Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Образование в КНР: специфика и достижения
Дата публикации:  12 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На картинке не он, а бог Мэн Тянь,
который подарил китайцам кисточку для письма.

Со студенческой скамьи мне помнится рассказ пожилого профессора о китаянке, учившейся в МГУ в 50-х годах и как-то рыдавшей после экзамена. "Что - двойка?", - спрашивали сокурсники. "Нет, пятерка, - отвечала девушка, - но преподаватель не дослушал меня до конца". В наши дни иногда, листая работы китайских студентов и аспирантов, обнаруживаешь все ту же дотошность и тщательность, умение соблюсти хорошие пропорции между частями исследования, систематически изложить материал. Наверное, далеко не все изменилось в этом быстро меняющемся мире.

Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Где лучше взять такие аналоги? Правомерно, на мой взгляд, оценивать образовательные достижения китайцев, принимая в расчет ситуацию в странах, хотя бы отчасти сопоставимых с Китаем по пройденному историческому пути, а также по численности и структуре населения. В качестве базы для таких сравнений есть смысл в первую очередь взять азиатские государства. На их фоне становятся очевидными серьезные успехи КНР. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского (составляющего основную массу населения в обеих странах). Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения (47% в Индии, 61% в Бангладеш, 59% в Пакистане, 27% в Иране, 17% в Турции, 15% в Индонезии). Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, 4% в Индонезии.

Вряд ли есть необходимость доказывать, что грамотность населения является одной из фундаментальных предпосылок экономического и технического прогресса. Принимая же во внимание приведенные выше данные, легко понять, почему Китай, к примеру, весьма успешно борется с бедностью - в то время, как число бедняков во многих других крупных азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан) растет. Относительно высокая массовая грамотность китайцев отчасти объясняет и тот факт, что отставая в конце 40-х годов от Индии примерно в два раза (если иметь в виду основные социально-экономические показатели в расчете на душу населения), Китай теперь уже примерно вдвое ее превосходит. На десять лет выше, чем в Индии (и выше, чем в большинстве развивающихся стран и в России), также средняя ожидаемая продолжительность жизни китайцев (71 год) - один из главных социально-экономических показателей, приближающий КНР уже к группе развитых стран. С учетом высокой грамотности основной массы населения понятными становятся успехи Китая в политике планирования семьи (ограничения рождаемости), с одной стороны, и относительные неудачи такой политики в Индии и ряде крупных мусульманских стран, с другой.

Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование.

В начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения - шесть лет. В 1996 году в начальную школу в Китае поступило 98,8% детей 6-летнего возраста.

В средней школе (разбитой на две ступени по три года) насчитывается около 60 млн. учеников.

В ВУЗах КНР обучается примерно 3 млн. студентов. Срок обучения - 4-5 лет. По числу ВУЗов и университетов (немногим более 1 тыс.) Китай уступает Индии.

За последние двадцать лет ученые степени в стране получили свыше 300 тыс. кандидатов и 20 тыс. докторов наук. Подготовку диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им (в том числе Индии) по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6%) - в полтора раза меньше, чем в Индии (здесь следует заметить, что главное бремя этих расходов в КНР несет государство, а государственные расходы на образование в относительном выражении в Индии ниже). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн. учащихся, срок обучения - 2-4 года), а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн. человек). Помимо этого существует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. Во-вторых, огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения, ставшего в 90-е годы общедоступным - вслед за практически полной электрификацией села.

За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. В некоторых регионах США и Австралии местные жители уже шутят, что университет - это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В свою очередь, Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков); старейший и крупнейший из них находится в Пекине (район Хайдянь, где расположен ряд ведущих ВУЗов страны) и теперь нередко именуется китайской "кремниевой долиной". В зонах развития и освоения новых технологий установлен льготный налоговый режим. Специальная экономическая зона Шэньчжэнь (близ бывшей британской колонии Гонконг), зоны Шанхая и Пекина в последние годы стали центрами притяжения для молодых программистов из других городов Китая, а также для этнических китайцев - выпускников зарубежных ВУЗов. Замечу, что целый ряд ведомств КНР занимается работой с зарубежной диаспорой, координируют эту деятельность влиятельные правительственные и партийные органы. Ныне возвращению умов в страну способствует высокая хозяйственная конъюнктура, очень быстрый прогресс в развитии информационной экономики, благоприятные перспективы для быстрого развития сферы услуг. Все чаще работать и учиться в Китай приезжают эмигранты второго и третьего поколения.

Научные и учебные заведения КНР еще в 80-е годы столкнулись с увеличением оттока квалифицированных кадров, причем не столько за рубеж, сколько на крупные национальные предприятия, получившие новые возможности стимулировать работников и создававшие собственные исследовательские подразделения. Проблема обострилась во второй половине 80-х годов и стала предметом пристального внимания руководства страны, научных и общественных кругов. В конце указанного десятилетия в Китае были приняты достаточно эффективные административные и законодательные меры, компенсировавшие научным и учебным учреждениям утечку умов и технологий.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" (встречается и не очень внятный эпитет "тоталитарная"). К этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика (что видно из приведенных выше статистических данных): в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

Дети и подростки ощущают ценность образования - это важнейший пункт их воспитания. Стоит заметить, что по этому показателю (согласно мировому опросу середины 90-х годов) китайцы (как, впрочем, и индийцы) значительно опередили американцев, немцев и японцев 1.

Необходимо отметить относительно скромные показатели смены места работы научно-педагогическими кадрами в Китае, а также растущее внимание государства к их материальному положению. В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка 500 долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР, следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых странах.

Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями 2. Современная система образования в КНР в какой-то мере сохраняет отпечаток 50-х годов, когда некоторые ее элементы были позаимствованы у СССР, выстоявшего в тяжелейшей войне в немалой мере благодаря относительно высокому уровню технической подготовки рядового и командного состава. Отличием, пожалуй, является тот факт, что значительная часть исследовательских работ уже с начала 80-х годов осуществляется в университетах КНР. Кроме того, практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов), еще выше доля "аграрников" среди учащихся средних специальных заведений.

О качестве подготовки в китайских технических ВУЗах можно судить не только по успехам "большой" науки. Приведу пример из жизни относительно отсталой по китайским понятиям провинции Юньнань. Одна из энергетических компаний этого региона не так давно обыграла на конкурсе в Лаосе французских и японских подрядчиков. Комментируя успех, руководитель китайской фирмы заявил: "Наши технологии проще и надежнее. К тому же мы платим инженеру 800 долл. в месяц - какой француз будет работать за эти деньги в Лаосе?" 3.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными соображениями экономии.

Между тем западные эксперты энергично пишут о необходимости самых радикальных реформ сложившейся в КНР системы образования в сторону ее "гуманитаризации". Думается, однако, что вряд ли существует жгучая потребность в преобразовании того, что и так работает относительно неплохо. По-видимому, "модернизация" (термин, введенный в оборот еще двадцать лет назад) - более подходящее понятие для определения насущных задач современной системы образования в КНР, для выбора путей ее улучшения. Собственно говоря, в этом направлении и идет нынешнее развитие - обогащаются современным материалом старые курсы, постепенно вводятся новые предметы, быстро совершенствуется техническое и информационное оснащение учебного процесса, колоссальными темпами продвигается компьютеризация.

Вряд ли правомерно предъявлять китайской системе образования некие "универсальные" требования, сформировавшиеся в иных условиях, что, например, нередко делают специалисты из международных организаций, сетуя на пресловутый "технократизм" китайцев. Помимо прочего, нельзя недооценивать жесткость объективных экономических условий, в которых проходило формирование системы образования КНР; эта система, в свою очередь, оказалась одним из важных инструментов мощного хозяйственного и технического подъема за последние двадцать лет и уже одним этим себя полностью оправдала. Прочная, без особых излишеств, система образования в сочетании с реформой землепользования конца 70-х годов позволила, в частности, принципиально улучшить условия хозяйствования и быта на селе. Китайское крестьянство не только овладело достижениями "зеленой революции" (химические удобрения, новые сорта продовольственных и технических культур, современные способы защиты растений и скота), но и превратило деревню в платежеспособный и расширяющийся рынок сбыта производственной и бытовой техники 4, - чего, к сожалению, не наблюдается во многих других странах, включая Россию.

Кроме того, относительно высокий уровень грамотности крестьянства позволяет Китаю осуществлять политику "ли ту бу ли сян" (расставаясь с землей, не расставаться с деревней). Эта политика, стартовавшая в ходе реформ, предусматривает индустриализацию села, развитие первичной переработки продукции, кустарных промыслов и т.д. Малые сельские предприятия (некоторые, особенно на юге страны, с иностранным участием) вносят теперь значительный вклад в хозяйственное развитие страны (и, добавим, в профессиональную подготовку населения). В 1998 году, например, доля сельской индустрии выросла до 30,7% ВВП (2440 млрд. юаней), а прирост выпуска продукции составил 17,5%. О качественных сдвигах в этом подразделении хозяйства можно судить по объему товаров, поставленных на экспорт - 750 млрд. юаней в том же году 5.

Впрочем, китайская деревня продолжает в массовом порядке выталкивать рабочую силу, обыкновенно ищущую занятий в соседних селах, поселках или городах. Во многом это явление вызвано сезонными факторами. Мигранты, как правило, возвращаются в родные места, привозя не только дополнительные средства, но и новые профессиональные навыки. Строительный "бум", наблюдаемый в наши дни в китайской деревне, во многом связан с деятельностью этой категории населения. Одна из любопытных сторон этого явления - сооружение зажиточными крестьянами монументальных и дорогих надгробных памятников (что делается, согласно традиции, еще при жизни владельца).

Китай во многом остается сельским обществом с относительно невысоким распространением высшего образования. Кто такой современный "средний" китаец? Статистика утверждает, что это молодой крестьянин, закончивший начальную школу и получивший еще несколько лет общего или специального образования, - официально провозглашенная цель введения обязательного девятилетнего образования пока не достигнута. Однако вряд ли из этого стоит делать вывод об отсталости страны. Некоторые социологические исследования, проведенные в КНР, показывают, что крестьянство в этой стране в ряде случаев оказывается "современней" горожан - по пониманию своей социально-экономической роли в обществе (личной эффективности, говоря языком социологов), а также по склонности к продолжению образования, по способности к долгосрочному планированию хозяйственной деятельности, умению использовать в работе технические достижения, заботе об охране окружающей среды и т.д. 6

Характерная черта преимущественно крестьянской страны, приобретающей на наших глазах все более современный облик, - бережное отношение к собственным и чужим традициям, восстановление конфуцианской почтительности к старшим, учителям, непременная забота об оставленной "малой родине" - деревне, откуда вышел твой род. Одна знакомая китаянка, живущая теперь в Австралии, приезжая по делам в Китай, всякий раз старается еще и навестить деревню, куда она попала в 60-е годы на "трудовое перевоспитание" (будучи шанхайской студенткой). Располагая некоторыми средствами, она в первую очередь помогает местной школе. Здесь, быть может, уместно вспомнить слова американского синолога Р.Мэрфи: "В Китае не существовало такого разрыва между городским и сельским мирами, который оформился на Западе; в традиционном Китае не было места для презиравшегося Марксом "идиотизма сельской жизни"... там не было очернения сельских обстоятельств и ценностей, наоборот, многие горожане тосковали по деревне, куда они периодически возвращались и где селились на склоне лет"7.

Ограниченность земельных, водных и энергетических ресурсов страны, исключительная острота стоящих перед Китаем демографических и экологических проблем уже многие годы остается неизменным лейтмотивом школьных программ - впрочем, те же темы характерны и для китайских СМИ, для экономических исследований, партийных установок и правительственных документов. Этот идеологический пресс, закономерно образовавшийся вследствие в общем-то небогатых условий жизни среднего китайца, придает исключительное своеобразие всему природно-экономическому пространству (в самом широком смысле слова), в котором развивается менталитет жителей гигантской страны. Они с раннего детства уважают продуманное, экономное и творческое отношение к окружающему их миру, а значит - понимают всю бесценность конкретных знаний об этом мире. Немалое место в образовательных программах занимает практическая работа на благо общества и начальное знакомство с различными массовыми профессиями. Быть может, в этом заключается один из маленьких "секретов" того технического, культурного и экономического рывка гигантской страны, который мы могли наблюдать в течение двух последних десятилетий.

Примечания:

Вернуться1 Jain S. What Indians Think/India Today. 1995. Vol. XX, No 24. P.53.

Вернуться2 Впрочем, нет правил без исключений. В соседней Финляндии естественно-технические специальности привлекают 52% всех студентов. Human Development Report. UNDP. New York: Oxford University Press, 1995. P.201.

Вернуться3 Far Eastern Economic Review. 11.09.1997. P.19.

Вернуться4 С освоением современной бытовой техники случаются, впрочем, забавные истории. Работники крупной китайской компании "Хайэр" как-то обратили внимание на слишком высокий уровень рекламаций на стиральные машины, продававшиеся в сельской местности. Вскоре ремонтники фирмы выяснили: поломки часто случались из-за того, что крестьяне использовали машины для мойки овощей. Из этой ситуации фирмой был найден оригинальный выход: вскоре на рынке появилась новая модель, позволявшая за счет усиленной конструкции не только стирать одежду, но и мыть овощи.

Вернуться5 1999 Нянь Чжунго гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань баогао - Доклад о народнохозяйственном и социальном развитии Китая к 1999 г. - / Под ред. Цзэн Пэйяня. Пекин, 1999. С. 93, 102. Курс юаня к доллару США составляет 8,27/1.

Вернуться6 Whyte M.K. City versus Countryside in China's Development. Canberra: The Australian National University, 1995. P.36. Здесь можно вспомнить и мысль, замеченную О.Н.Лосским у Н.К.Михайловского: "Степень развития крестьянина, обыкновенно, бывает более низкою, чем у горожанина, ставшего искусным, однако, узким специалистом в какой-либо одной области, но тип развития крестьянина гораздо более высок, потому что содержит в себе много способностей. Сложная жизнь крестьянина обладает органической целостностью". Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. С.56.

Вернуться7 Murphey Rh. The Fading of the Maoist Vision. N.Y.: Methuen, 1980. P.21.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Соколенко, Вуз: социальная база тоталитарного дискурса? /04.04/
К вопросу о реформе образования. "Господа первокурсники, представьте себе: распахивается дверь аудитории, входит Ректор и говорит: "Дорогие мои! Нет более сил смотреть на ваши страдания! Вот вам ВСЕМ дипломы "красные", и - гуляйте!" А дальше я со злорадством наблюдаю остановившиеся глаза, открытые рты и впервые в жизни осознание того, что идти-то некуда.
Татьяна Базжина, Ловля средств для человеческого капитала /02.04/
Где, как не в "Русском журнале" люди рассказывают о том, что они прочитали книжку. Я тоже прочитала книжку. Толстую. Из нее ясно ровно одно: чиновники понимают, что в России должно быть образованное население, но как это сделать реально - им неведомо.
Ревекка Фрумкина, Реформа образования как проблема социального партнерства /27.03/
Армии от выпускников нужна численность призыва. Родителям нужно спасти мальчиков от армии - в частности, путем отправки детей в вуз. Министру Филиппову нужно сохранить лицо - хотя денег он не печатает и работоспособной команды явно не имеет. Учителям нужно - а кстати, отчего принято думать, что у нас есть учителя?
Арсений Расторгуев, Реформа образования: никто не против, все - за? /22.03/
Вокруг реформы существует не меньше мифов, чем достоверной информации.
Андрей Борзенко, Школа, где не кричат /15.03/
или Как выращивают образовательную концепцию. Услышав название "Донская гимназия", представляешь себе казачье учебное заведение, где учителя ходят с нагайками, а дети носят штаны с лампасами. Однако это - вполне нормальная школа #1333. Ученик для "донского" учителя - младший коллега, друг, которому надо помочь. Почти все выпускники ДГ поступают туда, куда хотят. А потом постоянно приходят в родную школу.
предыдущая в начало следующая
Александр Салицкий
Александр
САЛИЦКИЙ
Кандидат экономических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru