Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Обучение со злым умыслом
Дата публикации:  22 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Старшие дошкольники, посещающие разновозрастную группу детского сада, учат более младших детей проигрышным стратегиям настольной игры. На следующий год повзрослевшие жертвы обучения повторяют то же самое с новыми младшими, и эта ситуация воспроизводится в течение нескольких лет (этакая мини-дедовщина). Первоклашка не говорит заболевшему другу домашнее задание по телефону, потому что ему очень хочется выглядеть в глазах учительницы более старательным, чем соученики. А преподаватели в свою очередь скрывают друг от друга информацию о новых эффективных или просто модных методах обучения. В классической и почтенной, казалось бы, ситуации традиционного вузовского обучения лекторы намеренно скрывают известные им (и описанные в литературе) эффективные методы разработки промышленного оборудования.

Не отражают ли эти примеры некую новую тенденцию развития современного образования в стране? Создается впечатление, что сейчас растут отнюдь не только возможности для обучения (хотя, конечно, появляется много новых учебных заведений, разнообразных учебных программ и курсов). Одновременно растет и противодействие попыткам людей учиться, помехи их стремлению приобретать опыт в новых перспективных областях. Специалисты, эксперты отказываются во многих случаях передавать свой опыт поколению преемников. (Хорошо, если просто отказываются, - кое-кто может и дезинформировать, научить под видом помощи бесполезному или вредному.) Люди боятся потенциальных конкурентов и стремятся обезопасить себя. Один из эффективных способов - обезвредить будущего соперника еще на стадии его обучения. Недаром председатель Российского психологического общества Е.А.Климов, один из крупнейших специалистов в стране в области образования, много лет возглавлявший факультет психологии МГУ, заявил следующее: "В настоящее время в стране идет мощное возрождение средневековых традиций утаивания секретов профессионального мастерства. Масштабы этого явления таковы, что оно уже может начать угрожать воспроизводству профессиональной культуры" [Климов, 1998].

Разумеется, необходимость сокрытия информации от конкурента и его дезинформация - не новость. Новостью представляется то, что светлая, по определению, ситуация обучения (просвещающая, несущая свет) каким-то дьявольским образом обращается в свою темную противоположность. Одно дело - дезинформация жестких и беспощадных конкурентов, ничего другого они и не заслуживают (не вы их, так они вас). Но ведь то же самое проделывается и по отношению к детям! Некоторые частные преподаватели намеренно занижают оценку пришедшему к ним на первое занятие новичку, а затем искусственно затягивают процесс обучения, чтобы получить больше денег за большее число занятий. Школьные (не частные!) учителя намеренно преподают свой предмет так, чтобы возникла настоятельная необходимость прийти к ним и на дополнительные занятия. Ведь факультатив считается дополнительной образовательной услугой, которая должна быть оплачена родителями. (Можем ли мы строго судить учителей за это? По оплате и труд.)

Анализируя в целом весь комплекс ситуаций противодействия обучению, можно выделить три их основных типа:

1) препятствование тому, чтобы другие люди приобрели те или иные знания, умения, навыки;

2) обучение других людей тому, что противоречит их желаниям, намерениям, интересам;

3) использование процесса и результатов успешного обучения других людей в целях, противоречащих их желаниям, намерениям и интересам.

Последний тип не вполне очевиден, поэтому проиллюстрируем его примером. Зарубежная фирма предложила Государственному научному центру РФ "Физико-энергетический институт" бесплатно обучить его сотрудников технологии некоторых расчетов для атомных электростанций. Юридическая экспертиза выявила, что в случае, если предложение фирмы будет принято, она может, пользуясь правом интеллектуальной собственности, наложить вето на любую международную сделку института, в которой использовалась эта технология [Коновалова, Коновалов, 1998]. Тем самым обучение оказывается средством противодействия развитию, средством закабаления конкурента.

Еще раз подчеркнем, что дезинформация и активное противодействие конкуренту в бизнесе и политике - это факт, который широко известен общественности, а также осмыслен и исследуется наукой (различными теориями конфликта, концепциями информационных войн и т.д.). Но использование ситуации обучения для нанесения ущерба обучаемому не просто не ассимилировано, а практически даже не замечено ни педагогикой, ни конфликтологией. Раскройте любой учебник по педагогике или педагогической психологии, в котором есть раздел "Конфликт". (Еще недавно таких разделов не было вообще.) Вы найдете в нем описание разных конфликтов: учеников между собой, преподавателей с "трудными учениками", самих преподавателей друг с другом. (Обычно последний тип конфликта отражает "борьбу лучшего с хорошим" - например, борьбу педагога-новатора с добросовестным, но консервативным пожилым коллегой.) Единственное, что вы не найдете в этом учебнике, - это описания конфликтов, в которых сами преподаватели (или третьи лица) пытаются торпедировать процесс обучения и затормозить развитие учащихся. Это кажется невозможным? Это кажется очернительством и оскорблением светлой педагогической действительности?

Но ведь именно так обстоит дело с самими учебниками конфликтологии, авторов которых трудно заподозрить в намеренной лакировке проблем. Если (если!) в этих книгах есть раздел "Конфликты в области образования", то в них вы тоже не найдете ни описания, ни анализа таких конфликтов. Более того, еще недавно, в советское время, утверждалось, что в конфликтах в области образования цели преподавателя исключают достижение его личной выгоды [Дружинин В.В. и др., 1989, с.264]. (Речь, правда, шла только о преподавателях-бюрократах. Но сейчас уже очевидно, что бюрократизм часто является средством достижения узкоэгоистических интересов: орудием целенаправленного нанесения ущерба жертве бюрократической волокиты и извлечения выгоды из возникшей ситуации.)

Подведем итоги. Ни общественность, ни ученые (педагоги и конфликтологи) не имеют не то что точных, а вообще сколько-нибудь развитых представлений о проблеме противодействия учащимся со стороны преподавателей или третьих лиц. (Характерно, однако, что те или иные примеры подобных ситуаций практически каждый из нас вспомнит без труда - информация о них хранится у нас в памяти.) Своей целью я ставлю помочь читателям Русского Журнала в понимании противодействия. Я надеюсь помочь (а не помешать) им осмыслить эти ситуации, узнавать их в повседневной жизни и, по возможности, научиться избегать связанного с ними ущерба. В следующей статье я собираюсь рассказать, откуда обычный человек черпает представления о помощи и противодействии обучению конкурента.

Литература

Балаш В. Преподаватель с дубинкой // Вечерняя Москва, #180(23007), 26 сентября 2000 года. С.3.

Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: Радио и связь, 1989.

Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в стране // Развивающаяся психология - основа гуманизации образования: Материалы I Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 19-21 марта 1998 года. Т. 2. - М.: Российское психологическое общество, 1998 (б). С.8-14.

Коновалова И., Коновалов Б. Все на продажу // Вечерняя Москва, #28(22313), 5 февраля 1998 года. С.6.

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 266 с.

(Электронная версия этой книги находится на сайте "Образование исследовано в мире" Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского.)

Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии. 1999. #8. С.119-128.

Поддьяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. #1. С.13-20.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Артем Ермаков, Неопознанный общественный объект /21.01/
Российская средняя школа - наследница идей Яна Амоса Коменского и традиций советской школы. Как синхронизировать ее наследственный универсализм с современной виртуальностью? Устойчивую иерархию ценностей с нынешним релятивизмом? В любом случае настоящий кризис школы - предвестник формирования нового общественного организма. Наподобие городской коммуны - или сельской общины.
Константин Поливанов, Идеальная школа: что это такое? /16.01/
Статья I. Во-первых, это утопия. Во-вторых, это место, где не должно быть похоже на советскую школу. В-третьих, там должно быть хорошо и интересно.
Татьяна Базжина, Страх бессловесности /09.01/
Читать или говорить? Или - и читать и говорить? Пока похоже, что нынешнее поколение молодых российских людей будет жить при дизлексии.
Елена Вигдорова, Страх перед словом /27.12/
Плохие сочинения читать полезно и приятно. Веселый бред способствует выздоровлению, а печальный надежды не оставляет. Обреченные школьными требованиями на печальный, дети не знают, в чем проявляется самостоятельность мышления. Их ничему не научишь, пока они не переведет свой бред в стадию веселого. Задача учителя - сбить стереотипы, погрузить ученика в сложный, порой жестокий и страшный, мир литературы.
Андрей Борзенко, Обычная школа /26.12/
Честное слово о частной школе: беседа с директором школы им. Пирогова, где нет чужих проблем и человек человеку - не волк и не бревно.
предыдущая в начало следующая
Александр Поддьяков
Александр
ПОДДЬЯКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru