Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010724_frum.html

Еще раз об образовании как о проблеме социального партнерства
Ревекка Фрумкина

Дата публикации:  24 Июля 2001

Еще раз - потому, что я об этом уже писала.

И не я одна, разумеется. Сейчас есть конкретный повод опять вернуться к одной из дорогостоящих и, я бы сказала, - злокачественных иллюзий, которой и в предыдущей статье я уделила особое место. Это проблема компьютеризации школ, на этот раз - сельских.

Совсем недавно читатели журнала "Компьютерра" [см.#25 (402)и 26(403)] - а их более ста тысяч - могли еще раз прочесть там открытое письмо руководителей наших крупных компьютерных фирм, теперь - вместе с соображениями профессионалов по поводу того, зачем покупать программное обеспечение для массовой компьютеризации школ у Microsoft, вместо того чтобы на отпущенные три-четыре миллиона долларов приобрести отечественное, объявив соответствующий тендер. Дальше - споры о том, был ли реальный тендер, хорош ли Microsoft или мы и сами с усами и проч.

Профессионалам компьютерного дела неинтересно вспоминать, что в свое время при обсуждении того, как осуществить эту самую компьютеризацию, крупные госчиновники высказывали весьма оригинальное пожелание: иметь в каждой школе такое качественное компьютерное оборудование, чтобы его не надо было менять через 5 -10 лет (!).

В этой галактике абсурда все - чиновники Минобразования и просто чиновники; главы наших лучших компьютерных фирм (кстати, яркие и высокообразованные люди); педагоги, учащиеся и их родители живут не просто в разных, но в непересекающихся социальных мирах. Ни о каком социальном партнерстве между ними и речи нет. Поэтому в описанном контексте вопрос о том, хорош ли Microsoft, не более значим, чем вопрос о том, какого цвета должна быть каемочка на известном блюдце.

Итак, физическое наличие компьютера продолжает пониматься как универсальная отмычка, которая за сколько-то миллионов долларов позволит ликвидировать убожество нашей сельской школы как института.

В очередной раз зададимся "вечным" вопросом: с учетом наших российских реалий, так ли необходим сегодня сельской школе современный компьютер?

Вообще-то, действительно необходим компьютер - для выхода в Интернет. Необходим, но не достаточен - нужен еще и телефон, что для нашей глубинки предполагает не вечно занятую линию, по которой и "скорую" не вызовешь, а масштабную телефонизацию. Но ведь и "скорая" - это не БТР, а всего лишь автомобиль на колесах, и если вызвать его удастся, то дабы он прибыл, нужна нормальная дорога. Дорога нужна и для такого всемирно используемого, а для нас практически неведомого транспортного средства, как школьный автобус.

А теперь представьте себе обычную малокомплектную сельскую школу в одной из многих "дотационных" областей. В ней не хватает всего - учебников, тетрадей, фломастеров, бумаги. Но на самом деле более всего в ней не хватает учащихся. Потому что я не могу назвать ребенка, отшагавшего в школу семь-восемь верст по бездорожью, учащимся.

Учителей тоже не хватает - ибо учителем трудно назвать человека, который в первую очередь озабочен тем, окучил ли он вовремя картошку и не съели ли гусеницы капусту, - потому что реально жизнь его определяется успехами именно на этом поприще, а вовсе не на поприще народного образования. Да и вообще учителя на селе и в малых поселках, где по полгода не платят зарплату, в массе своей фактически давно уже социально определились в ином качестве - должны же они на что-то жить!

На этом фоне в школу привозят компьютер, принтер, "расходники". Назначается материально ответственное лицо. Что это лицо сделает - в первую очередь? Правильно, запрет машину, чтобы дети ее не поломали.

Если это все-таки относительно большая школа, то скорее всего компьютер поставят в кабинет директора, где он - может быть - будет использован как пишущая машинка. Я уверена, что чиновники не знают, сколько сейчас стоит картридж даже для самого простого струйного принтера и что работать такой принтер может только на весьма дорогой бумаге - иначе он просто сломается. (Мой академический институт выдал особо успешным сотрудникам по одной пачке такой бумаги в качестве новогодней премии.)

Школьный компьютер - начинен ли он софтом Microsoft или "Русским офисом", - не будучи включен в систему взаимодействия пользователя с Интернетом или хотя бы локальной сетью, останется уникальной и дорогой игрушкой, которую вынужденно придется оберегать от вандализма, потому что сам по себе, как вещь, он не может сформировать никакой реальной потребности быть использованным по назначению. Поясню, что имеется в виду.

Наше общество, наконец, поняло, что, вопреки марксистским схемам, предложение рождает спрос, а не наоборот. Но потребность, удовлетворение которой обеспечивается неким новым продуктом, не может быть сформирована таким продуктом, способ использования которого неизвестен и одновременно неочевиден. Сотовый телефон, кухонный комбайн, проигрыватель CD - примеры очевидного способа использования, поскольку у них есть аналоги в виде "проводного" телефона с кнопками, ручной мясорубки или обычного проигрывателя.

Если способ использования продукта неизвестен, то потребитель попадает в положение Тома Кенти, который, как известно, колол королевской печатью орехи - то есть воспользовался очевидными физическими свойствами печати - ее весом и формой, а не символическими.

Компьютер обладает мощными источниками "предложения" новых цивилизационных возможностей, но их объем и значимость в некотором смысле обратно пропорциональны их очевидности.

В самом деле. Считать и даже делать довольно сложные математические выкладки, далеко превышающие потребности школы, можно на приличном калькуляторе (кстати, их бы и стоило купить для школьников - притом каждому, ведь они не так дороги). Писать можно на электрической пишущей машинке. А вот работать с большими массивами текстов, с базами данных - для этого уже необходим компьютер, но его разумному использованию по назначению надо учиться.

Когда школьники начинают скачивать из Интернета рефераты и экзаменационные сочинения, это, на мой взгляд, скорее хорошо, чем плохо. Ведь такие как будто предосудительные "маленькие хитрости" свидетельствуют о приобретенном умении найти в Интернете то, что удовлетворяет данную конкретную потребность. (Давно пора придумать такой тип экзамена, где чужим умом не отделаешься.)

В порядке первого шага научиться находить нужное школьник может и без Интернета. Для этого достаточно иметь библиотеку компактов, где записаны энциклопедии, сочинения русских классиков, словари, учебники, карты. Создание такой "целевой" библиотеки - тоже дело недешевое, но главное - в ином: потребность обратиться к ней всегда будет иметь выраженный индивидуальный характер. Предложение здесь создает спрос при условии возможности сидеть за компьютером в ситуации "один на один", делать это часто и подолгу, понимая, что больше положиться не на что.

Ясно, что для этого школьнику нужен доступ к машине хотя бы в рамках компьютерного класса, то есть на регулярной основе и под личную ответственность, которую он как пользователь делит с другими школьниками. Подразумевается, что руководит этим процессом учитель - но не учитель какой-то невнятной информатики, а образованный человек, понимающий инструментальную роль компьютера.

Наличие в школе компьютерного класса предполагает, кстати сказать, еще и источники бесперебойного питания, и определенный уровень личной гигиены, и приемлемое освещение, и пусть самую примитивную, но офисную мебель - иначе у детей будет неизбежный сколиоз и проблемы со зрением. А отладка и ремонт?..

Не практичнее ли все-таки начать со школьного автобуса?