Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Лицом к лицу
Какие у вас есть претензии к вашим преподавателям / вашим студентам?

Дата публикации:  26 Сентября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ни для кого не секрет, что образование - процесс коммуникативный, диалогический, предполагающий обмен мнениями и согласование позиций. Теоретически все именно так, но практика подсказывает иное.

Вот мы и решили свести хотя бы в виртуальном диалоге тех, кто учится, и тех, кто учит, чтобы они высказались по вопросу:

Какие у вас есть претензии к вашим преподавателям / вашим студентам?

Студенты

Аня Красильщик. Российский государственный гуманитарный университет- историко-филологический факультет - отделение истории - III курс: У меня есть претензии только к конкретным преподавателям. Мне не нравится, когда на семинарах преподаватель задает вопросы и что-то говорит только потому, что так надо. Когда видно, что ему невыносимо скучно. Или когда, например, на языковых занятиях кто-то общается только с небольшой группкой студентов, а остальных игнорирует. Еще мне не нравится, когда лекция превращается в театр одного актера, когда лектор акцентирует внимание не на предмете лекции, а на собственной персоне. Очень не люблю, когда преподаватели задерживают студентов, предварительно опоздав на полчаса. Но я говорю об отдельных случаях, в целом же мне обычно везло с преподавателями.

Катя Розенблатт. Гарвардский университет - факультет экономики - III курс: Проблема в том, что у нас многие преподаватели жутко знаменитые. Они приезжают с президентского обеда, церемонии вручения Нобелевской или еще какой-нибудь премии, заседания Сената и т.п., читают лекцию, которую они читают уже сорок лет, и уезжают. Как-то общаться с ними невозможно. К счастью, как правило, это не очень интересно. Интереснее общаться с профессорами, которые более доступны. Но здесь все зависит от конкретного профессора и конкретного студента. Ты можешь послать любому преподавателю e-mail, он должен (в первый раз) тебе ответить, назначить встречу на каком-нибудь общем обеде, а дальше - как получится. Если ты понравился преподавателю, у вас могут сложиться прекрасные отношения, если нет - он больше не назначит тебе встречу.

Но это все личные симпатии-антипатии. О какой-то системе взаимоотношений между профессорами и студентами говорить сложно. Очень редко получаются "интерактивные" занятия, совместное обсуждение каких-то проблем. Как правило, студенты и преподаватели мало интересны друг другу.

Костя Гайдай. Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия - факультет дизайна архитектурной среды - VI курс: Все очень просто: школа, существующая в нашей академии, пришла из строительного института. Нам преподают как строителям или инженерам, не учитывая иной аспект нашей специализации. Многие предметы абсолютно не востребованы на практике. При этом преподаватели относятся к своим предметам очень ответственно, они очень требовательны, потому что им за это что-то платят, потому что они привыкли. Многие старые преподаватели читают лекции, не думая, по привычке. Они ничего не знают о новых строительных материалах, технологиях, которые используются в Европе последние два десятка лет, и очень удивляются, когда приносишь им проект, например, стеклянной лестницы: "Такого не может быть". Прогрессируют в лучшем случае 2% преподавателей - практикующие архитекторы и дизайнеры. Но даже они часто, рассказывая о каких-то новых материалах, вынуждены говорить: "У нас такого нет, это просто чтобы вы знали".

Ася Б. МГУ - филологический факультет - IV курс: Основные проблемы связаны с преподавателями старой закалки. Многие пожилые преподаватели находятся в состоянии маразма, но продолжают читать лекции. И сделать с этим ничего нельзя, потому что они заслуженные, ответственные и т.д. Кроме того, специфика филологического факультета такова, что, в отличие, скажем, от мехмата, многие предметы допускают возможность идеологической подоплеки. Этого я не переношу.

Парадоксальная ситуация иногда складывается в вопросе отношения к тексту: на 3-м (!) курсе филфака наша преподавательница всячески приветствовала анализ стихотворений на уровне ахов-охов, мне так нравится - мне так не нравится! В то же время попытки серьезного разбора текста с научной точки зрения попросту пресекались.

Александр Бутцынов. Новосибирский государственный технический университет - факультет гуманитарного образования - отделение социально-культурного сервиса и туризма - III курс: Наш вуз еще недавно был институтом, но потом ему присвоили статус университета, а для этого необходимо было открыть новые факультеты, в том числе факультет гуманитарного образования. Многие преподаватели старой, совковой закалки, а изучаем мы относительно новую для нашей страны отрасль - туризм. Студенты и преподаватели говорят на разных языках, нет особого взаимного интереса. Есть, конечно, исключения, например, наша декан уже десять лет директор одной из туристических фирм. Соответственно, она в курсе современных событий и может дать нам какую-то действительно полезную информацию.

Еще одна проблема - никто не учит студентов правильно говорить по-русски, отсутствует культура речи. У нас была риторика, так там давались азы этикета времен прошлого столетия. А что еще может сообщить старая преподавательница?

Антон Л. МПГУ им. Ленина - физический факультет - отделение "физика и информатика" - IV курс: Если ты взялся преподавать, то постарайся найти в себе силы помнить, что каждый студент - личность. Очень сложно искать к каждому индивидуальный подход, но хороший преподаватель должен как минимум стремиться к этому.

Вадим Дмитриев, выпускник Новосибирского торгового лицея: Люди старой закалки так воспитаны, что они способны только давать информацию, но не воспринимать. Они воспринимают только то, что исходит сверху, но никак не от студентов. Ты можешь им объяснять, доказывать, что кассовые аппараты, о которых они рассказывают, давно устарели, что сейчас используются новые технологии, - все без толку. Преподаватели не отвечают на лишние вопросы, они как будто запрограммированы 20 лет назад, да так и читают по бумажке одно и то же.

Педагог - это же не работа за станком, от него зависит очень многое. Из-за преподавателя человек может на всю жизнь полюбить или, наоборот, возненавидеть тот или иной предмет. А у нас нет контакта между студентами и преподавателями.

Реми. Выпускник Universite Laval (Квебек) - факультет общественных наук - отделение антропологии: Многие профессора на нашем отделении очень много знают, но боятся, что студенты их не поймут. Если им задать какой-нибудь сложный вопрос, они ответят без проблем, но в целом они пытаются говорить о простых вещах. Я не посещаю большую часть занятий, потому что все слишком просто, я могу прочитать все это в книжках. По-моему, это студенты должны пытаться догнать преподавателя, а не преподаватель снизойти до уровня знаний студента.

Марк Бултенгаген. Новосибирский государственный университет - факультет естественных наук - отделение биологии: Мне не нравятся:

1. Завышенное самомнение преподавателей, выставление на первый план собственного "Я";

2. поощрение подлизывания;

3. агрессия со стороны преподавателей;

4. зависимость учебного процесса от настроения того или иного преподавателя.

Даня Мень. Московское государственное училище музыкального исполнительства имени Фредерика Шопена - оркестровое отделение - класс виолончели - II курс: Все нормально, все путем. Нет никаких отрицательных эмоций, связанных с преподавателями. Дело в том, что наше училище совсем молодое, и оно еще не пропитано гнилью и старостью. Нас всего 46 человек, ректор всех знает в лицо, заботится.

Яша Б. Лицей "Вторая школа" (Москва) - 10-й математический класс: Мне не нравится, когда преподаватель не держит дисциплину, допускает панибратство. Между учителями и учениками должна быть дистанция, иначе учитель теряет авторитет, и его никто не слушает.

Саша Ч. МГУ - физический факультет - VI курс: Некоторые преподаватели требуют, чтобы студенты посещали их лекции, не давая при этом список литературы: Зачем, мол, вам читать - приходите на лекции и слушайте.

Алексей Ч. - Московский станкоинструментальный институт - факультет информационных технологий - VI курс: Не нравится, когда преподаватель не обосновывает свои решения: ставит "двойку", а за что - не объясняет.

Изабель. Выпускница Квебекского университета - Филологический факультет - отделение французской и квебекской литературы: Часто профессоры ставят себя много выше студентов, забывают, что они тоже были студентами.

Преподаватели

Анатолий Ефремович Булкин, профессор кафедры газовых и паровых турбин энергомашиностроительного факультета Московского энергетического института: Худшее время уже позади. В какой-то момент имела место потеря престижа инженерной профессии, но сейчас ситуация потихоньку выправляется и снова ценятся квалифицированные кадры. Понятно, что студенты бывают очень разные, но в целом студенты хорошие. Между ними и преподавателями, безусловно, присутствует взаимное уважение, отношения коллег. При этом общий культурный уровень студентов упал, упала культура речи, поведения, часто можно услышать матерную речь. Но в институте с этим уже ничего не поделаешь.

Что касается самого процесса обучения, то я преподаю на старших курсах, к этому времени многие уже отсеяны, а те, что остались, как правило, умеют работать. Хотя все равно иногда присутствует некоторая расхлябанность, некоторые считают, что им необходимы вожжи - сами не работают. Очень часто студенты не способны учиться на чужих ошибках - полгруппы выгонят, а оставшаяся половина думает, что тем просто не повезло и что с ними такого никогда не случится. Кроме того, всегда приходится преодолевать некоторую инерцию студентов, сопротивление, убеждать их, чтобы они не стеснялись задавать вопросы, что глупых вопросов не бывает. Но в целом, повторяю, студенты у нас хорошие, и, в конце концов, институт существует для них.

Виктор Абрамович Шилин, профессор кафедры электроники Московского государственного университета путей сообщения: За последние несколько лет студенты резко изменились в лучшую сторону, однако остался инфантилизм, недопонимание того, что возможность бесплатного образования очень важна. Даже на старших курсах, когда многие отсеиваются, нередко сталкиваешься с этим инфантилизмом.

Анна Юрьевна, преподаватель кафедры французского языка филфака МГУ: Я могу говорить только об общей тенденции, с которой нельзя ничего поделать. Студенты университета, например, не настроены на серьезное академическое образование, не подготовлены к серьезной работе, к анализу. Они не подготовлены, не образованны, не эрудированны и не заинтересованы. Студенты воспринимают только ту узкую информацию, которая им нужна. Нет потребности в познании как таковом. Это обусловлено и воспитанием в семье, и учебой в школе, но основная причина в том, что в мире сейчас очень велик объем информации вообще. Люди стали меньше читать, потому что сейчас сложно мыслить и существовать в том темпе, который предполагает чтение. Сложно остановиться, задуматься. Кроме того, голова человека часто забита видеорядом, очень многое навязывается и не обдумывается. Человек начинает мыслить стандартно. Поэтому уровень общения со студентами приходится занижать, чтобы пробиться к пониманию и логике большинства.

Грибин Владимир Георгиевич, доцент кафедры газовых и паровых турбин энергомашиностроительного факультета Московского энергетического института: Бывает, что студент на занятиях начинает веселиться и веселить публику. Преподаватель не понимает, зачем студент пришел, если ему так весело, а студент не понимает, что он всем мешает.

Сейчас очень большое значение имеет материальная сторона институтской жизни. С чужих слов могу сказать, что среди студентов существует наемный труд: менее обеспеченные за деньги работают вместо более обеспеченных. На слуху также тема взяточничества, но ничего конкретного по этому поводу сказать не могу.

Варвара Михайловна Михина, в недавнем прошлом преподаватель истории и обществоведения в 11-м классе общеобразовательной школы #1036: В 11-м классе люди, как правило, уже определились со своими планами на будущее, и историей занимаются только те, кому это надо. К остальным у меня не может быть никаких претензий, так как не может же человек охватить все сразу.

Елена Евгеньевна Бергер, преподаватель кафедры истории медицины и культурологии медико-профилактического факультета Московской медицинской академии им.Сеченова: В принципе мне студенты нравятся. Понятно, что существует огромный разброс - есть замечательные студенты, а есть такие, которые говорят прямым текстом, что лучше всего идти на онкологию, так как это самое хлебное место - даже медсестрам всегда суют шоколадки. Это слышать тяжело.

Другая проблема, с которой сталкиваются преподаватели-гуманитарии в мединституте, состоит в том, что очень велик разброс в уровне подготовки студентов. Некоторые просто не изучали историю в школе, так что непонятно, на кого ориентироваться - нескольких "бриллиантов" или на тех, кто ничего не знает.

Еще я ненавижу, когда мне врут в глаза. Сейчас это, в основном, проявляется в повальном подделывании курсовых работ. Этим занимаются очень многие студенты, причем во всех вузах.

Григорий Ефимович Крейдлин, профессор кафедры русского языка Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета:

1. Несобранность, неумение организовывать свое время так, чтобы сочетать отдых с трудом, а я считаю, что необходимо и то, и другое.

2. Не организована нормальная взаимопомощь, что не позволяет серьезно заниматься научной работой.

Татьяна Юрьевна Бородай, преподаватель древнегреческого и латыни Института мировой культуры (МГУ): В общем, работать со студентами - одно удовольствие, особенно после восьми лет в Академии наук. Студенты теперь более прагматичны, меньше широкой эрудиции, "незаинтересованных интересов". Но мне это скорее нравится.

Проблема в том, что мой предмет предполагает большое количество домашних заданий, а большинство студентов работает, у них просто не остается времени выполнять эти задания.

Владимир Игоревич Б., преподаватель математики в старших классах московской школы #1333 ("Донская гимназия"): Основные проблемы - отсутствие мотивации и инфантилизм. Очень многие дети сейчас просто дезориентированы. Например, часто в 11-м классе человек начинает заниматься с репетитором и решает, что занятия в школе ему уже не нужны. Понятно, что задача учителя в старших классах не оценивать ученика, не воспитывать, а попытаться ему помочь с поступлением. Но сложно помогать человеку, который считает, что ему эта помощь не нужна. Старшеклассники иногда считают, что не они ответственны за свое поступление, а родители, которые находят репетиторов и платят им или/и кому-нибудь еще.

Особая ситуация в частных школах. В школе, где я преподавал, учитель являлся чем-то вроде клоуна для учеников. Пока клоун смешной - хорошо, а как только он начинает предъявлять какие-то требования и ставить "двойки" за несделанные домашние задания, можно пожаловаться папе-спонсору и клоуна сменят на другого. Очень неприятное ощущение: дети понимают, что ты им ничего не можешь сделать, и ты понимаешь, что они это понимают, и они понимают, что ты понимаешь.

Дмитрий Петрович Бак, доцент кафедры русской литературы Российского государственного гуманитарного университета: Прежде всего, студент всегда прав, и проблемы с общением не могут рассматриваться в оценочных категориях. Просто у студентов другая ментальность, то есть можно говорить только о том, что непонятно.

Что кажется непонятным? Иное сочетание прагматического и фундаментального подходов к обучению. Успешный студент сейчас - это не тот, который жертвует всем ради науки, а тот, который успевает все: и учиться, и работать, и отдыхать.

"Не своим" и интересным кажется дистанцированность от эпохи 80-х годов. Нет контакта между поколениями, как будто между нами не 20, а, как минимум, 50 лет. Студенты не слышат каких-то слов, не понимают языка, у них другие точки отсчета. Им не нужно в поисках информационной руды отбрасывать шлак, им дается готовый список литературы, который из списка источников и проблем превращается в список ярлыков и репутаций. Нет интерактивности, живого знания, лекция как жанр себя практически исчерпала. Общение в этом жанре глубоко проблематично, в нем есть момент репрессии: студент не понимает, почему, собственно, он должен здесь и сейчас слушать то, что ему говорят, и принимать это на веру. Еще хуже, когда студент об этом не задумывается и просто воспринимает все, что говорит лектор, как абсолютно верную и достаточную информацию.

У нынешних студентов есть свобода, она не является для них благом, точкой отсчета, но воспринимается как нечто естественное, само собой разумеющееся. Мы же по-прежнему живем на вдохе. Контакт между поколениями нарушен, студенты и преподаватели часто просто не понимают друг друга.

Договаривался о встречах, выслушивал мнения, письменно фиксировал устную речь - Андрей Борзенко

От редакции

К любому опросу можно предъявить одну и ту же претензию - выборка весьма невелика, а потому результаты нерелевантны/невалидны/не отражают/ не...

Да, выборка действительно невелика, но и на ней можно наблюдать те проблемы, которые у нас есть. Они достаточно четко вырисовываются в ответах студентов: непрагматичность образования, и в ответах преподавателей: инфатилизм, или неготовность к образованию.

Есть и еще два весьма простых наблюдения:

1. проблемы эти, слава богу (или вот так-то - нужное подставить), наднациональные;

2. каждый из отвечавших говорил только о супротивной стороне. Ни студенты, ни преподаватели не адресуют свои претензии своей "стороне баррикад". Что это - устоявшаяся ментальность, осознание единственной правды или нежелание-неумение встать на точку зрения собеседника? Именно в этом и предлагаем разобраться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, Возможен ли у нас социальный диалог? /22.09/
У меня много друзей среди старшеклассников и первокурсников. Это поколение не знает, что такое идеологическое принуждение, и имеет, казалось бы, все возможности для осмысления своих ценностей. Как им видится общество, где они живут, и власть, которая ими управляет?
Николай Гринцер, О нашем двуличии /20.09/
С одной стороны, национальная гордость великороссиян всегда находит почву для произрастания. Но с другой стороны, идя своим особым путем, мы всегда склонны скашивать глаза в сторону магистрали, с которой гордо удалились.
Александра Веселова, Хулиганы, хирурги, или ВсеОБЩЕЕ среднее образование? /18.09/
Школа не должна готовить узкого специалиста, она должна стремиться выпустить образованного человека. Нужны ли нам химики, не умеющие писать по-русски? Филологи, не знающие, что такое "валентность"? Выход из ситуации - в возврате к системе общеобразовательных, в буквальном смысле, учреждений, в восстановлении системы кружков и факультативов.
Александра Гурина, Школьный стандарт как страховка общественных рисков /12.09/
У социума нет ответа на вопрос, каков должен быть итог школьного обучения. И пока не будет найден этот ответ, наш школьный стандарт будет четок и консервативен по форме, но идейно пуст.
Татьяна Базжина, В зоне гуманитарного бедствия /04.09/
Идея манипуляции крепко овладела душами потребителей информации. Всякий кому не лень твердит о двадцать пятом кадре, о вербальных угрозах, о словесной энергетике. Первого сентября мы обрекаем наших детей на девятимесячную манипуляцию. Политтехнологи могут быть спокойны: их труд ложится на удобренную работниками народного образования почву.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru