Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Мышеловки образования
Три образовательные альтернативы: между взяткой, репетиторством и топором

Дата публикации:  9 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Нет ничего опаснее, чем пытаться преодолеть пропасть в два прыжка. Именно этим руководствовались, судя по всему, стратеги-реформаторы, избрав основой основ своей реформы отмену вступительных экзаменов в вузах. Чем мучиться со школьным образованием да задумываться над тем, что делать с высшим, проще простого ввести единое тестирование, которое и сможет ликвидировать пропасть между школой и вузом, и ее не надо будет преодолевать прыжками и прочими ужимками.

Эта инновация уже заслужила одобрение общественности, сопровождаемое радостными восклицаниями об искоренении взяточничества и упразднении репетиторства, о ежегодном "выведении из тени" миллиарда долларов. Правда, в русской классической литературе, которую мы стремимся "принять за образцы", благородный и нищий студент-репетитор - один из любимых персонажей. Взять хотя бы Петю Трофимова - это тот, кто о будущем России печется, или Разумихина - антипода Раскольникова с его предпочтением репетиторству топора.

Да, нынешнее репетиторство не то, что давешнее, пролонгированной взяткой называется. Можно и так, конечно. А можно и получением образования назвать. Ни для кого не секрет, что даже в московских школах не хватает учителей. Не такой роскоши, как учителя иностранного языка, а словесников, тех, кто учит более-менее грамотно писать, физиков, математиков. Так вот считается почему-то, что хапуги из вузов будут наказаны долларом, платные образовательные услуги будет оказывать школа и родительские деньги двинутся туда. Единственный вопрос: и кто в школе будет оказывать эти самые услуги?

Предположим, что в школе, где учится ваш ребенок, нет преподавателя химии. Вы находите подготовительные курсы, учителя из другой школы (репетитора, проще говоря), на худой конец - вузовского химика, в общем, как-то изворачиваетесь, платите при этом деньги. Дальше ваш ребенок пишет тест, но не на "А+" или "А", а на "В", и вам нужно доплачивать за его обучение в вузе тысячу долларов. Таким образом, за то, чтобы ваш ребенок изучал химию, вы платите трижды: как налогоплательщик за школьное (почему-то считается, что бесплатное) образование, за подготовку к тестированию и за вузовское обучение.

Но, скажут реформаторы, для этого и развивается дистантное образование. Действительно, к 2005 году обещано подключить к Интернету аж 60% школ, и дети будут иметь доступ к компьютеру не меньше шести часов в неделю. Вопрос первый: интересно, а что будут делать в оставшихся сорока процентах? Вопрос второй: а почему именно шесть часов, а не семь или пять? Эти ударные цифры очень смахивают на отчетный доклад очередному съезду. Счастье сетевого общения свалится на школьников, подчеркну, в 2005 году, а на новую систему вступительных экзаменов обещано перейти в 2003 году. Так что сеть в стране, которая еще не полностью телефонизирована, скорее розочка на торте образования, нежели хлеб насущный.

Не менее интересный пассаж и по поводу сочинения. Трудно выработать критерии его оценивания, поэтому лучше уж тест по русскому языку. О том, что между разгадыванием орфо-пунктуационного кроссворда и написанием связного, внятного текста есть "некоторая разница", я писала неоднократно, так что повторяться не буду. Единственный вопрос к реформаторам: вот-вот грохнет реформа правописания, незначительная, маленькая такая реформочка, ну несколько групп слов будем писать иначе, например, не пол-лимона, а поллимона, не ликеро-водочный, а ликероводочный и так далее. А как проверять тест будут, по каким правилам, по новым или по старым? А как детей учить будут? Нас к этим правилам уже исподволь несколько лет приобщают при помощи разных орфографических словарей (издательство "АСТ" целую серию выпустило: "Слитно, раздельно, через дефис", "Ловушки орфографии", "Прописная/строчная", "Н/НН" и т. д.). Словари - дело, конечно, полезное, но и в них ошибочки есть, впрочем, это тема отдельной статьи. А вот правописательную реформу обсуждать не сочли нужным; один из немногих ее доступных массовому читателю следов - интервью В.В.Лопатина "Независимой газете". И как набрать нужный балл по русскому языку, чтобы не платить за образование?

А еще планируется, что к 2010 году доля семей, способных частично или полностью оплачивать образование, возрастет с 25-30 до 40-45 процентов, а деньги, потраченные на образование, не будут облагаться налогом. С чего доля эта возрастет - неясно, но, в общем, жить станет лучше, жить станет веселее.

А напоследок хочется сказать, что через пропасть можно не только прыгать, через нее еще можно мост строить. Например, позвать вузовских преподавателей в школы. Они ведь все-таки специалисты и в старших-то классах работать смогут. Лет десять назад вузовские преподаватели бросились создавать в школах специализированные классы и учить недорослей, потому что были обеспокоены набором, а точнее недобором, в свои заведения. Как показал опыт, выпускники этих спецклассов имеют вполне приличную подготовку, и поступают они не только в институт, патронирующий данные класс или школу, но и в любой другой. Так, может быть, теперь пришло время и школьному руководству пойти по этой уже проторенной дороге. Да и в стратегическую концепцию что-нибудь полезное записать, называется тактической разработкой. Потому что "мы все глядим в Наполеоны", но все как-то забываем о ротах капитанов Тушиных.

А по поводу платного образования скажу только одно: если образование вам покажется слишком дорого, испробуйте невежество, но позвольте все-таки решать, платить за образование или нет, и достойно ли оно того, чтобы за него платили. В рыночной экономике не надо навязывать услуги и требовать за них еще и денег. Ведь все-таки рынок - это возможность выбора из нескольких вариантов, в противном случае это монополией называется или диктатом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Никитин, 40 лет одного учебника /09.08/
Хорошие учебники по языку появляются редко. Каждый, наверное, уже имел возможность убедиться, что при внешнем изобилии обложек языковых пособий на сегодняшний день использовать можно далеко не все.
Дэвид Робертсон, Вундеркинды не проходят жизненных университетов /02.08/
Почему родители посылают чудо-детей в псевдо-университет; что идет не так на глубинном уровне; вундеркинды способны завершить учебу, только если не появляются в университете; 13-летнего мало чему можно научить.
Татьяна Базжина, Образовательная эфемерность, или Что решают кадры /07.07/
"Профессор, у Вас две ошибки в билете. Пушкина звали не Василий Львович, а Александр Сергеич, а во-вторых, был он не в "Арзамасе", а в Арзруме". Оттого, что ПТУ стали колледжами, а институт украсился титулом Академии, серьезных сущностных изменений произойти не может.
Джошуа Гленн, Философ всегда с тобой, или снова об альтернативных карьерах /29.06/
В высших учебных заведениях не хватает рабочих мест для докторов философии. Чем занимаются те, кто не может получить работу в университете?
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru