Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Школьное образование и церковь
Мнение отца Александра Троицкого

Дата публикации:  27 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Андрей Борзенко: До революции воспитательные функции, в том числе в школе, брала на себя церковь. Потом - Коммунистическая партия. А что вы думаете о современной ситуации в образовании и воспитании в школе?

Александр Троицкий: Сейчас действительно ситуация, какой никогда в России не было. Раньше существовала система школ, с одной стороны - церковных, с другой - светских, но подчиненных религиозному началу. Теперь в отношении религии у нас свобода, но свобода и в отношении воспитания, то есть оно может быть, а может его и не быть. Полная свобода. В школе, как таковой, сейчас действительно нет никакого стержня, никакого образующего начала в воспитании. Есть попытки в отдельных школах, - а в некоторых умах это приобретает глобальные масштабы - вернуть церкви былое значение. Но надо четко понимать, что в настоящее время это просто невозможно. И до революции это было довольно спорно: многие отходили от веры, только формально оставаясь православными.

Сейчас пришло время обеспокоиться тем, чтобы религиозное воспитание получали хотя бы те, кто хочет его получить. Нужно, чтобы школа могла предоставить желающим возможность изучать религиозные дисциплины. При этом нельзя, чтобы учителя были невеждами. Но для всего этого необходимы законодательная база и подготовка преподавателей. Были какие-то законодательные акты, чтобы разрешить в государственных школах проводить факультативные занятия Закона Божьего. То есть можно использовать здания государственных школ для религиозных занятий. Это - уже достижение. Но ясно, что это затронет минимальное количество детей. Можно договориться с администрацией какой-нибудь школы, чтобы желающие ученики приходили, например, на занятия воскресной школы. Очевидно, что таких желающих будет очень немного.

Никакого законодательного основания для того, чтобы сделать религиозные занятия в общеобразовательной школе обязательными, нет. Но нет и такой необходимости. Есть схема, которая действует в Западной Европе, а из всего постсоветского пространства она принята, кажется, только в Литве. В школах вводится обязательное изучение религиозных дисциплин, которое при желании родителей и учащегося можно заменить на нерелигиозные, например, этику. Таким образом сохраняется право граждан на то, чтобы религия не вмешивалась в их жизнь. Но это не то же самое, что факультативные занятия. Выбор учеников состоит не в том, чтобы идти на урок или гулять, а в том, на какой урок идти.

В Литве это, прежде всего, конечно, изучение католического вероучения, но в русских школах - и православного.

А.Б.: А получится ли что-нибудь при любых попытках воспитания, если учесть, что часто дети, особенно в подростковом возрасте, не любят, когда их воспитывают, когда им что-то навязывают?

А.Т.: Это уже зависит от качества преподавания. Сейчас есть некоторые сдвиги к появлению новых хороших учителей. Есть Свято-Тихоновский богословский институт, где готовят не только священников, но и людей, которые могли бы профессионально заниматься преподаванием, в том числе и в школах. Ведь человеку, преподающему, например, Закон Божий, не надо очень много знать. Ему, скорее, надо кое-что уметь. А для того, чтобы преподавать в школе гуманитарные предметы, уделяя внимание вопросам религии и этики, нужно прежде всего быть хорошим специалистом в своей области. В Тихоновском институте готовят и учителей истории, и литературы, и преподавателей Закона Божия.

Кроме того, насколько мне известно, сейчас создаются новые программы, учебные пособия, пишутся диссертации по истории церкви, катехизису и так далее. Конечно, в некоторых случаях довольно курьезные. Сейчас во многих высших учебных заведениях пытаются ввести преподавание основ религии, истории церкви. Но делают это, в основном, те же самые люди, которые раньше преподавали основы атеизма. И пишут совершенно чудовищные вещи в качестве пособий для студентов.

А.Б.: Существует ли сейчас в обществе особый интерес к проблемам церкви, религии?

А.Т.: Да. Ко мне обращались, например, из Академии внутренних дел, просили читать у них спецкурс по церковному праву. Ведь в качестве спецкурса можно читать все что угодно в любом учебном заведении. Как элемент общей правовой культуры церковное право - это очень полезная вещь. И надо сказать, что в этой среде попадались очень толковые люди, по церковному праву писали диссертации, работы. Какое-то брожение в обществе идет.

Но по сравнению с тем, что ожидалось от церкви, это, может быть, не так много. Потому что в первые годы после появления религиозной свободы ждали от церкви, по-моему, многого. Предполагалось, что церковь, наконец, скажет свое слово по всем вопросам, в том числе и по образованию. Возможности были. И в какой-то степени они были использованы. Священников приглашали в школы, в вузы, чтобы что-то рассказать, очень часто в рамках общеобразовательных предметов. Меня, например, приглашали на уроки литературы. Эти разовые приглашения все же лучше, чем ничего. Так было в начале 90-х годов. Но потом эта практика почти прекратилась - по двум причинам. Во-первых, церковь была неадекватна тем ожиданиям, которые на нее возлагались. С другой стороны, очень живо откликнулись представители разных нетрадиционных вероучений - попросту говоря, сектанты. Никакой законодательной базы нет - значит, если может прийти священник и провести урок, то почему не может прийти какой-нибудь пятидесятник или кришнаит? И заниматься с детьми. Ясно, что это не одно и то же, потому-то и были всякие возмущенные выступления.

А.Б.: С чем они были связаны?

А.Т.: Многие родители считают себя православными. Являются ли все они таковыми на самом деле - вопрос спорный, но большинство родителей или безразличны к вере, или, что еще чаще, считают себя православными, что, в общем, не обязывает их следовать каким-то догмам и традициям. Это было хорошо выражено в поздравлении с Пасхой, с которым в свое время обратился к россиянам президент Ельцин. Он поздравил "всех православных христиан, верующих и неверующих". Просто квинтэссенция отношения к православию. А один генерал говорил в интервью, что он "православный, хотя в Бога не верит". Тоже неплохо. Но в президентских словах это отношение отразилось даже лучше. Поскольку высшая власть считает, что все наши граждане, которые не принадлежат к какому-то другому исповеданию, являются, по определению, православными. По рождению. Так, собственно, и было до революции. Итак, многие относят себя к православным и когда видят священника, преподающего их детям, или радуются, или относятся к этому спокойно. Но когда им говорят, что к их детям пришел кришнаит или пятидесятник, они начинают возражать. Сейчас руководители школ часто просто боятся, как бы чего не вышло, поэтому практика приглашения священников пошла на убыль. Но за эти годы сложилась система частных и общеобразовательных школ, в которых такие приглашения в порядке вещей.

А.Б.: Часто приходится слышать, что в разнообразных православных учебных заведения, считают, условно говоря, что принадлежность к православным христианам уже является достаточным образованием. И выходят оттуда, в основном, наименее подготовленные в плане общего образования дети.

А.Т.: Это верно. Об этом, кстати, не раз говорил Патриарх. Надо быть крайне осторожным при обращении в такие школы. Почему-то многие родители считают, что если школа православная, то она обязательно хорошая. А на поверку часто оказывается, что и православной ее назвать сложно, и с образованием проблемы.

А.Б.: А знаете ли вы какие-нибудь хорошие церковные или связанные с церковью школы?

А.Т.: Я слышал много хорошего о шичалинской Классической гимназии при Греко-латинском кабинете. Подкупает то, что в ее названии нет слова "православная", так как многие школы пользуются этим словом как рекламным щитом. Но там преподается Закон Божий, история церкви, в жизни школы принимает участие священник. Но и здесь есть своя проблема. Дело в том, что обучение в этой гимназии стоит довольно больших денег.

Впрочем, здесь мы переходим к основной проблеме всего российского образования. Заключается она, на мой взгляд, в сложившейся системе частных школ. У нас почти нет доступных частных школ с хорошим уровнем образования. Обычно в частные школы берут всех детей, чьи родители способны заплатить. Никакого интеллектуального ценза, разумеется, нет. Родители уверены, что они купили своему ребенку образование, администрация делает все, чтобы ребенок был доволен школой, а ребенок все это понимает и не учится. Но самое грустное даже не в этом.

В одной дорогой частной школе, я бы даже сказал школе-интернате, где родители платили по семьсот долларов в месяц, чтобы не видеть своих детей кроме как по субботам и воскресениям, произошел следующий случай. Администрация была недовольна школьным психологом, поэтому пригласили другого психолога, который провел среди учеников одного из классов средней школы простенький рисовальный тест. Детям предлагалось нарисовать три картинки: на первой - какими они себя видят сейчас, на второй - какими бы они хотели себя видеть в будущем, и на третьей - какими бы их хотели видеть их родители. Больше половины учеников в третьем случае, не сговариваясь, нарисовали гробики.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Катерина Соколова, Разговор с книгопродавцем /27.11/
О качестве образования в обществе и об обществе в целом можно судить по тому, какую информацию и как люди получают.
Андрей Ланьков, Высшее образование по-корейски /21.11/
На протяжении веков в странах Дальнего Востока самый прямой и самый почетный путь к продвижению по чиновничьей лестнице, то есть к богатству и привилегиям, пролегал через систему государственных экзаменов. Хотя корейское общество претерпело за последнее столетие огромные изменения, отношение к образованию в целом осталось прежним.
Владимир Борзенко, Нужны ли школьникам уроки математики? /20.11/
Математика, в отличие от большинства других школьных предметов, практически не требует усвоения значительного объема информации, знаний, - это роднит ее с физкультурой.
Татьяна Базжина, Где срок мотать будем /15.11/
Проблема "безъязыкости" общества - для всех нас серьезнейшая гуманитарная проблема. Наши люди порождают свои высказывания на родном языке с такими же физическими усилиями, как будто мешки с картошкой грузят.
Константин Поливанов, Это сладкое слово "свобода" /15.11/
Латинское слово discipulus переводится на русский язык как последователь. Именно как взаимоотношения учителя и "последователей", наверное, должно в современном мире строится нормальное свободное образование.
предыдущая в начало следующая
Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru