Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010720.html

Патрилинейная модернизация
Татьяна Базжина

Дата публикации:  20 Июля 2001

А все-таки правильно, что правительство дало денег на русский язык для чиновников. Пусть учатся говорить на родном языке так, чтобы и сограждане их понимали. Правда, тут еще один вопрос возникает: а в школе-то эти чиновники учились? А если учились, то почему не выучились? Учились плохо или учили их плохо? Если первое, то это значит, что в чиновники у нас рекрутируют по принципу "чем менее учен, тем более чиновен". Если же второе, то обучать русскому языку надо не только людей на государевой службе, а всем языковой ликбез после школы устраивать. А заодно и математике подучить можно, и историей российской заняться тоже не грех, и книжек на том самом русском языке почитать можно. Да мало ли чему недоучили в школе. Это что же - на каждый школьный предмет отдельную федеральную программу вводить будем и денег всем миром наскребать на послешкольное образование?

А чиновников учить родному языку все-таки нужно, и прежде всего тех, кто вопросами образования занимается. В начале июля в Москве заседала рабочая группа Госсовета РФ по образованию. После заседания министр Филиппов сообщил в интервью "Интерфаксу", что "сегодня самое важное - возвратить школы под юрисдикцию субъектов федерации", поскольку это "если не позволит увеличить зарплату учителям, то хотя бы обеспечит ее своевременную выплату". Хотя, добавил министр, "в ближайшее время учителя и так станут получать в два раза больше". У человека, мало-мальски владеющего родным языком, тут же возникает вопрос: если и так учителя станут получать в два раза больше, то нужно ли возвращать под юрисдикцию и самое ли это важное?

Но заседал в Москве не только министр, но и руководитель рабочей группы - глава правительства Карелии Сергей Катанандов. Он тоже поделился своими взглядами на образование. Во-первых, считает председатель, "сегодня нет необходимости глубоко реформировать систему образования, нужно ее лишь модернизировать". Во-вторых, основными задачами в связи с этим станет создание условий для "доступности и бесплатности образования", "адаптация системы образования к рыночным условиям, то есть привлечение дополнительных негосударственных средств", и "повышение учительского статуса". Попытаемся разобраться в том, что сказал председатель. Начнем со второго. Бесплатность как-то не очень увязывается с рынком и рыночными условиями. Сразу возникают аллюзии с сыром и мышеловкой. Правда, под адаптацией к рыночным условиям подразумевается привлечение дополнительных негосударственных, то есть частных, средств. Стало быть, образование будет бесплатным и доступным, но платить за это нужно будет.

А что такое на языке председателя "повышение учительского статуса"? "Мы должны привлечь в школу учителей-мужчин, оказывается, это серьезная проблема". И вторит председателю министр: первостепенной задачей модернизации образовательной системы является "привлечение в школу мужчин-учителей". "К сожалению, большинство наших учителей - это женщины. Но если мы говорим о патриотическом воспитании наших детей, одних мужчин-преподавателей физкультуры не хватит", - считает В.Филиппов.

Тут-то мы можем понять разницу между реформированием образования и его модернизацией. Реформирование - сущностное изменение процесса обучения, а модернизация - изменение учительского состава по половому признаку. А заодно мы можем понять, что такое в лексиконе и ментальности чиновника "патриотическое воспитание", которое могут проводить только мужчины и на которое одних физкультурников не хватает. Интересно, почему мужчина-физкультурник может воспитать любовь и уважение к Родине, а женщина-литератор - нет? Да потому что у чиновника патриотизм ассоциируется с силой, защитой, сноровкой, винтовкой, противогазом - и мужчины нужны, чтобы преподавать приснопамятную НВП. Те, кто учился в школах лет двадцать назад, помнят, что такое начальная военная подготовка, где учили разбирать автомат Калашникова. Лет десять назад ее заменили на ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности, и стали рассказывать про атомный взрыв. Теперь, видно, снова вернемся к автомату и патрилинейному роду.

Несколько может успокоить то, что предложения Госсовета "носят консультативный и рекомендательный характер", но "к первому августа этот документ должен лечь на стол президенту".

Правительство дало денег на обучение чиновников русскому языку. Но речь (говорение на родном, в частности, языке) не существует отдельно от мышления. Об этом еще Л.С.Выготский писал. Его "Мышлением и речью" мир до сих пор зачитывается. В этой книге вполне ясно сказано, что уровень владения языком зависит от уровня развития мышления. Так может, деньги чиновникам не только на совершенствование языка дать нужно?