Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Патрилинейная модернизация
Дата публикации:  20 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

А все-таки правильно, что правительство дало денег на русский язык для чиновников. Пусть учатся говорить на родном языке так, чтобы и сограждане их понимали. Правда, тут еще один вопрос возникает: а в школе-то эти чиновники учились? А если учились, то почему не выучились? Учились плохо или учили их плохо? Если первое, то это значит, что в чиновники у нас рекрутируют по принципу "чем менее учен, тем более чиновен". Если же второе, то обучать русскому языку надо не только людей на государевой службе, а всем языковой ликбез после школы устраивать. А заодно и математике подучить можно, и историей российской заняться тоже не грех, и книжек на том самом русском языке почитать можно. Да мало ли чему недоучили в школе. Это что же - на каждый школьный предмет отдельную федеральную программу вводить будем и денег всем миром наскребать на послешкольное образование?

А чиновников учить родному языку все-таки нужно, и прежде всего тех, кто вопросами образования занимается. В начале июля в Москве заседала рабочая группа Госсовета РФ по образованию. После заседания министр Филиппов сообщил в интервью "Интерфаксу", что "сегодня самое важное - возвратить школы под юрисдикцию субъектов федерации", поскольку это "если не позволит увеличить зарплату учителям, то хотя бы обеспечит ее своевременную выплату". Хотя, добавил министр, "в ближайшее время учителя и так станут получать в два раза больше". У человека, мало-мальски владеющего родным языком, тут же возникает вопрос: если и так учителя станут получать в два раза больше, то нужно ли возвращать под юрисдикцию и самое ли это важное?

Но заседал в Москве не только министр, но и руководитель рабочей группы - глава правительства Карелии Сергей Катанандов. Он тоже поделился своими взглядами на образование. Во-первых, считает председатель, "сегодня нет необходимости глубоко реформировать систему образования, нужно ее лишь модернизировать". Во-вторых, основными задачами в связи с этим станет создание условий для "доступности и бесплатности образования", "адаптация системы образования к рыночным условиям, то есть привлечение дополнительных негосударственных средств", и "повышение учительского статуса". Попытаемся разобраться в том, что сказал председатель. Начнем со второго. Бесплатность как-то не очень увязывается с рынком и рыночными условиями. Сразу возникают аллюзии с сыром и мышеловкой. Правда, под адаптацией к рыночным условиям подразумевается привлечение дополнительных негосударственных, то есть частных, средств. Стало быть, образование будет бесплатным и доступным, но платить за это нужно будет.

А что такое на языке председателя "повышение учительского статуса"? "Мы должны привлечь в школу учителей-мужчин, оказывается, это серьезная проблема". И вторит председателю министр: первостепенной задачей модернизации образовательной системы является "привлечение в школу мужчин-учителей". "К сожалению, большинство наших учителей - это женщины. Но если мы говорим о патриотическом воспитании наших детей, одних мужчин-преподавателей физкультуры не хватит", - считает В.Филиппов.

Тут-то мы можем понять разницу между реформированием образования и его модернизацией. Реформирование - сущностное изменение процесса обучения, а модернизация - изменение учительского состава по половому признаку. А заодно мы можем понять, что такое в лексиконе и ментальности чиновника "патриотическое воспитание", которое могут проводить только мужчины и на которое одних физкультурников не хватает. Интересно, почему мужчина-физкультурник может воспитать любовь и уважение к Родине, а женщина-литератор - нет? Да потому что у чиновника патриотизм ассоциируется с силой, защитой, сноровкой, винтовкой, противогазом - и мужчины нужны, чтобы преподавать приснопамятную НВП. Те, кто учился в школах лет двадцать назад, помнят, что такое начальная военная подготовка, где учили разбирать автомат Калашникова. Лет десять назад ее заменили на ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности, и стали рассказывать про атомный взрыв. Теперь, видно, снова вернемся к автомату и патрилинейному роду.

Несколько может успокоить то, что предложения Госсовета "носят консультативный и рекомендательный характер", но "к первому августа этот документ должен лечь на стол президенту".

Правительство дало денег на обучение чиновников русскому языку. Но речь (говорение на родном, в частности, языке) не существует отдельно от мышления. Об этом еще Л.С.Выготский писал. Его "Мышлением и речью" мир до сих пор зачитывается. В этой книге вполне ясно сказано, что уровень владения языком зависит от уровня развития мышления. Так может, деньги чиновникам не только на совершенствование языка дать нужно?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александра Гурина, Информационное голодание /12.07/
Говорят, что в современном обществе главная беда человека - информационные перегрузки. Слишком много мы слушаем новости, читаем газеты и смотрим телевизор. Еще говорят, что из-за этого бывают "нервные срывы". Но почему-то молчат о том, какие нервные срывы бывают из-за информационного голода.
Николай Гринцер, О нашем двуличии-2 /03.07/
Не в первый раз пишу о тяге-вражде, которую мы испытываем к образованию западному, и гордости пополам с уничижением, с которой относимся к собственному опыту. Двойственность эта не просто идеологический невроз, ею пропитано все, что мы делаем и чего не делаем, реформируя образовательную систему.
Арсений Расторгуев, Что общего у лимонада и образования? /14.06/
От среднего государственного образования никуда не уйти, потому что даже отправив ребенка в лицей, мы остаемся жить в обществе, получившем образование в "обычной" школе. Единственным вариантом решения проблемы остается эмиграция в страну с более высоким уровнем образования.
Тамара Эйдельман, Тихие посетители /09.06/
Структура фильма "Недетские истории" предельно проста. На экране возникают дети, живущие в лагере беженцев. Каждый говорит "Мне 5 лет, я чеченец, мне 4 года, я чеченка", что дает возможность ощутить, как для них важно быть чеченцами. Все ужасы, которые описывают журналисты, здесь деловито и обыденно рассказывают принаряженные для появления перед камерой малыши. Это и делает фильм невыносимо жутким.
Василий Аржанов, Кто над языком начальник /07.06/
Кто имеет моральное право издавать юридические документы, его нормирующие? Многое зависит от социолингвистического статуса языка.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru