Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Что делать с дипломом?
Дата публикации:  5 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Конец мая для выпускников школ - праздник: цветы, слезы, колокольчики, первоклассница на плечах самого могучего юноши школы, добрые слова о взрослой жизни и планы, планы, планы - одним словом, последний звонок.

Конец мая для выпускников вузов - бессонные ночи, лихорадочный стук клавиатуры, приговор рецензента - одним словом, дипломная страда, после которой - реальная жизнь. Без определения "взрослая". Просто жизнь без экзаменов, хвостов и бдительных деканатов. Единственное, что напомнит о годах обучения, - так это угрозы: "если не сделаешь к.., то...".

Но разительное отличие не в обстановке праздника/непраздника, а в том, что планы-планы-планы превращаются за пять лет, отделяющие выпускника школы от выпускника вуза, в план...

Госчиновники знают, как им обустроить будущее абстрактного человека, который получил диплом о высшем образовании. А что думают о своем будущем эти самые человеки?

Ростислав П. (Профорг факультета политологии)

Е.С.: Что ты собираешься делать после окончания университета?

Р.П.: Пойду в армию.

Е.С.: Да ладно! Зачем?

Р.П.: Серьезно. Когда я поступал на этот факультет, я точно знал, что потом пойду на государственную службу. Я выбирал между факультетом муниципального управления и политологией. Тогда процесс принятия решения казался мне таким простым. Мне казалось, что для верного решения нужен лишь правильный человек на правильном месте.

Е.С.: И ты думал, что ты такой правильный человек и тебе найдется правильное место?

Р.П.: Ну, в общем, да. Но университет меня очень изменил. Я понял, что кроме этого одного человека на нужном месте, есть еще множество людей; что принятие решения - сложный процесс; что ничего не изменить и, собственно, верного решения не существует. Просто придется встраиваться. Так что на госслужбу я сейчас не хочу.

Е.С.: Чего же ты теперь хочешь?

Р.П.: Не знаю. Я потому и хочу пойти в армию, что за годы в университете я столько всего понял. Мне все это нужно теперь осознать - и только тогда я смогу на что-то решиться. Вот я и пойду в армию - думать.

Е.С.: Ну и какие же варианты ты будешь обдумывать полтора года под команды прапорщика?

Р.П.: Если мне сделают после армии какое-то предложение, то я пойду в МВД, ФСБ. Ну, куда завербуют. Но, конечно, делать карьеру в 24 года, как мне кажется, уже поздно. Скорее, я пойду в бизнес. У многих моих друзей свой мелкий бизнес, и они меня, конечно, возьмут. Думаю, для такой работы я вполне пригоден.

Ирина (факультет экономики):

А.Г.: Ты сейчас работаешь?

И.: Да, в Музее Востока, в антикварном отделе.

А.Г.: И чем же занимается будущий экономист в антикварном отделе?

И.: Все понемногу: экспертными заключениями, бухгалтерией.

А.Г.: А образование продолжать не собираешься?

И.: Нет, в аспирантуру я не пойду.

А.Г.: А как же большая наука?

И.: А у нас в экономике большую науку двигают те, кому за шестьдесят. Доживу, буду наукой заниматься.

Анна П. (студентка нефилологического факультета, у которой мама преподает иностранный язык)

Е.С.: Что ты собираешься делать после окончания университета?

А.П.: Я надеюсь за этот год обрасти какими-то связями, которые помогут мне после окончания университета найти работу по специальности.

Е.С.: Ну а если связи не сработают и таких предложений не поступит? Есть запасные варианты?

А.П.: Да, я займусь преподаванием иностранного языка на курсах.

Анна Ш. (напротив, студентка филологического факультета)

Е.С.: Что собираешься делать после окончания университета? Работать будешь или в аспирантуру пойдешь?

А.Ш.: Нет, работать я не собираюсь стопроцентно. Буду учиться дальше. Хочу получить совсем другое образование, потому что с теми знаниями, которые я получила на филологическом, работать можно разве что в школе. Другие девчонки собираются не по специальности работать, особенно у кого иностранный язык хороший. А я хочу получить другую специальность.

Е.С.: Какую?

А.Ш.: Либо PR, либо реклама.

Олег К. (политолог, выдающийся размерами)

Е.С.: Что будешь делать после университета?

О.К.: Хотелось бы и в аспирантуру пойти, и работать. Но в аспирантуру - только чтоб от армии откосить. А вообще, наверное, в армию пойду.

Е.С.: Ну, возьмем более благоприятный вариант. Если работать, то где, кем?

О.К.: Не знаю. В журналистику не хочется. А другого толка от своей специальности я не вижу. А не по специальности - куда угодно, лишь бы деньги платили. Я, например, с детства машины хотел продавать, и вообще, поближе к машинкам быть (лицо респондента осветилось счастливой улыбкой).

Анна К. (архивист старой школы)

Е.С.: Ты сейчас работаешь?

А.К.: Да, в кадровом агентстве. Но после университета буду искать что-то еще. Здесь должность повременная, чтобы можно было работу с учебой совмещать, и секретарям платят мало.

Е.С.: После университета по специальности пойдешь работать?

А.К.: У меня специальность хорошая - делопроизводство и организация управленческого процесса.

Е.С.: Спрос есть? Легко устроиться с такой специальностью?

А.К.: Да, и спрос есть, и подготовка у нас именно практическая, очень хорошая. Только специальность такая, что для получения более или менее приличного места нужен опыт работы хотя бы год. Так что все сперва хоть куда устраиваются во время учебы, а потом вроде уже и опыт есть.

Елена Я. (студентка некоего факультета)

Е.С.: Чем ты собираешься заниматься после окончания? университета?

Е.Я.: Не знаю... Может, детей рожать...

Екатерина В. (студентка института, где учат иностранным языкам)

Е.С.: Что будешь делать, когда закончишь институт?

Е.В.: Работать. Я уже работала в гостинице Marriott. Может, туда же пойду. Платят, конечно, хорошо, но зато как на новичка всю работу скидывают и все время приходится много с зарплаты отдавать за то, что ты член команды. Но зато это большая структура. Карточки, магазины, спортивные клубы, два отпуска в год оплачиваются по России...

Е.С.: Ладно, подожди, а как ты туда попала?

Е.В.: У нас в институте практика. Я туда на практику пошла.

Е.С.: Что же, институт вам такую практику устраивает?

Е.В.: Нет, это производственная практика в институте. Он распределяет, ну, там, во всякие издательства иностранной литературы, международные школы, просто фирмы, которые с иностранцами работают. Но туда не все идут. Ведь практику можно и не через институт получить, а засчитают как практику. За хорошее место, ну, чтобы тысяч пять долларов получать, нужно заплатить. За любое хорошее место нужно энную сумму внести.

Софья И. (студентка факультета, где учат экономике, сейчас в академическом отпуске: у нее маленький ребенок, весьма самокритична)

Е.С.: Ты после окончания университета что будешь делать?

С.И.: Детей рожать.

Е.С.: Доколе?

С.И.: Ну, конечно, надо идти работать. Но это куда получится. От меня толку мало.

Алексей (овладевает юриспруденцией):

А.Г.: Ты сейчас работаешь?

А.: Нет, и пока не собираюсь.

А.Г.: А после окончания университета что намерен делать?

А.: В аспирантуру пойду.

А.Г.: А если не поступишь?

А.: Работу искать буду и от армии бегать.

Степан В. (историк, второй год диплом пишет)

Е.С.: Ты сейчас работаешь?

С.В.: Да, в школе.

Е.С.: А после университета еще куда-нибудь будешь пытаться устроиться?

С.В.: Ну, надо. Но идей никаких нет. Сейчас главное диплом, а там...

Кристина (факультет экономики):

А.Г.: Тебе остался год до выпуска. Есть уже какие-нибудь планы на будущее.

К.: Буду искать гранты на обучение за рубежом, а если ничего не получится, то буду участвовать в кампании по набору персонала в Big Five или самостоятельно искать вакансии.

А.Г.: Ты сейчас где-нибудь работаешь?

К.: Да, в журналистике.

Мария (факультет экономики):

А.Г.: Что ты будешь делать, когда закончишь институт?

М.: Работу буду искать. Я и сейчас работаю, в компьютерной фирме.

А.Г.: А зачем тогда другую искать?

М.: Хочется, чтобы со специальностью была связана. Например, хочу поискать должность в фирме с иностранным капиталом. Интересно.

Интересно, чем объяснить, что одни, получив диплом, собираются детей рожать, другие - бегать от армии? Весьма плодотворная тема не только для тех, кто занимается всяческими гендерными исследованиями...

Интересно, почему молодые люди считают, что наука - удел престарелых, до нее еще дожить надо? Почему работа в школе напоминает филологу подвиг жен декабристов? Почему политолог собирается продавать машины?

Это вопросы не для социологов, точнее, не только для них. Судя по всему, единственное, в чем Россия приближается в области образования к развитым странам, - в понимании того, что специальность по диплому и специальность по жизни суть не одно и то же...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Е.И. Николаева, И.М. Романенко, Ответственность как наказание за свободу /29.05/
Для молодых людей вовсе не очевидно, что свободу необходимо отстаивать каждый день, что надо нести ответственность за последствия свободной самореализации, что необходимо платить по счетам за возможные ошибки.
Александр Абрамов, Об одном новом подтверждении Закона Черномырдина /24.05/
История подсказывает, что все педагогические эксперименты, как правило, заканчиваются фантастическим успехом, а массовое внедрение их результатов - бешеным провалом. Поэтому очень важно поставить эксперимент, честно оценивая результаты.
Тамара Эйдельман, Хотели как лучше... /14.05/
Все новое, что пришло в наше образование за 10-15 лет, сегодня потихоньку уходит; но жить еще можно. Разнообразие школ сохраняется, определенная независимость учителей и школ существует. Только проверяют чаще, бумажек требуют больше, а у начальства - обширные планы на будущее, что пугает больше всего. И главной целью преподавания истории снова будет патриотическое воспитание.
Арсений Расторгуев, Стандарт vs. менеджмент /11.05/
Задачи, поставленные в правительственной программе реформы образования, носят сугубо прикладной характер. Система образования должна выдавать стране не только специалистов, но и просто граждан, обладающих специфическим набором установок и ценностных ориентаций.
Елена Голубева, Свобода приходит нагая (часть третья) /03.05/
Подобно гоголевской героине, учительнице остается разложить перед собой все многообразные учебники и причитать: вот если бы к системе упражнений Бонка добавить современные темы для дискуссий, да игровые задания из оксфордских и лонгмановских книг, да тексты из старых школьных учебников - этак у нас все на иностранных языках заговорят.
предыдущая в начало следующая
Александра Гурина
Александра
ГУРИНА

Катерина Соколова
Катерина
СОКОЛОВА
kateria@sviblovo.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru