Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Школа, где не кричат
или Как выращивают образовательную концепцию

Дата публикации:  15 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции. Только ленивый не ругает нынешнее образование. Это стало "доброй" традицией, знаком времени. Это позволяет ругающему почувствовать себя приобщенным к социальным проблемам, "подержаться за пульс эпохи".

Есть, правда, пара-тройка записных образчиков достойного образования. Они у всех на слуху. Если и есть что-то образовательно положительное, так уже только там и нигде кроме.

"Сумерки просвещения" считают, что в российском образовании не сумерки, а пока оно блуждает впотьмах, хотя образования - тьма. Дабы развеять сумеречность, предлагаем новую тему - "Школа, в которой хотят учить и учиться". Надо сказать, что таких немало. О каких-то мы уже знаем, о каких-то нам еще предстоит узнать - и в этом мы рассчитываем на помощь читателей.

Упреждая всяческие намеки, дескать, это реклама, сообщаем: не просто реклама, а пропаганда всего разумного, что есть в нашем образовании.

Впервые услышав название "Донская гимназия", я представил себе специальное казачье учебное заведение, где учителя ходят с нагайками, а дети носят штаны с лампасами. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это имя носит вполне нормальная школа #1333, расположенная на Донской улице в помещении Дома научно-технического творчества молодежи. Впрочем, "нормальной" ее можно назвать с некоторой натяжкой: слишком сильно она отличается от среднестатистической московской школы. Где вы еще найдете государственную школу, в которой примерно на 70 учеников приходится около 60 учителей и сотрудников школы, из них почти половина - "остепененные" мужчины, в смысле с различными научными степенями? Это - лишь одна из специфических черт Донской гимназии, далеко не самая важная, но, согласитесь, удивительная.

Определенную информацию о Донской гимназии (ДГ) можно найти на сайте dg1333.euro.ru. Я же попытаюсь в качестве лица незаинтересованного разобраться, что же это за явление такое в российском образовании и каковы его главные особенности.

Школа была основана в 1991 году компанией недавних выпускников разных факультетов МГУ, объединенных общим увлечением - туризмом. Созданная на основе дружеских связей, идущих от турклуба, Донская гимназия поначалу и походила больше на клуб: не было оценок, домашних заданий, форма уроков была далека от традиционной. Позже многие атрибуты обычной школы появились, но все-таки изначально заложенная специфика дружеской компании единомышленников до сих пор определяет лицо гимназии.

В школе очень мало, а точнее считанные единицы, "профессиональных учителей", то есть людей, имеющих педагогическое образование, для которых преподавание - основная профессия. Учителя в большинстве своем ведут постоянную научную работу в разных институтах и вузах. Например, любезно предоставивший мне фотографии из своей коллекции И.С.Демин преподает в ДГ экономику и москвоведение, в свободное от ДГ время он трудится доцентом одной из кафедр Финансовой академии. Учителя приходят в гимназию "по зову сердца". Это препятствует развитию традиционных школьных отношений по принципу "учитель всегда прав". Отсюда - совершенно особые отношения между учителями и учениками.

Пришедшая недавно в ДГ завуч И.Г.Егорова - из тех единиц, кто долгие годы работал в других школах, - рассказывает о том, что ее поразило: здесь невозможно себе представить учителя, кричащего на ученика. "Донской" учитель просто не видит себя в позиции "главного" по отношению к ученику. Он для него - младший коллега, иногда - друг, которому надо стараться помочь. Главное, что каждый ученик для каждого сотрудника школы - живой человек, личность, а не часть материала для педагогических экспериментов и не один из тех маленьких негодяев, которые пытаются испортить ему жизнь. У учителя может хватать времени на 1-2 урока в неделю, но он рядом с детьми не только когда приходит в гимназию. Для того чтобы воспитывать, постоянный физический контакт "здесь и сейчас" не нужен.

Естественно, что подобное отношение в свою очередь ценят школьники, которые, поступая в гимназию уже во вполне сознательном возрасте, удивляются и вспоминают свои предыдущие школы, где "учитель - это всегда что-то такое...". Выпускники обычных школ часто с благодарностью вспоминают об одном или (реже) нескольких учителях, которые относились к ним "по-человечески", интересовались их проблемами, проводили с ними время не только на уроках или экскурсиях, а просто так, потому что им вместе было интересно. В ДГ это - норма, причем не внедренная законодательно, а абсолютно естественная. Поэтому гимназистам, как они сами говорят, нравится приходить в школу и проводить там свободное время, то есть не возникает вполне обычного разграничения "школы" и "нормальной жизни". Даже каникулы и выходные "взрослые" и "дети" проводят вместе: ведь они постоянно организуют друг для друга разные поездки и встречи.

Здесь, наверное, логично спросить, не идет ли такое замечательное общение в ущерб образованию. Не думаю. А если и идет, то в допустимых пределах. Ведь школа, о чем мы часто забываем, - это не только образование, но и общение, и воспитание. И люди, работающие в ДГ, постоянно ищут баланс между этими тремя составляющими.

Директор гимназии А.В.Леонтович подчеркивает, что Донская гимназия - это государственная общеобразовательная школа. По закону "Об образовании" 1992 года государственные школы получили возможность разрабатывать собственные педагогические концепции и модели, впрочем, не без неусыпного контроля вышестоящих инстанций. Модель, которую реализуют в ДГ, Леонтович определяет как "построение концепции образования на основе исследовательской деятельности учащихся в старших классах общеобразовательной школы". Что это значит?

Набор новых учеников в гимназию ведется из числа восьмиклассников. Разделения на несколько профилей не происходит; следовательно, в школе всего три класса - 9, 10 и 11-й - плюс вечерники - восьмиклассники, которые собираются поступать в Донскую и с начала второго полугодия проходят предварительную подготовку. Подготовка эта включает в себя, кроме всего прочего, участие в "специализации", то есть работу в группе из нескольких учеников разных классов, которые вместе с преподавателем занимаются исследованиями в той или иной области. Это может быть фольклор, биогеохимия, геология, история, психология или что-то еще, - дети сами выбирают то, что им интереснее и нужнее. Руководитель - специалист в соответствующей области, достаточно опытный и квалифицированный, чтобы преподать детям необходимые знания и навыки практической работы, главное же, поддержать их интерес к научному творчеству. Каждому ученику предлагается постепенно углубляться в выбранную им научную область: изучать теорию, осваивать методику исследования, собирать собственный материал, анализировать и обобщать полученные данные в курсовой работе, которую он пишет и защищает в конце 9-го, 10-го, а по желанию, и 11-го классов. Материал, как правило, собирается "в поле" - в экспедиции: дает о себе знать туристическая закваска ДГ. Кстати, на том самом сайте dg1333.euro.ru есть раздел "Что было", в котором, помимо всего прочего, перечислены все поездки ДГ. Посмотрите - это впечатляет. Верховья Волги, Архангельская область, Урал, Тянь-Шань, Крым, Байкал и, как говорится, "многое, многое другое".

В последние годы выбор всевозможных специализаций и кружков расширился: ученики могут писать курсовые, например, по театроведению, математике, философии. Конечно, не все темы требуют сбора материала в экспедиции, однако это не означает, что ездят туда только "фольклористы" и "геологи": все едут вместе, а дальше кто-то отправляется общаться с бабушками-сказительницами или собирать биоматериал, а кто-то - просто хорошо проводит время в полевых условиях. Даже только собирающиеся поступать в гимназию вечерники-восьмиклассники на весенние каникулы отправляются со всеми в экспедицию, проходя своеобразное боевое крещение, а также осваивая азы полевой работы.

Основная цель всей этой деятельности даже не в получении объективно новых научных знаний, хотя некоторые участники специализаций выступают с докладами на различных конференциях и публикуются в научных изданиях. Главное в том, что подростки получают навыки интеллектуальной работы, учатся обрабатывать материал, формулировать темы и составлять осмысленные тексты. Учатся не поглощать без разбора то, что скажет учитель или лектор, а самостоятельно познавать мир, иногда прибегая к помощи более опытного коллеги. Настоящая исследовательская деятельность - это всегда творчество.

Это все прекрасно, но ведь даже защита гениальных курсовых на такие, скажем, темы, как "Бытование и функционирование необратимых математических игр на клетчатом поле", "Влияние метода ультрафильтрации питательной среды на ее состав и токсинообразование дифтерийных бактерий" или "Современные школьные приметы и суеверия", не дает льгот при поступлении в вуз. А в общеобразовательной школе #1333 "Донская гимназия" обучение в основном ведется по стандартному учебному плану, который, как известно, сильно не стыкуется с требованиями большинства вузов. Что делать? В одних школах создается специализация по классам: начиная с 8-го класса ученик целенаправленно готовится к поступлению, например, на исторический или филологический факультет, и по "непрофильным предметам" нагрузки у него значительно меньше. В других провозглашается "предметное равноправие" и все учебные дисциплины преподаются на высшем уровне. Чаще всего это оказывается рекламным ходом, не подтвержденным на практике. Донская гимназия, как многопрофильное учебное заведение, предлагает наряду с нормальным общим образованием специализацию. Только не массовую, а опять-таки индивидуальную. Кроме упомянутой системы учебно-исследовательских специализаций, практикуется еще разделение класса на группы в рамках преподавания отдельных предметов, существуют и курсы для поступающих.

На группы классы делятся в зависимости от потребностей и способностей учеников. Такая практика давно существует во многих школах, но касается она только иностранного языка: разделение на сильную и слабую английские группы - явление привычное. В Донской такое разделение происходит по многим предметам, что позволяет ученику как бы самостоятельно подбирать уровни для собственного образования: кому-то нужен сильный английский и не нужна сильная химия, а кто-то собирается поступать на химфак и соответственно расставляет акценты. И это разделение укладывается в рамки расписания.

Что касается курсов, то здесь мы снова имеем дело с явлением в духе ДГ: учителя находят время, чтобы за ту же зарплату дополнительно заниматься с желающими поступить в тот или иной вуз. Не знаю, как это назвать - альтруизмом, героизмом или фанатизмом, но в самой школе это воспринимается как должное. Конкретная цель - поступление в вуз - объединяет школьников, их родителей и учителей, делая их сотрудниками и единомышленниками.

В результате почти все выпускники ДГ поступают туда, куда хотят. А потом постоянно приходят в родную школу. Кому-то в ДГ это не нравится: мол, в школе создаются тепличные условия, и выпускники все время возвращаются, потому что не могут найти себя в новой жизни. Появился даже особый термин: "синдром Донской гимназии". Однако, как считает руководитель специализации "Социокультурная психология", заместитель главного редактора журнала Развитие личности (sic!) А.С.Обухов, эта проблема явно надумана. По его мнению, выпускники приходят в Гимназию не потому, что им где-то плохо, а просто потому, что в ДГ хорошо. Так или иначе, всем бы такие проблемы...

Стоп, стоп, стоп! У меня получается то ли дифирамб, то ли ода, то ли рекламный проспект Донской гимназии. Наверное, это неправильно, да и как-то не принято, когда речь идет о современном российском образовании. Но что делать, если у ДГ действительно больше видимых достоинств, чем недостатков? Перейдем, однако, к последним.

Как резонно заметил в разговоре со мной о своей школе один из учеников 11-го класса: "Это все на словах так хорошо звучит". Естественно, на практике неизбежно возникают разные сложности. Как часто бывает, недостатки ДГ обусловлены теми же особенностями, что и достоинства. Так, например, одной из проблем является, по мнению многих, излишняя "интеллигентность" учителей, не привыкших чего-то требовать от учеников. И.Г.Егорова считает, что и педагогам, и ученикам недостает некоторой дисциплинированности: и те и другие нередко опаздывают на уроки, не всегда содержат в порядке свои рабочие места и т.п.

Конечно, не всех учеников удается заинтересовать научной работой, да и те, кому интересно, не всегда находят в себе силы выполнять ее добросовестно и пунктуально. Не берусь рассуждать, кто в этом больше виноват - учителя или ученики, наверное, и те и другие. Важно то, что они пытаются разрешить возникающие проблемы вместе: проводятся различные опросы общественного мнения, семинары и дискуссии. Причем, если учесть среднестатистическую научную степень и заинтересованность участников, станет ясно, что уровень этих обсуждений достаточно высок.

Для понимания сути ДГ важно отметить стремление идти от практики к концепции, а не наоборот. Ведь многие педагогические модели на практике не срабатывают, хотя сформулированная концепция изначально выглядит очень солидно, на деле оказывается чем-то вроде ярлыка. У ДГ другой путь: сначала практика, постоянный поиск, а потом - формулировка концепции. Это можно назвать современным научным методом познания, можно - творческим поиском или как-нибудь еще, но суть от этого не изменится. Этот общий принцип проявляется на всех уровнях жизни ДГ: как и дети, учителя сначала учатся собирать материал, а потом делают обобщения; сначала выслушиваются различные мнения, потом принимаются решения. Обмен мнениями идет постоянно: кроме опросов и обычного общения, учителя, например, ежегодно отправляются на выездной педсовет - собираются где-нибудь под Москвой и обсуждают накопившиеся проблемы. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а способность не повторять своих ошибок, работать над собой, как говорит Обухов, позволяет развиваться и творить.

Конечно, одного общего принципа мало, да и сам он, наверное, слишком теоретичен. Его еще нужно воплотить в жизнь. Изначально жизнь школы замешана на личных качествах тех людей, которые ее создали и создают. На их дружбе и их любви к своему делу и к своим ученикам. Кто-то говорит, что на энтузиазме далеко не уедешь. Возможно. Но и без энтузиазма тоже никак нельзя. Особенно когда в современной российской действительности нет мало-мальски пристойной системы образования.

И последнее. Донская гимназия, по всей видимости, - явление достаточно уникальное. Едва ли можно предположить широкое распространение ее опыта в масштабах страны. Хотя бы потому, что материальное положение подавляющего большинства наших ученых не может не препятствовать их бескорыстной работе с детьми. Но на базе школы возникла структура, которая, по мнению ее отцов-основателей, может уже существовать и без них. Речь идет о Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского. Не стану здесь подробно рассказывать, что это такое: об этом можно узнать на сайте vernadsky.euro.ru. В двух словах: это - существующий уже восемь лет конкурс, в ходе которого со всей России в оргкомитет конкурса (председатель - А.В.Леонтович) приходят исследовательские работы школьников. От других подобных мероприятий конкурс Вернадского отличает то, что это не отборочный турнир в тот или иной вуз, а самодостаточное событие, имеющее образовательную направленность. Цель конкурса не в подготовке молодой смены ученых, а в том, чтобы поспособствовать приобретению авторами навыка познания мира с помощью исследования и творчества. Существует этот конкурс, благодаря все тем же сотрудникам школы #1333 "Донская гимназия": А.В.Леонтовичу, А.С.Саввичеву, А.С.Обухову, М.В.Гущиной, Н.В.Свешниковой, Е.М.Гурвич и другим. И благодаря ученикам ДГ, которые принимают в Москве авторов лучших работ, съезжающихся на итоговую часть конкурса со всей страны. Со всей страны, в которой, оказывается, не так все трагично обстоит с образованием и воспитанием, как многим кажется. Хотя, спору нет, не так прекрасно, как всем хотелось бы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Борзенко, Введение в персоналистскую педагогику: проект игры /26.02/
Коммунистическое мировоззрение - плохо. Отсутствие мировоззрения - тоже плохо. Конфессиональное мировоззрение не может быть любезно всем. Отсюда - попытка найти равнодействующую в рамках игры на тему "совместный личностный рост учителей и учеников".
Надежда Шапиро, Слухи о смерти книги несколько преувеличены /22.02/
Бог хранит не только царя, но и книгу. Дети читают Булгакова и не читают Маяковского. Но город все равно будет и саду все равно цвесть!
За нами тигры стоят /20.02/
Интервью с лауреатом Ломоносовской премии 2000 года профессором Анной Журавлевой: "Когда сегодня молодежь проявляет черствость и равнодушие, это не злонамеренность, а отсутствие воображения". И потому - не надо спасать литературу, надо ее читать и понимать.
Арсений Расторгуев, Учебники как помеха учебе? /20.02/
Уроки истории учат тому, что они ничему не учат. Учат ли чему-нибудь уроки политологии? Или политику лучше постигать без посредников?
Евгения Абелюк, Скажи себе "сам" /15.02/
Чтобы ученики стали самостоятельными, самостоятельными должны быть, прежде всего, сами учителя. И жанр сочинения ближе к этому идеалу, чем жанр изложения.
предыдущая в начало следующая
Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru