Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Информационное голодание
Дата публикации:  12 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лето, в Москве жара, мечты о море, время отпусков, бизнес замирает, - но в этом году привычные мифологемы потерпели крах. Лето - время раздавать деньги. Не успели филологи пережить свалившееся на них трехмиллионное счастье для поддержки русского языка, как правительство в начале июля дало денег на компьютеры - на общую федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" выделено 61 млрд. 141,5 млн. рублей в ценах 2001 года. Чуть больше 2 млрд. долларов на пять лет на все школы, вузы и прочие образовательные инстанции. Немного, в общем-то, но лучше, чем ничего.

А двадцать третьего июня министр образования РФ Владимир Филиппов осчастливил сельские школы - подписал договоры на поставку 50 тыс. компьютеров для более чем 31 тыс. сельских школ всех семи федеральных округов. Так что Интернет шагает по стране... Правда, министр образования сообщил журналистам, что по его данным сегодня в России один компьютер приходится на 500 (!) учащихся, в основном это компьютеры первого поколения, установленные еще в 1985-1986 годах. Если перейти с языка цифр на язык слов, то это значит, что в школах стоят "Искры" и "Роботроны", то есть попросту - металлолом, который и за компьютеры-то держать не стоит. После того как в России возникнет единая информационная образовательная среда, стало быть, через пять лет, один компьютер "должен будет приходиться на 80 учащихся". Ноль компьютеров на полтысячи человек и один на восемьдесят - прогресс налицо. Начать решено с сельских школ, чтобы сравнять город и деревню в образовательных возможностях.

Пока для села будут закупать компьютеры и приобщать учителей к высоким технологиям, город, особенно вузы, с Интернетом уже общается. Два характерных диалога в московском вузе:

I. Студенты: Мы не смогли найти эти книги?

Преподаватель: Обратились бы ко мне, у меня она есть.

Студенты: Да, но нас же сорок (шестьдесят, сто)... человек.


II. Студент: Давайте я Вам реферат по курсу напишу.

Преподаватель: Ну уж нет! Вы, конечно, его из Интернета выкачаете.

Эти до боли знакомые каждому студенту и преподавателю разговоры отражают две реальные проблемы, стоящие перед образованием: с одной стороны, информационная нищета, с другой - страх перед "легким" добыванием информации.

Как получать образование без доступа к информации? Далеко не у каждого учащегося есть возможности покупать книги по специальности, без которых навряд ли можно получить полноценное образование. Конечно, мне могут возразить и сказать: "Совершенно необязательно покупать эти книги, ведь есть библиотеки. Пришел, получил книгу и сиди, читай. Все так обучались". Верно, библиотеки есть, но как часто пополняются их фонды? Скажу по собственному опыту, что даже в библиотеке с очень хорошими фондами - книг, изданных после 1991 года и действительно необходимых в работе, нет. Кроме того, сколько времени можно сэкономить, если иметь эти книги дома. Пока каждый - и учащийся, и преподаватель - со своими "информационными проблемами" вынужден бороться самостоятельно.

А решение найти можно, причем оно, что называется, на поверхности - наполнять информацией Интернет. Под информацией, пригодной для обучения, я понимаю полные тексты книг, статей. Естественно, это дорого, требуется много человеко-часов, возникнут проблемы с авторскими правами. Но опыт создания электронных библиотек в Рунете есть, и надо отдать должное их создателям: Рунет - одна из самых информационно насыщенных частей всемирной сети. Почему не продолжить эту славную традицию на уровне вузов? Практически у каждого американского колледжа есть свой сайт, что с готовностью уже скопировали наши вузы. Взяв за образец импортную оболочку, они совершенно забыли о содержании. Ведь те же американцы, кроме телефонов ректората, деканатов, полного перечня сотрудников, создают закрытые электронные библиотеки, доступные только для учащихся данного колледжа. Мало того, еще и регулярно их пополняют.

Нельзя сказать, что у нас вообще нет таких вузовских библиотек, но их считанные единицы. Таких, где можно взять книжки и статьи. Есть flogiston.ru, есть psychology.ru, есть электронная библиотека Казанского университета. А в библиотеке Тверского университета можно найти только электронный каталог, но ни одной книги, ни одной статьи взять оттуда нельзя. Да что говорить: РГБ (Ленинка), главная библиотека страны, предлагает копировать тексты, но стоит такая копия долларов двадцать-тридцать, если в рублях - от шестисот до тысячи рублей. При том что зарплата профессора, как говорит М.Л.Ремнева в своем интервью "Литературке", восемьсот рублей, а повышенная стипендия - триста.

Единственный реальный способ спастись от информационного вакуума - создавать электронные библиотеки, университетские, школьные, причем с открытым доступом (!). Сканирование книг - дело достаточно простое, не очень дорогое, "финансирование" можно найти, но только при желании и из "своего кармана". Чиновники деньги на "железо" найдут, денег на контент не дадут никогда. Дело в том, что административные работники, ведающие этими вопросами, имеют свои представления о нуждах преподавателей и студентов. Движимые альтруистическими побуждениями, они все свое рабочее время пытаются облегчить жизнь этим людям от науки, уменьшая нагрузку, облицовывая стены мрамором и превращая сортиры в памятники архитектуры.

Говорят, что в современном обществе главная беда человека - это информационные перегрузки. Слишком много мы слушаем новости, читаем газеты и смотрим телевизор. Еще говорят, что именно из-за этого и бывают разные "нервные срывы". Но почему-то все молчат о том, какие нервные срывы бывают из-за информационного голода...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Гринцер, О нашем двуличии-2 /03.07/
Не в первый раз пишу о тяге-вражде, которую мы испытываем к образованию западному, и гордости пополам с уничижением, с которой относимся к собственному опыту. Двойственность эта не просто идеологический невроз, ею пропитано все, что мы делаем и чего не делаем, реформируя образовательную систему.
Арсений Расторгуев, Что общего у лимонада и образования? /14.06/
От среднего государственного образования никуда не уйти, потому что даже отправив ребенка в лицей, мы остаемся жить в обществе, получившем образование в "обычной" школе. Единственным вариантом решения проблемы остается эмиграция в страну с более высоким уровнем образования.
Тамара Эйдельман, Тихие посетители /09.06/
Структура фильма "Недетские истории" предельно проста. На экране возникают дети, живущие в лагере беженцев. Каждый говорит "Мне 5 лет, я чеченец, мне 4 года, я чеченка", что дает возможность ощутить, как для них важно быть чеченцами. Все ужасы, которые описывают журналисты, здесь деловито и обыденно рассказывают принаряженные для появления перед камерой малыши. Это и делает фильм невыносимо жутким.
Василий Аржанов, Кто над языком начальник /07.06/
Кто имеет моральное право издавать юридические документы, его нормирующие? Многое зависит от социолингвистического статуса языка.
Василий Аржанов, Демократия, орфография и головотяпство /05.06/
Есть правило про пол-арбуза, полбанана и пол-лимона, а ученые издали словарь, где написано поларбуза, полбанана и поллимона. Но в других словарях - все по-старому. Неужели на выпускном экзамене надо писать пол-лимона, а на вступительном - поллимона? Что вообще представляет из себя норма и есть ли она в русском правописании?
предыдущая в начало следующая
Александра Гурина
Александра
ГУРИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru