Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Идеальная школа: что это такое?
Статья 1-я

Дата публикации:  16 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Что такое идеальная школа, и может ли она в принципе существовать - вопрос даже не абстрактный: любому здравомыслящему человеку понятно, что школа, как и любое конкретное учреждение, не может быть идеальной.

И в то же время, естественно, каждый родитель, отдавая своего ребенка в школу, имеет некоторую ценностную шкалу, по которой оценивает приемлемость или неприемлемость конкретного учебного заведения.

Эта шкала формируется главным образом в зависимости от того, чего родитель ждет от школы для своего ребенка. Ожидания эти в значительной степени формируются собственным школьным опытом родителей, у которых период между собственной школой и школой ребенка обычно находится в диапазоне между 10 и 20 годами.

Соответственно представления о школе родителей сегодняшних учеников сформированы прежде всего опытом пребывания в советских школах, который дальше несколько скорректирован "реалиями" последнего десятилетия. Советская школа была одним из важнейших инструментов формирования удобного власти "гражданина", соответственно важнейшими составляющими обучения были затверживание стереотипных взглядов на окружающий мир, универсальное единообразие программ, ну и, конечно же, "дисциплина", основанная на страхе, а не на содержательной заинтересованности. В понятие дисциплины входила и короткая стрижка для мальчиков, и не слишком короткие юбки для девочек, ну и, конечно же, почти до конца советской власти сохранявшаяся общеобязательная школьная форма, удручающих цветов и фасонов, в которую должны были облачаться с 1 сентября школьники всей шестой части земного шара. (Правда, прибалтийские "республики" и здесь умудрялись отстоять хоть минимум свободы: вместо омерзительных серых костюмов мальчиков и черных фартуков девочек у них были формы, напоминавшие те, на которые за полтора десятилетия до краха Союза перешли и остальные.)

В соответствие с единством серой формы и единообразием причесок средняя советская средняя школа стремилась привести и мозги и характеры своих выпускников. Разумеется, и при этой системе бывали среди учителей, завучей и директоров (чуть реже) люди замечательные и неординарные, которые в меру сил и способностей, сознательно или неосознанно противостояли этому производству "стандартных выпускников". Там, где отклонение от нормы принимало "опасные" формы, вмешивалось начальство, производили административные перестановки, кого-то увольняли, кого-то припугивали, "укрепляли" школу идеологически надежными людьми - и все затихало.

В зависимости, видимо, от собственного школьного опыта, родители осуществляют свой поиск по двум основным моделям: найти место наименее вредоносное или же найти место наиболее продуктивное. От чего хочет уберечь родитель своих детей, отдавая их в школу? - Зависит от того, что он сам больше или меньше ценит, чего сам больше или меньше боится. От дурной компании и наркотиков, от унижающего или просто недоброжелательного обращения со стороны учеников или преподавателей, от стереотипных взглядов на мир и чрезмерной нагрузки или, наконец, от пустой траты времени и сил на бессмысленные уроки и предметы. Вероятно, каждый родитель, действующий по первой модели, может добавить какие-то свои опасения, на основании которых он осуществляет выбор учебного заведения. Но, разумеется, даже и те родители, которые отыскивают школу по принципу наименьшей вредоносности, все равно, как правило, ожидают от избранного учебного заведения и некоторых позитивных результатов.

Наиболее распространенные формы таких ожиданий лежат в области грамотной устной и письменной речи на родном языке, познаний в языках иностранных и некоторых расплывчатых представлений в роде "стать образованным человеком". Чем ближе школьный курс к завершению, тем большее число родителей и учеников начинает ожидать от него еще и соответствия программам высших учебных заведений (последнее пожелание, по большей части, почти бессмысленно: вузы, которые не страдают от недобора, ежегодно старательно разводят вступительные требования и набор школьных знаний, - но это тема длинная и особая).

И все-таки главная форма родительского и детского запроса, которому должна отвечать школа, - непрагматическое желание, чтобы ребенку в школе было хорошо и интересно. Достигаться это для каждого отдельного ребенка и каждым отдельным учителем может абсолютно по-разному. Но именно в прививании заинтересованного отношения к школьным предметам и к миру вообще и должна состоять задача школы. Уже из этой заинтересованности может вырастать умение работать, читать, тратить время на решение задач сложных и простых и т.д.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Страх бессловесности /09.01/
Читать или говорить? Или - и читать и говорить? Пока похоже, что нынешнее поколение молодых российских людей будет жить при дизлексии.
Елена Вигдорова, Страх перед словом /27.12/
Плохие сочинения читать полезно и приятно. Веселый бред способствует выздоровлению, а печальный надежды не оставляет. Обреченные школьными требованиями на печальный, дети не знают, в чем проявляется самостоятельность мышления. Их ничему не научишь, пока они не переведет свой бред в стадию веселого. Задача учителя - сбить стереотипы, погрузить ученика в сложный, порой жестокий и страшный, мир литературы.
Андрей Борзенко, Обычная школа /26.12/
Честное слово о частной школе: беседа с директором школы им. Пирогова, где нет чужих проблем и человек человеку - не волк и не бревно.
Константин Поливанов, "Мы все учились понемногу..." /19.12/
И вопрос в том - продолжать так учиться или нет? Соглашательская полемика с Максимом Кронгаузом.
Владимир Борзенко, Насильно мил не будешь /14.12/
Еврейская традиция - ключ к проблеме мотивации в школе. Особенного внимания с этой точки зрения заслуживает чинопоследование пасхальной трапезы в той его части, что связана с похищением афикомана.
предыдущая в начало следующая
Константин Поливанов
Константин
ПОЛИВАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru