы? Когда-нибудь, возможно, мы сможем ответить на этот вопрос так: "Они никуда не подевались. Они всегда рядом с нами, прямо здесь, в "реальном мире".

Джошуа Гленн - редактор журнала Hermenaut и автор книги "Герменевт: почему философия остается значимой и сегодня", которая вскоре должна появиться в печати.

Сокращенный перевод Ольги Юрченко


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Джошуа Гленн
Джошуа
ГЛЕНН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru