Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Развращение легкостью
Дата публикации:  7 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каждый раз, когда чиновники из министерства спускают новые инструкции о том, как им видится учебный процесс (неважно где - в средней или в высшей школе), у меня лично возникает вопрос: почему все, что ни делается в образовании, всегда имеет внутреннюю интенцию "облегчить". Сделать экзамены - легче, учебную нагрузку - легче, программу - тоже облегчить.

Создается впечатление, что люди из министерства, призванные "рулить" образованием или "разруливать" его, знают только слова генералиссимуса Суворова "До первой звезды нельзя" из современного рекламного ролика, а крылатая фраза из курса истории "Тяжело в учении - легко в бою" прошла мимо них. Не буду обсуждать образовательный ценз для чиновников, но все-таки предлагаю поговорить о том, что стоит за этим "облегчением" образования.

В начале этого учебного года (в сентябре 2000-го календарного) волна легкости накрыла выпускное сочинение: его предложено заменить "изложением с творческим заданием" - пока, правда, с демократическими оговорками о добровольности выбора.

Чиновники говорят, что новая форма экзамена, во-первых, проще, во-вторых, честнее, поскольку поможет бороться со шпаргалками и многочисленными пособиями типа "100, 200, 1000 золотых сочинений". Многим такая забота о благе выпускника может понравиться, кто-то увидит в ней избавление от домашних мучений по написанию почти связных текстов, от нескончаемых поисков репетиторов и от проблем, связанных с их оплатой.

Самый простой способ доказать или опровергнуть аргументацию -проверить предложенное на практике. Вот я и решила посмотреть, насколько новая форма экзамена окажется для школьников легче, а заодно посмотреть, готовы ли они психологически к экзаменационным новациям.

Десятиклассникам гуманитарного лицейского класса я предложила для анализа отрывок из гоголевской "Шинели", "из которой мы все вышли", - произведения читаного-перечитаного.

И вот что выяснилось: изложение ребята пишут без проблем, а с сочинением-анализом эпизода все обстоит куда как хуже. Во-первых, мало кто из ребят умеет аргументировать свою точку зрения, а во-вторых, выявилась абсолютная неготовность десятиклассников работать в новом жанре: желая "сделать как лучше", они либо стремились рассказать в двух-трех словах все, что слышали о "Шинели" и о бедном Акакии Акакиевиче, либо писали о том, что им в повести запомнилось.

В основном же десятиклассники пишут сочинение-поток сознания на тему "Все, что я помню о...". В той самой сочинительской части, которой предполагается бороться против скучных сочинений на заданную тему, мы получаем как раз сочинение, ограниченное на этот раз не скучной темой, а рамками воспоминаний о тексте, - все, что вспомнилось, то и записалось. Я вполне сознательно употребляю здесь такой пассив, потому что тексты, которые мне довелось прочитать, кажется, писались не по воле их авторов, а "неведомая сила изливалась под их пером".

Нельзя не сказать и о том, что многих "настолько шокировало задание, что они просто не знали, о чем писать", - так ребята комментировали на следующий день свое отношение к этому.

Разбор ученических работ можно было бы продолжать еще долго, но вывод уже ясен: без специальной подготовки рядовой школьник с такой формой экзамена не справится. Это ответ на вопрос о легкости.

Пока я экспериментировала со школьниками и со знакомым текстом, люди в министерстве не сидели без дела и улучшали задуманное: от чиновников поступили образцы заданий для экзамена. То, что было предложено, ввергло в состояние шока даже видавших виды учителей. В качестве изложения предлагался отрывок из критической статьи Белинского (!). Не буду говорить о том, что вряд ли можно анализировать роль эпизода в составе незнакомого текста - это не методическая, а интеллектуальная загадка.

Творческое же задание просто пугает своей "новизной": нужно "аргументировать входящими в программу текстами Пушкина точку зрения Белинского".

С такой постановкой вопроса мне, честно говоря, довелось столкнуться впервые: я как-то привыкла, что аргументация - дело сугубо авторское, а не читательское. К тому же, как я помню, Белинский-критик сам весьма щедро иллюстрирует свои критические изыскания пушкинскими текстами.

Впрочем, сомневаюсь я и в том (это такая речевая фигура, на самом-то деле, я знаю это точно), что школьники сумеют подобрать аргументы в поддержку уважаемого критика: материалом пушкинских произведений они владеют не настолько свободно, чтобы стать литературным адвокатом "неистового Виссариона".

Вряд ли нужны еще доводы в пользу того, что новая форма экзамена никому никакого облегчения не принесет.

А если говорить о честности, то со временем для подготовки к облегченной форме экзамена появятся новые бессмысленные пособия "100, 200, 1000 золотых разборов эпизодов", будет и стереотипное натаскивание, и "нужные" слова, и столь ненавистное многим репетиторство...

Кстати, такое облегчение и честность мы видим на экзаменах за курс средней школы в 9-м классе. Есть сборники изложений и заданий по математике, из которых и даются варианты. В течение всего года школьники решают задачи и пишут тексты, с тем чтобы в момент экзамена просто воспроизвести известное. Таким образом, экзамен становится формой проверки не знаний и навыков, а памяти, поскольку от школьника требуется одно - воспроизвести известное.

Не стоит ли за желанием облегчения жизни школьников стремление превратить их, нынешних учеников, но будущих активных членов общества, в воспроизводящие автоматы? И основной порок, который кроется за этой идеей легкости или облегчения, - социальный. Ведь активной силой в обществе станут люди, развращенные тем, что все должно быть легко.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, "Я вишу на пере у Творца..." /07.02/
Отнюдь не все дети - художественные таланты, но всех их можно сделать художественно образованными. Например, благодаря книге Светланы Прудовской "Твой коллега - художник".
Андрей Пресс, Новые эксперименты над новым поколением /05.02/
Ректор РГГУ инициировал реформу: экзамены не сдавать, за знаниями следить. В результате роль экзаменов стали играть - втайне от руководства - семинары и коллоквиумы. Стоит ли продолжать и дальше в этом духе - или все-таки остановиться и еще раз хорошенько подумать?
Елена Голубева, "Англичанка" - редкий вид. Хватай, а то убежит /05.02/
Почему люди, знающие английский, идут в школу? И что их там объединяет, кроме полового признака? В любом случае их надо занести в Красную книгу!
Елена Вигдорова, При свете настольной лампы /29.01/
Реформирование образования в первую очередь должно коснуться педагогических институтов и университетов. Все равно, чему мы учим - математике, истории или языку: важно, как мы это делаем. Мы должны научить учиться, свободно пользоваться информацией. Человек имеет право не знать, как пишется слово "корова", но он должен понимать, как пользоваться словарем.
Александр Поддьяков, Обучение со злым умыслом /22.01/
Вперед к прошлому - сокрытие знаний как староновая образовательная стратегия. Информационное общество будут строить дезинформированные дети.
предыдущая в начало следующая
Светлана Евграфова
Светлана
ЕВГРАФОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru