Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20000904_baz.html

В зоне гуманитарного бедствия
Татьяна Базжина

Дата публикации:  4 Сентября 2000

"Нами манипулируют, нам навязывают мнения" - этими страшилками нас запугивают и журналисты, и политики, и аналитики. Идея манипуляции крепко овладела душами потребителей информации. Всякий кому не лень твердит о двадцать пятом кадре, о вербальных угрозах, о словесной энергетике. В обществе устойчиво формируется новая мифологема: нас зомбируют, и повинны в этом ТВ и СМИ. Пресловутая загадочная русская душа в том и проявляется, что она с радостью готова пугаться и верит всему на слово, и в первую очередь верит в слова. Слова же эти имеют свойство повторяться. Создается впечатление, что журналисты черпают свое вербальное вдохновение из одного пересыхающего источника. Если говорить о подлодке, то обязательно надо употребить "кто потопил" и воспользоваться метафорой "тонущий Кремль", если говорить о пожаре в Останкино, то без словосочетания "Москва (Россия) без башни" статью и статьей-то назвать нельзя. Если говорить об августе, то не в паре "август - астры... и рябины ржавой август", а не иначе как "что август грядущий нам готовит". Кочуют по текстам не только слова, метафоры, образы, но и аргументы, гипотезы, трактовки. В информационном шквале (еще один расхожий образ) такая повторяемость выполняет функцию интеллектуального презерватива: прочитал один текст и экономь время - остальное сможешь воспроизвести сам.

Озабоченные техногенными катастрофами и защитой собственного сознания от навязываемых электоральных предпочтений, мы как-то позабыли о том, что главный манипулятор - не дядька в голубом ящике, а та милая, добрая, душевная школьная учительница, которая принимала и нас самих, и наших детей в свои удушающие объятия в праздник знаний - первого сентября. Кстати, вы когда-нибудь обращали внимание на то, что мы - страна однодневной акции? Женщину надо любить и уважать в день, разукрашенный в календаре красным. Празднично получать знания тоже можно лишь раз в году, в строго выделенный для того день. Дальше начинается кошмар будничного знания, который, слава Богу, длится не календарный год, а всего лишь девять месяцев. Девять месяцев, помноженных на десять лет, проведенных в школе...

Первого сентября мы обрекаем наших детей, да и самих себя на девятимесячную манипуляцию. С сентября по май любимое чадо будет слышать, что он "недо-": не додумал, не доделал, не доработал..., а мы, если вдруг нас занесет нелегкая на массовую казнь под названием родительское собрание, узнаем, что не обращаем внимания, упустили из вида, не понимаем, не ощущаем и пр. Оракул с классным журналом в руке, пылая страстью агитатора, будет бичевать пороки детей и грехи родителей. Когда вы видели записи в тетради своего ребенка "Умница", "Молодец", "Хорошая работа", "Красивое решение", "Изысканный аргумент"? А если учительница попросила дневник, то вряд ли она напишет, что ваше драгоценное чадо радует ее все больше своими успехами.

Моя приятельница, известный в Москве врач-психиатр, о чьей консультации мечтают многие, торжественно отмечает уже третий год подряд 25 июня - день, когда ее дочь закончила школу, а она последний раз переступила порог этой камеры пыток. "Понимаешь, - говорила она, - пойду в школу на собрание, послушаю и начинаю думать, кому из специалистов показать Катюшу. По описаниям классной просто диагноз напрашивается. А сама не вижу. Надо с коллегами проконсультироваться". - "Конечно, своди к коллегам, но только классную". Если школьный монстр смог сломить психиатрически подкованную маму, что уж говорить о простых смертных. Вообще-то, разговоры о том, что ребенка надо показать психологу или психотерапевту (слова "психиатр" наше общество то ли все еще, то ли пока еще боится), тоже заняли достойное место в новой русской мифологии.

На протяжении десяти лет наши дети воспитываются в парадигме "мы в порядке, ты не в порядке", что преобразуется у них в поведенческую модель "я не в порядке". Счастье, если ребенок в пубертатный период сменит эту модель на "я в порядке, вы не в порядке". Счастье для ребенка, потому что он сумеет оценивать происходящее со своих позиций, но несчастье для родителей, поскольку такая смена и порождает извечный конфликт "отцов и детей". Если же ребенок так и остается в убеждении, что "он не в порядке", то это влечет серьезные социальные осложнения: войдя в социально активный возраст, этот продукт воспитания постоянно будет чувствовать себя "не в порядке", а значит, не будет способен на самостоятельные социальные решения, на социальное созидание.

Из группы "счастливых" детей зачастую вырастают манипуляторы, а из не переборовших "непорядок" - те, кому необходимо, чтобы ими манипулировали. За десять лет из незатейливого учительского "недо-" и "не" формируются эмоционально-когнитивная пассивность и психологическая зависимость.

Политтехнологи пока могут быть спокойны: их труд ложится на удобренную работниками народного образования почву. Нам же пора перестать пугаться грядущих техногенных катастроф и заняться ликвидацией последствий реальной гуманитарной катастрофы - школьно-вузовским общением.