Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
X = какая-то власть + интернетизация всей Руси
Дата публикации:  18 Октября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции. Чиновники осознали важность компьютеров благодаря саммиту на Окинаве, политики готовы продавить через Думу равные образовательные возможности для всего общества, бизнесмены хотят дать денег на компьютеры. Кто может, хочет, в силах поделиться своим знанием, кто готов делать образовательную среду, у кого есть наработки - выставляйтесь в Сети и сообщайте свои адреса. Мы предоставляем эту площадку для ваших материалов.

Известная формула наполняется псевдоновым псевдосодержанием. Извечный вопрос "Что делать?" нашел свое разрешение вкупе с ответом "Как нам обустроить Россию". Для этого нужно каждой Твердоплюевке дать доступ в Интернет, и наше общество вполне в духе Окинавской хартии G8 станет обществом равных возможностей. Только слепой не видит и глухой не слышит, какие усилия прилагаются к тому, чтобы компьютер стал предметом интерьера каждой малокомплектной школы. И денег на это нашли внебюджетный миллиард, и думские фракции борются, и все говорят о последнем шансе для России встать в ряды развитых стран (интересно, что встать в ряды, а не стать развитой страной).

Заподозрить, что автор этой статьи - противник Сети, трудно, поскольку общается он со своим читателем именно "посредством этой продвинутой технологии коммуникации". Но очередное решение "партии и правительства" по привлечению широких народных масс в светлое будущее заставило автора задаться рядом вопросов и печатно "проартикулировать" их.

Вопрос первый - квазитехнологический

Говоря об интернетизации всея Руси, политики, бизнесмены, государственные мужи решают, какой выход в Сеть будет для сельской школы сподручнее - симметричный или асимметричный. Первый - через телефонную сеть, второй - через спутник. Первый - дешевле, вполне можно быстро таким выходом каждую Переплюевку быстро снабдить, да и дешевле это, чем кабелями телефонными всю Россию опутывать. Есть, правда, одна незадача - при таком выходе можно скачать информацию, но нельзя ничего передать.

Оставлю технико-экономическое обоснование специалистам, но остановлю их внимание на том, что с точки зрения обучения и обучающих технологий любой выход без обратной связи - бессмыслица. Сидите вы в шушуне в своей Недоплюевке и читаете современный курс микроэкономики, выкачанный из Интернета с сайта Высшей школы экономики, и возникли у вас вопросы - не понимаете вы чего-то или, наоборот, предложить хотите некоторую модернизацию этого курса, а выход в Сеть у вас асимметричный (он дешевле и быстрее для внедрения был). Как же вам поделиться своей инновацией или получить консультацию у специалиста, если в ваших условиях Сеть работает только в одностороннем порядке? Так вот, если мы интернетизируем страну для галочки - то как дешевле, а если для равных образовательных возможностей - то с симметричным выходом.

Когда советская власть насаждала трактор на селе, она не давала по трактору в каждый колхоз, а создавала машинно-тракторные станции, может быть, вспомним, что "богаты мы едва из колыбели ошибками отцов и поздним их умом", и воспользуемся этим решением при насаждении компьютера в каждой сельской школе?

Вопрос второй - социальный

Прежде чем задать его, расскажу одну весьма занимательную историю. Года два назад я приехала в город Углич, в местный Земельный комитет оформлять "придомовой участок в Земельном кадастре". Ровно в девять часов пришла кадастровая сотрудница, открыла свой кабинет, пригласила меня войти, сняла меховую шапочку и положила ее на монитор, поставила сумочку на процессор, сдвинула клавиатуру, освободив на столе место, достала из ящика стола амбарную книгу и внесла мое имя в список при помощи шариковой ручки. Потом достала еще одну амбарную книгу, выписала свидетельство, зарегистрировала его в соответствующем разделе и сказала, что теперь мне нужно пойти в налоговую инспекцию. Там, правда, на каждом из шести мониторов стояли комнатные растения - бегонии, герани, и одна из сотрудниц тщательно поливала цветочки. В налоговой инспекции было уютно...

Как доказать обществу в целом, что без компьютера, без Интернета мы отстанем навсегда? Интересные данные приводят социологи: в Таиланде доступ к Интернету имеют приблизительно столько же людей, сколько и в России, но готовы и хотят обращаться к нему 67%, а у нас около 3%. И эти данные не могут не навести на мысль: революционную ситуацию, когда "верхи" не могут, а "низы" не хотят, Россия уже переживала, чем закончилось - известно. А что будет в ситуации, когда "верхи" хотят, а низы не могут?

Экономические последствия всеобщей интернетизации ясны каждому, кто хотя бы год просидел за компьютером. Этот "серый друг" сродни кукле Барби, только той все новые платья нужны, а этому новая плата или новый дисковод, или памяти доставить просит - в общем, апгрейтом грозит. Учителя информатики в благополучных московских школах жалуются на то, что у них в компьютерных классах "трешки" стоят, а у детей дома не Intel inside, конечно, но уж "пентюх"-то точно. Если президентский миллиард будет потрачен с умом и сельские школы в соответствии с разработанными министром Филипповым тремя этапами поголовного подключения к 2005 году будут интернетизированы, то те, которые были в первых рядах, уже можно будет компьютеризировать снова, а точнее перекомпьютеризировать, потому что за пять лет техника у них безнадежно устареет. И в программу всеобщей компьютерной грамотности уже сейчас нужно закладывать четвертый и пятый и двадцать девятый этапы, потому что дело имеет министр с саморазвивающейся отраслью. Но об этом не говорит образовательное министерство ни слова, ни полслова; видно, оно считает, что поставило компьютеры на века. И уж коль такая простенькая мысль не закралась в высокие головы, то можно сделать вывод, что общество к любому потрясению - и компьютерному тоже - нужно готовить.

А еще в чиновно-думских размышлениях на тему всеобщей компьютерной грамотности звучат слова, что "железом" всех пейзан удастся обеспечить за пять лет, а "софтом" - за три-четыре месяца.

И тут самое время задать третий вопрос - содержательный.

Интернет для образования - это не только "железо" и "софт", это еще и контент. Сколько интерактивных курсов для Интернет-образования уже готово? Какие они? И речь даже не об интерактиве, а хотя бы о монологичном контенте. Если по психологии в Сети кое-какие материалы есть, например, на psycology.ru и на flоgiston.ru, то по лингвистике есть лишь невнятный гибрид сети и хвоста науки "нетвистики". Если в университетских библиотеках новых книг днем с огнем не найдешь, издания последнего десятилетия в единственном экземпляре, что уж говорить о сельских библиотеках. И здесь возникает вопрос готовности самой Сети к выполнению образовательной функции. Введите в любой поисковой системе слово "образование" и посмотрите на сайты, которые вам предложат. В лучшем случае это будет образовательный портал km.ru, а в основном это необновляемые сайты энских вузов, которые завели себе сайт, потому что ни одна уважающая фирма без этой новации обойтись не может. Но на таких сайтах не образование получать, а лишь информацию о нем. Закачивать информацию в Сеть и обновлять ее, поддерживать образовательные порталы - это отдельная отрасль в индустрии образования, которая тоже потребует и финансовых вложений, и трудозатрат. И самое главное - кто берется это делать?

А если у юных ломоносовых, подключенных к Сети, возникнут вопросы, кто будет на них отвечать? Могу сказать по своему опыту e-mail общения со студентами: больше чем на три письма в день ответить не успеваю.

И пока мы не решим вопрос контента, дети из сельских школ будут общаться на omen.ru: девочка из Недоедовки ищет мальчика из Недопивовки с серьезными намерениями. Мы решим таким способом не образовательную, но демографическую проблему, правда, в этом случае компьютеризацией должно заниматься не минобр, а другое "мин" - например, минздрав.

Ремарка лингвистическая

Пока слушала г-на Филиппова и читала его тексты про Интернет, отметила, что говорит образовательный министр "обучать Интернету". Обратите внимание "не пользованию Интернетом", а самому Интернету. И услужливое воображение тут же нарисовало апокалиптическую картинку: в школьном расписании появляется среди математики с историей строчка - у пятого "А" во вторник на третьем уроке "Интернет", а издательство "Просвещение" выпустит соответствующий учебник, рекомендованный для общеобразовательных школ тем же самым министерством, которое рекомендует учебники по гражданской обороне и информатике.

Прав был старик Фрейд, когда писал про значимые оговорки, подчас такого наговорить можно, что и тайного ничего не останется.

Ремарка энергетическая

Поздняя осень. Грачи улетели. В сельской школе Недотыкомки стоят компьютеры. Вася Ломоносов хочет связаться с Петей Эйнштейном, но не может - и не потому, что выход асимметричный, а потому, что электричества нет уже третий месяц...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Константин Поливанов, Школьная судьба словесности /12.10/
Судьба школьного курса литературы находится сегодня в критическом положении. Положительный опыт нескольких школ и учителей, где были найдены новые решения, пока что едва ли мог оказать влияние на ситуацию в целом.
Татьяна Базжина, Лампы вкручены согласно схеме, но почему-то не горят /29.09/
У незначительной правописательной реформочки - глубокие социальные последствия и глубинные социальные изменения.
Лицом к лицу /26.09/
У меня есть претензии только к конкретным преподавателям. Мне не нравится, когда на семинарах преподаватель задает вопросы и что-то говорит только потому, что так надо. Когда видно, что ему невыносимо скучно.
Ревекка Фрумкина, Возможен ли у нас социальный диалог? /22.09/
У меня много друзей среди старшеклассников и первокурсников. Это поколение не знает, что такое идеологическое принуждение, и имеет, казалось бы, все возможности для осмысления своих ценностей. Как им видится общество, где они живут, и власть, которая ими управляет?
Николай Гринцер, О нашем двуличии /20.09/
С одной стороны, национальная гордость великороссиян всегда находит почву для произрастания. Но с другой стороны, идя своим особым путем, мы всегда склонны скашивать глаза в сторону магистрали, с которой гордо удалились.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru