Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Образование и деньги
Дата публикации:  1 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Летом тема образования неразрывно связывается с темой денег. Увязка вполне всем понятная. В самом разгаре страда абитуриентская... Но говорить об этом не принято. Тем более - письменно. Общее место в гневных рассуждениях на эту тему на кухне или за чашечкой кофе, рассуждений, естественно, устных: "Все все знают, но нет документально зафиксированных фактов". Поспорить с этой житейской максимой трудно. Впрочем, разговор об этом надо начинать не в июле, а в сентябре (уже прошедшем). Именно тогда родители потенциальных абитуриентов с гордостью рапортуют знакомым и родственникам: "Нашел ребенку репетитора, он из приемной комиссии, обещал поспособствовать". У человека, имеющего хоть малейшее представление о приемных экзаменах, подобные заявления вызывают изумление - уж он-то знает наверняка, что списки приемных комиссий утверждаться будут только в марте-апреле следующего года, то есть через семь-восемь месяцев, а за это время "то ли ишак, то ли падишах...". Но рыночный закон действует в образовании именно в этой сфере - есть спрос на услугу "помочь", есть и предложение. Есть этому и еще одно объяснение, более прозаическое, но от того не менее важное - зарплата профессорско-преподавательского состава. Чтобы выжить, нужно искать источник заработка. Обратите внимание: не жить, а выжить. Именно так и стоит сейчас вопрос в образовании, высшем ли, профессиональном ли, среднем.

Когда чиновники говорят, что образование не нужно реформировать - ровно в этой части они правы. Ведь согласитесь, бессмысленно проводить реконструкцию рухнувшего дома. Обычно разбирают завалы и на этом месте строят новый дом. Наверное, пришла пора признать, что наше образование уже рухнуло, оно долго держалось - целых десять лет после указа #1 Президента #1 (если кто забыл - напомню, что он был об образовании, оно признавалось приоритетным, туда обещали направить деньги, силы, кадры, в общем, обещали, что все будет хорошо). За это время старые кадры разошлись, новые не появились. Министр образования жалуется на то, что не знает, сколько денег положено образованию: "Нам не хватает денег, мы их просим у Минфина, они спрашивают, сколько нам положено, а мы не знаем..."

Десять лет "дикого капитализма" не прошли даром не только для российского образования, но и для общественного сознания: в нем укрепилась мысль, что "в школе работают только убогие", "разве можно за гроши пахать", "они же ничего делать не могут, потому и сидят в школах". Они, то есть учителя, преподаватели вузов, - могут делать и делают. Они уходят, меняют профессию. Знаю лично нескольких бывших учителей, ныне весьма успешных владельцев компаний - сервисных, туристических, консалтинговых. Те, кто остается в школах, тоже могут - многие умеют и, не побоюсь этого, любят преподавать. Таких немного, но они есть. Основная масса - работает "по привычке, до пенсии", считает до этого месяцы и годы - кому-то пять лет осталось, кому-то восемь, а вот тех, кому до пенсии двадцать, - в школах сыскать трудно. В этом году мне довелось поговорить с выпускниками педагогического института, не буду указывать, какого именно, скажу лишь, что московского. Из двадцати человек в школу намеревались пойти два (точнее, две). Впечатляющая статистика: десять процентов против девяноста.

Можно извести сколько угодно бумаги на протоколы и декларации, можно сколь угодно часто говорить о "повышении учительского статуса", можно даже отсрочку от армии предоставлять "на срок стажа работы в школе", можно даже в школы рекрутировать - лет на двадцать пять "брить лбы" для выполнения учительской повинности - не пополнится преподавательско-учительский корпус новыми талантами, не развиваются они из-под палки. И выход, на мой взгляд, только один - задавать каждому (!) родителю, студенту (совсем не обязательно - педвуза, даже лучше не им) вопрос: что хочешь преподавать, что можешь? На общественных началах, хоть в одном классе. Такой вот ликбез в начале XXI века, а иначе у нас еще через десять лет люди не то что книг читать не будут, а просто не будут читать. По-моему, пора честно сказать, что спасение (!) российского образования - дело рук самих россиян (извините - уже за непроизвольный - каламбур, но ведь тонем). Чуть более полугода назад я с интересом смотрела "Пресс-клуб", там отчаянная наша феминистка, защищая права женщин-учительниц, предложила отправиться в школу мужчине, известному телеведущему. Тот ответил замечательно: "Я не могу себе этого позволить, мне семью кормить нужно". Так вот, предлагать идти в школу и учить детей нужно только тем, кто себе это позволить может.

А те, кто не хочет, не умеет, не может учить сам, должны участвовать в образовании финансово - платить деньги за образование детей, себя самого, внуков. Да-да, платить деньги. И знаете как? Как в профсоюз, а точнее - вместо профсоюзных взносов. По одному проценту от заработка. Если ФНПР (знаете, что это такое? - Федерация независимых профсоюзов России) останется без постоянных членских взносов, глядишь, меньше будет чиновников, меньше кормушек, меньше коррупции. Пусть каждый работающий сделает свой выбор - платит он один процент на содержание профбосса или на образование своего ребенка. Сумма немалая получится, инвестиции в образование будут постоянные, и министр образования узнает, сколько не его ведомству, а российскому образованию денег "не положено", а дано.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ревекка Фрумкина, Еще раз об образовании как о проблеме социального партнерства /24.07/
В очередной раз зададимся "вечным" вопросом: с учетом наших российских реалий, так ли необходим сегодня сельской школе современный компьютер? Не практичнее ли все-таки начать со школьного автобуса?
Татьяна Базжина, Патрилинейная модернизация /20.07/
Уровень владения языком зависит от уровня развития мышления. Так может, деньги чиновникам не только на совершенствование языка дать нужно?
Александра Гурина, Информационное голодание /12.07/
Говорят, что в современном обществе главная беда человека - информационные перегрузки. Слишком много мы слушаем новости, читаем газеты и смотрим телевизор. Еще говорят, что из-за этого бывают "нервные срывы". Но почему-то молчат о том, какие нервные срывы бывают из-за информационного голода.
Николай Гринцер, О нашем двуличии-2 /03.07/
Не в первый раз пишу о тяге-вражде, которую мы испытываем к образованию западному, и гордости пополам с уничижением, с которой относимся к собственному опыту. Двойственность эта не просто идеологический невроз, ею пропитано все, что мы делаем и чего не делаем, реформируя образовательную систему.
Арсений Расторгуев, Что общего у лимонада и образования? /14.06/
От среднего государственного образования никуда не уйти, потому что даже отправив ребенка в лицей, мы остаемся жить в обществе, получившем образование в "обычной" школе. Единственным вариантом решения проблемы остается эмиграция в страну с более высоким уровнем образования.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru