Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Российское образование в XXI веке: новые рубежи
(к концепции стратегии развития)

Дата публикации:  27 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В преддверии нового учебного года завершается работа большого коллектива над проектом программы модернизации российского образования.

Публикуемый ниже документ - независимый альтернативный проект, разработанный в рамках общественной инициативы. В основе текста следующие идеи.

- Мы полагаем, что проекты преобразований, живо затрагивающих интересы всего общества, не могут быть безальтернативными.

- Мы убеждены в том, что накопившиеся проблемы национальной системы образования столь серьезны, что для их решения нужна именно полномасштабная реформа, а не модернизация отдельных звеньев системы.

- Мы считаем ошибочным доминирующий в последнее время подход к образованию с позиций экономизма - подход, согласно которому шаги в сфере образования определяются экономическими схемами и представлениями. Напротив, экономика образования должна определяться высшими национальными интересами, стратегией развития страны.

- Мы полагаем, что верные решения могут быть найдены лишь при условии честного, подчас нелицеприятного анализа ситуации. В противном случае болезни системы загоняются внутрь. Последствия практики "фигур умолчания" хорошо известны из истории.

- Мы считаем также, что для разумной организации общенациональной дискуссии (а таковая необходима, так как проблемы образования затрагивают интересы практически каждого гражданина России) важно иметь четкое, краткое изложение сути дела.

- Данный документ суммирует многолетний личный опыт. Авторы благодарят коллег, представляющих сферы образования, науки, культуры, а также политиков и экономистов за предложения, высказанные в ходе многочисленных консультаций.

Осознавая дискуссионность текста, отдаем его на суд читателей и надеемся услышать их мнение.

Введение. НОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Тезис 1. Национальная система образования остро нуждается не в локальной модернизации, решающей тактические задачи, а в масштабной реформе, ориентированной на стратегические цели России. Образование следует рассматривать как:

- фактор национальной безопасности страны;

- приоритетное (не на словах - на деле) направление, определяющее успех других российских реформ.

Комментарий. а) Лишь динамичная программа действий в образовании может остановить нарастание угроз национальной безопасности:

- подорвано здоровье нации (физическое, психическое, нравственное);

- налицо кадровая деградация во многих отраслях ("утечка мозгов", старение кадров и отсутствие притока молодежи влекут разрыв поколений; нарастают негативные проявления человеческого фактора);

- деградирует система образования: крайне низок социальный статус работников системы и престиж их профессий, слаба и несовременна материальная база, низок уровень обеспеченности средствами обучения, падает качество образования;

- система профессионального образования не соответствует особенностям и потребностям складывающегося рынка труда.

- сложилась ситуация исторического цейтнота: есть лишь 5-10 лет, чтобы не допустить необратимой потери лучших отечественных культурных, научных, профессиональных традиций, чтобы остановить процесс вырождения нации.

б) Опережающее развитие образования - главное условие Возрождения России. Только опережающее развитие системы образования дает ответы на вызовы современности:

- необходимость ускорения темпов развития страны как условие ликвидации отставания от развитых стран;

- бурное развитие информационных технологий;

- быстрый рост влияния человеческого капитала на прогресс;

- становление новой экономики, в которой главное сырье - знания, главный ресурс - люди.

По прогнозам в близком будущем образование - самый значимый сектор реальной экономики. Это дает нам исторический шанс: образование и может, и должно стать зоной прорыва России на мировые рынки. Естественное главное направление развития российской экономики - производство наукоемкой продукции.

Тезис 2. Необходима новая политика в образовании, тесно увязанная с общей стратегией развития страны, являющаяся составной и очень важной ее частью.

Комментарий. Генеральная цель современной политики ясна - Возрождение России, основанное на динамичном росте созидательных потенциалов страны. Чтобы добиться этой цели, требуется:

- мобилизация человеческого ресурса: именно человеческие, интеллектуальные ресурсы - основа экономического роста;

- консолидация народа России, то есть становление эффективного партнерства государственных и общественных институтов;

- модернизация практически всех отраслей с ориентацией на высокие технологии, мастерство, наукоемкую продукцию.

Решение каждой из этих задач упирается в человеческий фактор. Так, реформа армии невозможна без серьезных изменений в школе: полуграмотный, безнравственный, физически слабый допризывник - горе современной армии. Повсеместное нарушение законов - результат отсутствия правосознания. Модернизация экономики потребует принципиальной перестройки системы профессионального образования. Примеры можно умножить. Смысл ясен: на предстоящем витке истории образование и культура, определяющие формирование и развитие личности, выходят на уровень политический.

Тезис 3. Реформа национальной системы образования требует:

а) резкого увеличения объема общественного труда, направляемого в образование и придания ему принципиально нового качества;

б) ясно выраженной политической воли народа и власти - воли, исходящей из осознания приоритетности образования.

Комментарий. а) Справедливость тезиса определяется:

- масштабами страны и ее разнообразием; масштабом и разнообразием системы образования;

- сложностью перехода к личностно-ориентированному образованию;

- изменениями в стране и мире за последнее десятилетие, решительно меняющими представления о качестве образования, содержании и методах;

- трудностями создания системы непрерывного образования - необходимого условия социальной мобильности человека в течение жизни.

б) При имеющихся крайне ограниченных ресурсах обеспечить необходимый рост объема общественного труда можно лишь за счет концентрации ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материальных) на ключевых направлениях, а, значит, перераспределении ресурсов. Это всегда требует непростых решений, а следовательно, политической воли.

Все взлеты России и выходы из глубочайших кризисов происходили тогда, когда усилия народа и власти концентрировались вокруг Высокой Цели, Общего Дела, определяемых на пересечении интересов личности и государства. Единственной программой действий, способной сплотить общество и добиться столь психологически необходимой ситуации успеха, является эффективная программа действий в образовании: забота о детях и внуках - природный инстинкт.

Тезис 4. Цели реформы образования:

- ориентировать систему образования на решение современных проблем страны и в первую очередь кадровую проблему;

- создать условия для достойной жизни детей в дошкольный и школьный периоды, для воспитания на образцах отечественной и мировой культуры, для развития способностей к свободной ориентации в современном мире и принятию самостоятельных решений, полного раскрытия природного потенциала, повышения качества образования и обеспечения его доступности;

- содействовать последовательному профессиональному росту в системе профессионального образования, культурному развитию человека, развитию творческого потенциала на протяжении жизни;

- придать спокойствие и уверенность взрослым за судьбы их детей и внуков;

- обеспечить достойную жизнь и возможности профессионального роста людей (и обучающих, и обучающихся), работающих в системе образования.

Комментарий. Тем самым принципиальная особенность реформы - ориентация на интересы человека. Лишь при таком подходе устраняется главная причина неудач российских реформ - отсутствие человеческого измерения. Реформы успешны лишь тогда, когда их смысл ясно осознан, когда и цели, и средства их достижении вызывают доверие и стремление участвовать в разумных преобразованиях, отвечающих чаяниям людей.

Реформирование образования - процесс по необходимости эволюционный, не допускающий крутой ломки. Задачи реформы масштабны и сложны. Решение их возможно только в рамках крупного национального проекта, рассчитанного на 10-15 лет. Проекта, объединяющего усилия многих общественных и государственных институтов, профессиональных сообществ: становление эффективной, отвечающей требованиям времени системы образования - дело общенародное. Стартовое условие успеха проекта - новая политика.

Тезис 5. Новая политика в образовании исходит из понимания особой значимости проблем образования и культуры для исторической судьбы страны.

Новая политика исходит из того, что сфера образования - естественное поле общественного согласия, сфера солидарной ответственности личности, общества, государства. Опережающее развитие системы образования - главное условие Возрождения России, условие прорыва в будущее: процветание страны определяют ее граждане, а не ее природные ресурсы.

Новая политика в образовании состоит в переходе:

- от ситуационных решений к долгосрочной динамичной программе действий, привлекающей к проблемам образования лучшие силы страны, аккумулирующей лучший мировой опыт;

- от узковедомственной к общественно-государственной системе управления;

- от остаточного принципа по отношению к образованию к принципу полного благоприятствования.

Новая политика в образовании должна ставить во главу угла интересы личности, следовать принципу равных возможностей, принципу доступности качественного образования.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Глава 1. ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИИ

Как известно, "миром правят интересы". Но поведение человека, его выбор всегда определяется наличием или отсутствием внутренней культуры и убеждений, представлениями о добре и зле, системой жизненных ценностей и идеалов. - Именно с осмысления "важнейших предметов воспитания" начинаются реформы образования.

Проблемы

1. В последнее десятилетие внимание государства, общества, СМИ сосредоточено на проблемах политики и экономики. Поэтому когда констатируют наличие в России глубокого кризиса, выделяют кризис государства и армии, кризисы экономический, технологический и т.п. Позиция ошибочна: на первом плане - следствия, а не причина. Создают или разрушают люди. Не только "бытие определяет сознание", но и общественное бытие определяется общественным сознанием.

Главная причина общего кризиса России - глубокий кризис системы воспроизводства человеческих ресурсов: моральный кризис; кризис идеологии; демографический кризис; кризис систем воспитания и передачи традиции (культурной, профессиональной и т.п.).

2. Духовное здоровье российского народа подорвано. События истории России XX столетия - революционные потрясения и войны, массовый террор, кровопролитная Великая Отечественная, послевоенное восстановление, потребовавшие полного напряжения сил народа, привели к серьезным деформациям в общественном сознании. Поразительно быстрые по историческим меркам радикальные изменения - распад СССР, смена политического и экономического строя, отказ от идеологии и последовавшие не менее радикальные перемены в укладе жизни народа усугубили ситуацию. Старые идеалы утрачены, новые не обретены.

3. Мы живем в стране с богатейшими природными и человеческими ресурсами. Нищание духа - причина нашей бедности.

- Общее место, констатация тривиальностей - объяснение экономических трудностей хорошо отлаженной "утечкой капиталов", массовой коррупцией, воровством как в особо крупных, так и в мелких размерах. Но это не только следствие длительного попустительства, а свидетельство массового забвения понятий "порядочность", "честь", "совесть", "чувство долга", библейского "Не укради".

- Забыты традиционные для России нормы жизни общества - неприятие абсолютной власти денег, осуждение тяги кичиться своим богатством на общем фоне бедности, стремление помочь людям, сострадание, самоограничение, меценатство. А ведь по известному в мировой практике критерию (соотношение средних доходов 10% самых богатых к средним доходам 10% самых бедных) мы много превысили показатели, при которых начинаются социальные потрясения.

- Традиционна для России идея служения Отечеству, идея патриотизма. Но разве можно всерьез говорить о воспитании патриотизма при резком снижении тиражей классической литературы в бывшей "самой читающей" стране мира, Родине Пушкина и Толстого? При фактическом отсутствии в эфире музыки Чайковского и Мусоргского? При продолжающемся оболванивании народа - системе "воспитания" на низкопробных зарубежных фильмах, на примитивной масс-культуре, на агрессивной рекламе?

Пути решения

1. Формирование личности - процесс недетерминированный, определяемый укладом жизни общества. Поэтому программа действий не может ограничиваться рамками учебных заведений, а имеет целью облагораживание всей культурно-образовательной среды в стране.

2. Центральная идея - возвращение к традиции - к нормам поведения гражданина России, нормам жизни человека нравственного, ответственного, знающего, умелого, трудолюбивого. Для России традиционно сочетание общечеловеческих ценностей с особенностями национального характера, определяемого спецификой жизни в стране необъятных просторов и суровой природы, стране многонациональной, стране многих конфессий.

Новая для нас проблема - становление гражданского общества, обретение норм жизни свободного гражданина демократической страны, норм правосознания, терпимости, уважения к собственности, этики бизнеса. Демократия - в общественном сознании и нормах, а не в формальном участии в процедурах голосования.

3. Наши традиции - в образцах российской культуры с тысячелетней историей - в языке и фольклоре, в народных обычаях, в памятниках культуры. Должны быть приняты решительные меры поддержки отечественной культуры. Особое значение при этом имеют русский язык, словесность. Недопустимы загрязнение языка в быту, безграмотность в текстах и публичных выступлениях, игнорирование лексических норм. В программах образования повышается роль русского языка и словесности, истории и географии Отечества; курсов, вводящих в отечественную культуру. В этой связи важное значение имеет активная поддержка школьных и общественных библиотек, культурных центров. Новый смысл обретают характерные для России уважение, открытость, восприимчивость к образцам культуры народов России, других стран и народов.

4. Решающую роль в воспитании играет семья. Необходимы программы поддержки семьи (в том числе меры, позволяющие женщинам сосредоточиться на воспитании детей), разработка положений, повышающих ответственность семьи за воспитание детей, разработка программ семейного воспитания.

5. Со школьной скамьи мы помним вопрос Достоевского: а стоит ли мир слезинки ребенка? - И миримся с нарастанием таких явлений, как детская безнадзорность, беспризорность, проституция, алкоголизм, наркомания, преступность. Большую опасность (тем более в сложившейся демографической ситуации) представляют нездоровье детей и подростков, нарушение прав ребенка.

Имеющийся отечественный и мировой опыт свидетельствует: с этими явлениями можно бороться. - При желании и стремлении государства и общества. Ситуация чрезвычайна - она требует чрезвычайных мер.

6. Особая ответственность за воссоздание в стране атмосферы уважения к хорошо сделанной работе, уважения к культуре, уважения к людям, поступающим "как должно" (и, напротив, неприятия дурных поступков и явлений) лежит на средствах массовой информации, системе книгоиздания, фирмах, выпускающих аудио- и видеопродукцию.

Есть опыт таких стран, как США, где действуют жесткие ограничительные законы, или Франции, в которой деятельность по распространению французского языка и ограничению экспансии зарубежной масс-культуры - важная часть государственной политики. Этот опыт показывает: существуют решения, снимающие противоречия между стремлением общества к сохранению нравственных устоев и экономическими интересами, отсутствием цензуры.

7. Существенное значение приобретают исследования проблем воспитания, в том числе социологические исследования, устанавливающие истинное положение дел.

Тезис о вариативности форм обучения и разнообразии типов учебных заведений должен быть распространен и на системы воспитания: воспитание мальчика и девочки, жителя села и большого города, воспитание уважения к национальным культурам в условиях Крайнего Севера и в Центральной России и т.п. осуществляется по-разному. Специального внимания требуют программы подготовки педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников.

Глава 2. НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Эта глава посвящена проблемам общего образования, под которым обычно имеют в виду дошкольное и школьное образование. Однако, следуя концепции непрерывного образования, разумно рассматривать более широкую систему: общее образование человека продолжается всю жизнь - в форме самообразования, с помощью культурных учреждений (музеи, библиотеки, театры...), досуговых центров, книг и журналов, радио и телевидения и т.д. Поэтому термин "Народное просвещение" представляется наиболее естественным.

Проблемы

1. Реформы опираются на имеющийся опыт. Уместно в этой связи обратиться к опыту СССР, тем более, что созданная тогда система во многом сохраняется и поныне. В истории советской системы - крупные достижения:

- за короткий исторический срок образование стало массовым, бесплатным, реально доступным;

- осуществлен переход к всеобщему среднему образованию;

- создана широко разветвленная система образования с развитой инфраструктурой;

- задача подготовки кадров в основном успешно решена (об этом свидетельствует бурное развитие в XX веке многих отечественных научных школ - математика, физика, химия, инженерное дело и т.д.);

2. Есть и негативный опыт, нуждающийся в осмыслении:

- вследствие идеологических ограничений и действия остаточного принципа в 70-80-е годы развитие системы образования затормозилось;

- ориентация школ на поступление в вуз привела к существенной перегрузке учащихся; декларируемые цели реально не достигались; недостатки школы компенсируются репетиторством;

- несмотря на выделение больших ресурсов и мощь административного, репрессивного, пропагандистского аппарата, полностью провалена задача идеологического воспитания строителя коммунизма.

Об этом с доказательной силой свидетельствуют события августа 1991 г., когда десятки миллионов людей продемонстрировали отсутствие убеждений в догмах, на которых были воспитаны. В этой связи следует вспомнить и 1917 г., доказавший неэффективность предшествующей системы образования, ориентированной на лозунги "Самодержавие. Православие. Народность". Факты, заставляющие задуматься: социальная цена ошибок в образовании чрезвычайно высока.

3. В 90-е годы наметились позитивные тенденции:

- осуществляется переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию;

- повышается роль гуманитарного цикла;

- учебные заведения получили больше свободы;

- начал формироваться рынок образовательных продуктов и услуг; возникли негосударственные школы; активизировали участие в работе со школьниками вузы; реально помогают школам родители и спонсоры.

4. В целом, однако, налицо значительный регресс:

- следствие экономического кризиса в стране - резкое снижение кадрового, финансового, материально-технического потенциалов системы образования;

- образование в значительной мере утрачивает бесплатность, доступность, массовость;

- явно устаревшее содержание и общего среднего образования, и педагогического образования, сформировавшееся в 70-е годы, не обновлялось, несмотря на колоссальные перемены в стране и мире;

- невостребованными остаются многие люди и идеи; крайне медленно внедряются информационные и телекоммуникационные технологии.

- явно проявились резко негативные стороны рынка в образовании: нарастает коррупция, нездоровая конкуренция, примитивизация книг и пособий.

Все это не могло не привести к заметному снижению качества образования учащихся, качества подготовки учителей, выпускников педвузов. Точные характеристики привести трудно: регулярной достоверной системы контроля нет. Однако имеющиеся косвенные данные убедительно свидетельствуют о крайне тревожных тенденциях.

Пути решения

1. Главное направление реформы - развитие системы образования детей до 18 лет, то есть систем семейного воспитания, дошкольного, начального, дополнительного, общего среднего и начального профессионального образования:

- эти системы самые массовые;

- в данные периоды жизни дети наиболее уязвимы; ошибки, допущенные в этом возрасте, крайне трудно компенсировать;

- общее образование - фундамент для всех форм профессионального образования и системы непрерывного образования;

- другие подсистемы национальной системы образования в значительной мере самоорганизуются, поскольку поддерживаются профессиональными сообществами, в том числе и экономически;

- в ситуации экономического кризиса важно наметить подростку реальную перспективу работы, в силу чего проблемы поиска будущего поприща, развития интересов и способностей, предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки приобретают особую остроту.

2. В условиях становления рыночной экономики с ее жесткими условиями должен быть положен конец спекуляциям на чувстве долга и энтузиазме работников системы образования. Необходимо поэтому поэтапное, но быстрое (с ясными обязательствами по срокам - например, к 2004 году) повышение зарплат работников системы образования до уровня, обеспечивающего достойную жизнь, то есть минимум в 4-5 раз.

Требуются широкий комплекс мер морального и материального стимулирования, поиски путей повышения социального статуса работников образования (в частности, рассмотреть вопрос о приравнивании работников образования к госслужащим). Шкала оплаты должна зависеть от качества и значимости труда. Нужна система стимулов, привлекающая квалифицированных людей, молодежь, сокращающая уровень феминизации.

3. Ключевой вопрос реформы школы - обновление содержания образования. Для этого, в частности, нужна ясная формулировка цели.

Цель общего среднего образования - воспитание учащихся на идеалах гуманистической культуры, то есть:

- содействие достойной культуро- и природосообразной жизни в школьный период;

- содействие полному раскрытию природного потенциала учащихся с учетом их особенностей, склонностей, способностей;

- воспитание на образцах отечественной и мировой культуры.

Основные задачи общего среднего образования:

- формирование и развитие личности в периоды детства, отрочества, юности;

- развитие способностей к свободной ориентации в современном мире и принятию самостоятельных решений;

- воспитание гражданина России, что предполагает:

а) формирование правосознания, уважение к нормам жизни в обществе, уважение к Закону;

б) воспитание патриотизма, понимаемого как ответственность за сбережение народа, за сохранение пространства, освоенного предками; ответственность за сохранение и приумножение отечественной культуры; ответственность за процветание Родины.

4. Разработка нового содержания образования будет существенно отличаться от привычной схемы выделения основ наук: потребуется анализ всего социокультурного опыта человечества. Процесс создания нового содержания неизбежно длителен: 10-15 лет.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время ни в России, ни в мире не существует готовых решений сложных проблем создания содержания образования. Поэтому потребуются серьезные научные разработки и их экспериментальная проверка в практике преподавания, поиск новых технологий и форм организации учебного процесса, анализ существующего (в том числе зарубежного) опыта.

Необходимо сохранить наш позитивный опыт - основательность знаний. Но при этом нужно минимизировать ядро курса, освободиться от архаичного и второстепенного материала. Содержание образования должно стать продуктивным: помимо системы знаний требуется усвоение системы умений и навыков (в том числе практического характера), развитие способностей к самостоятельному приобретению знания и их творческому применению. Очевидно, что большего внимания потребует развитие коммуникативных навыков, овладение иностранными языками.

Современный ребенок живет в мире, переполненном информацией, живет в мире соблазнов. Чтобы в этих условиях школа успешно выполняла свою миссию, и содержание образования, и методы обучения должны быть привлекательны, эмоционально насыщены, ориентированы на включение мотивации. Старый, но не реализованный лозунг "Учение с увлечением" приобретает особую актуальность.

Только завершив работу по обновлению содержания образования и отработке новых (в том числе информационных и телекоммуникативных) технологий, можно будет серьезно поставить вопрос о разработке стандартов общего образования. В ближайший период разумно ограничиться исследованием форм предъявления стандартов и процедур контроля за их достижением.

5. Следует решительно отказаться от привычного взгляда: цель школы - подготовка в вуз. Лишь в этом случае удастся существенно (и достаточно быстро) разгрузить школьные программы и учебники от чрезмерной теоретизации и искусственных заданий, умение справляться с которыми требуется один раз в жизни - на вступительных экзаменах. Это, естественно, потребует крупных изменений в системе испытаний: проверяться должно развитие, а не степень натасканности.

Развитие интереса к будущей профессии и соответствующих способностей, подготовка будущей элиты страны - крайне важная задача. Но решается она не в рамках общих для всех учебных курсов, а с помощью традиционных доказавших свою эффективность форм - кружков и факультативов, конкурсов и олимпиад, профильных классов, системы дополнительного образования и т.д., при активном привлечении ученых, работников вузов, деятелей культуры. Замечательные традиции работы с будущими математиками, физиками, химиками, биологами распространяются на гуманитарную сферу, техническое творчество.

6. Содержание образования, формы и методы обучения, типы школ должны быть чрезвычайно разнообразны: нужен широкий спектр образовательных систем, учитывающих специфику и интересы различных групп детей - от детей-инвалидов до детей с ярко выраженными способностями, специфику различных регионов и местностей. Сроки обучения на различных ступенях школы (начальная, основная, старшая) не следует фиксировать однозначно, а только рамочно - сроки определяются индивидуальными особенностями детей.

Несомненно, следует отходить от устаревшей догматичной, основанной по существу на сугубо лекционных формах системы повышения квалификации учителей. Более перспективны формы живого общения - творческие мастерские и т.п. Поиск нового содержания и форм повышения квалификации (в том числе организационных) - проблема сообщества учителей.

7. Очевидное требование - доступность качественного образования. Добиться этого можно лишь рассматривая всю совокупность факторов. Это доступность всех форм образования независимо от происхождения, имущественного ценза, места жительства, национальности. Это доступность информации. Это качество подготовки обучающих, качество содержания образования и педагогических технологий, качество средств обучения, состояние образовательной среды, готовность профессиональных сообществ к качественному решению многочисленных задач, критерии качества и система контроля (возможная, но не единственная форма - единый экзамен).

При благоприятном соотношении внешних факторов качество образования человека - это, в первую очередь, результат его большого труда. Поэтому реализация принципа доступности требует глубокой мотивации, системы стимулов, пробуждающих чувство ответственности человека за собственное образование.

8. Вследствие плачевности современного состояния и большой ресурсоемкости один из стартовых шагов - широкомасштабная реализация программы "Индустрия образования", ориентированной на разработку, производство и распространение продукции для системы образования. Необходимо быстро восстановить потенциал - на первом этапе (к 2004 г.) - до уровня, достигнутого в СССР. Образовательная индустрия - не затратная сфера: это отрасль с диверсифицированным производством, с большим числом рабочих мест, с быстрым возвратом вложенных средств, с хорошим инвестиционным и экспортным потенциалом.

9. Специального внимания заслуживает проблема общего образования взрослых. Ее актуальность объясняется, с одной стороны, тем, что растет число детей, не оканчивающих полную среднюю и даже основную школу. С другой стороны, резко ограничиваются возможности культурного роста в более поздних возрастах. (В этой связи уместно вспомнить важную мысль академика П.Л.Капицы, который, заметив, что одна из принципиальных особенностей ХХ века - обретение вследствие бурного роста производительности многими людьми досуга, указывал на опасность ухода в бездуховное существование.)

Решение видится в становлении сети вечерних и заочных школ, практике экстерната, развитии просветительских центров и обществ (в том числе общества "Знание"), активном выпуске научно-популярной литературы и т.п.

10. Трудно переоценить значение программы информатизации системы образования, дистанционного образования, общения через Интернет.

Компьютеры и информационные технологии дают человеку невиданные ранее возможности работы с огромными массивами информации, необычайно высокой скоростью выборки информации и связи, с практически неограниченным доступом к информации в различных формах ее представления. Это создает принципиально новую технологическую основу для обновления содержания образования и методов обучения, для повышения эффективности и доступности качественного образования, для решения педагогических задач, которые невозможно решить традиционными методами. Реформа должна предусматривать опережающие темпы информатизации:

- отставание в скорости развития НИТ от других стран - это уже отставание навсегда в экономическом и культурном развитии;

- информационные и телекоммуникационные технологии составляют основу для развития открытого и дистанционного образования, повышения профессионального и культурного уровня на протяжении всей жизни и независимо от места проживания;

- более общая проблема обновления содержания образования на всех возрастных ступенях не может быть решена качественно и современно в отрыве от НИТ;

- информатизация - основа столь необходимого резкого роста скоростей, объемов педагогической информации, повышения ее качества;

- информатизация - средство организации дискуссий, способ формирования профессиональных сообществ.

Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В последние несколько столетий все серьезные сдвиги в развитии общественного производства и цивилизации были тесно связаны с развитием науки и образования. Великая французская революция и деятельность Наполеона отмечены созданием Нормальной и Политехнической школ, из которых вышли практически все крупные ученые Франции последних веков. Реформы Петра I ознаменованы созданием Российской Академии наук. Промышленное развитие России в XIX веке сопровождалось созданием университетов и реальных училищ. Индустриализация СССР связана с бурным развитием науки и образования.

Старый лозунг "Кадры решают все" приобретает в современной России новый смысл. Отсутствие в настоящее время единой и хорошо скоординированной государственной научно-технической и образовательной политики может привести к утрате Россией передовых позиций по ряду перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки.

Проблемы

1. Сложившаяся система специальностей и количество подготавливаемых специалистов различных профилей не соответствует потребностям рынка труда. Вузы продолжают готовить десятки тысяч специалистов для практически остановившихся отраслей бывшего ВПК. Не находя применения в России, они ищут работу за рубежом.

Проблема "утечки мозгов", интенсивного оттока квалифицированных научных и инженерных кадров, в том числе, талантливой молодежи, стоит очень остро. Количество выехавших мигрирующих специалистов измеряется десятками, если не сотнями тысяч.

2. Нарушается принцип единства научного и образовательного процессов и их направленности на повышение эффективности и конкурентоспособности общественного производства. Высшие учебные заведения, где сосредоточена большая часть научного кадрового потенциала и готовятся научные и инженерные кадры, лишены возможности вести серьезные научные исследования в силу недостаточного финансирования и отсутствия современной материально-технической базы, слабо связаны с реальным сектором экономики. Бюджетные средства распыляются по множеству небольших вузов и НИИ.

3. Архаичная система защиты докторских диссертаций тормозит включение перспективных молодых кадров в научно-исследовательскую работу. Наиболее продуктивные годы талантливых ученых уходят на подготовку и защиту докторской диссертации, часто не имеющей большой научной ценности. Более эффективна принятая в большинстве стран мира трехуровневая система квалификации высшего образования и науки: бакалавр (3-4 года обучения, 80% квалифицированной рабочей силы), магистр (1-2 года обучения в вузе), доктор (2-3 года по окончании вуза).

4. Существующая в настоящее время система управления академической, вузовской и отраслевой наукой и образованием громоздка и неэффективна. Управление рассредоточено по различным министерствам: Минпромнауки, Минобразования, отраслевые министерства.

Пути решения

1. Опережающее развитие системы подготовки кадров во всех отраслях и на всех уровнях - условие модернизации страны. Подготовка специалистов должна быть ориентирована на включенность научно-технического прогресса в повышение эффективности и конкурентоспособности общественного производства.

Необходимо сосредоточить внимание на тех направлениях НТП, состояние и развитие которых практически определяют всю дальнейшую жизнь общества, выделить направления прорыва. В суровых климатических и природных условиях России конкурентоспособны на мировых рынках только наукоемкие продукты и высокие технологии.

2. Система профессионального образования должна быть приведена в соответствие с запросами рынка труда. С учетом радикальных изменений в экономике необходимо пересмотреть исторически сложившуюся структуру специальностей, действующих в российской высшей школе и науке, сократить число специальностей с нескольких сотен, имеющихся сейчас в России, до 50-60, как принято в большинстве развитых стран мира, приблизив их по названию и содержанию к мировым квалификационным требованиям. Количество инженерных специальностей должно быть резко сокращено и определяться отраслями производства, а не узкой специализацией.

3. В целях концентрации средств госбюджета на развитии наиболее перспективных для России направлений научно-технического прогресса разумно организовать и обеспечить функционирование на базе ведущих НИИ и вузов, имеющих общегосударственное значение, 20-30 научно-учебных комплексов (Исследовательских университетов) как более высокой формы организации научного и учебного процессов.

Эти научно-учебные заведения, заказ для которых будет формироваться Правительством, финансируются из государственного бюджета. Именно эти учреждения должны обеспечивать передовые позиции России в области высоких и наукоемких технологий, аккумулирование мирового опыта, конкурентоспособность на мировых рынках. Это даст возможность сконцентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы на развитии по-настоящему сильных научных организаций и вузов.

4. Аналогично, в целях концентрации имеющегося потенциала регионов, проведения исследований и подготовки кадров в интересах региона и по его заказам, в федеральных округах и в каждом регионе можно выделить группы НИИ, вузов и техникумов и передать их в ведение соответствующих органов управления, включая финансирование деятельности из региональных бюджетов. Для этого необходимо оставлять определенный процент федерального налога в бюджетах регионов. Такой подход к этой группе научных и учебных учреждений дает возможность сформировать полезный для данного региона научно-учебный комплекс. Подобные меры позволят повысить заинтересованность регионов в развитии собственной системы научных и учебных заведений, поднимут ответственность регионального руководства за их деятельность и полезность для развития регионов.

5. Целесообразно восстановить трехуровневые квалификации высшего образования и науки - бакалавр, магистр, доктор. С целью увеличения продуктивного творческого периода, следует упразднить ученую степень кандидата наук, введя одну степень доктора наук.

Следует предоставить право Ученым советам, организованным в соответствующих высших учебных заведениях, присваивать ученую степень доктора наук без дальнейшего утверждения в ВАКе, расширить практику поощрения защиты диссертаций в других учебных заведениях, особенно престижных, повысив одновременно требования к диссертациям. Такая система могла бы быть экспериментально проверена в течение ближайших пяти лет.

6. Важная задача - укрепление систем профессионально-технического и среднего специального образования как основ повышения технологической культуры производства и сферы обслуживания. Необходимо установить тесные (в том числе экономические и организационные) связи этих учреждений образования с предприятиями, усилить практическую направленность процесса обучения.

7. Необходимо в полной мере использовать экспортный потенциал образования. Образование и наука должны стать выгодной сферой вложения капитала. Ориентация только на экспорт сырья и энергоносителей губительна для будущего России. Мощные исследовательские университеты могли бы обеспечить экспорт образовательных услуг, научных разработок и высоких технологий не менее эффективно, чем Япония, Южная Корея или США.

8. Предстоит решительная перестройка системы педагогического образования. Содержание педобразования архаично и перегружено курсами, более подходящими для университетов. Оно далеко от проблем будущего учителя: зачастую выпускник пединститута не может уверенно решать школьные задачи; невысок общекультурный уровень, уровень методической культуры. Низка информированность о современных методах обучения и воспитания, педагогических технологиях.

Педагогические вузы не должны быть университетами второго сорта. Нельзя забывать, что педагогика - еще и искусство обучения и воспитания.

Разработка содержания педобразования должна идти параллельно с разработкой содержания для школы: подготовка учителей всегда предшествует внедрению нового.

9. Успех реформы во многом определяется качеством разработок. В этой связи остро встает вопрос об организации педагогических наук в стране. Следует признать, что и в нашей стране, и за рубежом, науки об образовании существенно отстали в своем развитии от других наук. Положение усугубляется состоянием педагогических наук в России:

- деятельность Российской академии образования малоэффективна; средний возраст сотрудников РАО превысил допустимые пределы;

- крайне низко качество диссертаций педагогического профиля;

- резко упал выпуск монографий и журналов;

- практически отсутствует приток молодых исследователей;

- научные подразделения РАО сосредоточены по преимуществу в Москве и оторваны как от регионов, так и от реальной практики.

Естественное решение в этой ситуации - передача фундаментальных исследований в систему Российской академии наук (с сохранением РАО как института почетных членов). На федеральном уровне необходимо создать информационно-аналитический центр, проводящий регулярный мониторинг состояния системы, анализирующий отечественную и зарубежную педагогическую информацию.

10. Новая система организации педагогической науки должна отвечать следующим требованиям:

- проводить в полном объеме исследования, необходимые для развертывания реформы и проведения фундаментальных исследований;

- быть непосредственно связанной с системой образования;

- выращивать кадры.

Возможна следующая схема действий. В ходе реформы предстоит проведение многих экспериментов. Чтобы аккумулировать ресурсы, разумно сосредоточить силы на создании относительно компактной (но полной!) сети федеральных экспериментальных площадок (аналогов опытно-показательных школ и вузов 20-30-х годов), распределенных по территории страны. Именно эти площадки станут центрами выращивания кадров, в которых создаются соответствующие практико-ориентированные педагогические лаборатории. В сеть ФЭП на основании открытых конкурсов отбираются наиболее подготовленные коллективы. Оптимальная форма организации групп для решения более крупных проблем - временные творческие коллективы, объединяющие лучших специалистов страны.

Глава 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

В последнее время становится популярен тезис: "Государство должно вернуться в образование". Факт позитивный. Уже потому, что тезис содержит хотя и запоздалое, но честное признание порочности государственной политики по отношению к образованию в 90-е годы. Государство, исходя из высших национальных интересов, действительно обязано резко активизировать свое участие. При этом речь должна идти не о возврате к государственной монополии, а о создании принципиально новой общественно-государственной системы управления, системы разработки и принятия решений.

Проблемы

1. Многие решения, принимаемые на различных уровнях управления в крайне трудных условиях 90-х годов, заслуживают позитивной оценки:

- в целом система образования сохранена;

- остановлены попытки приватизации;

- реальностью стала вариативная система учебных программ, типов учреждений системы образования, моделей обучения;

- начали действовать рыночные механизмы;

- принят прогрессивный Закон об образовании.

2. Тем не менее анализ современного положения дел приводит к выводу о нарастании кризиса системы управления образованием:

- отсутствует стратегическая политика государства в образовании, свидетельство чему постоянные смены министров и, соответственно, смены тактики; многочисленные реорганизации на всех уровнях, хаотичные попытки реформирования; неисполнение обязательств, зафиксированных в ряде принятых документов (Указ # 1 Президента России, ряд положений Закона об образовании);

- налицо разрывы в управлении между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; министерствами и ведомствами;

- в сфере управления расширяется криминогенная зона (взятки за поступление в учебные заведения, сомнительные действия при проведении экспертиз, аттестации, аккредитации, лицензировании, конкурсов и тендеров, небескорыстное лоббирование интересов);

- усиливается администрирование: многие серьезные решения принимаются келейно и крайне поспешно, без общественных дискуссий и профессиональных обсуждений, с активным привлечением "административного ресурса", опирающегося на растущие конформизм и социальную апатию. Вызывает обоснованные подозрения заметный рост количества диссертаций, премий различного уровня, полученных людьми, занимающими видные административные посты.

3. Все это ведет к неэффективному использованию средств, низкому качеству документов, пребыванию системы в состоянии постоянного возбужденного бездействия.

Пути решения

1. После происшедшего передела собственности, в условиях становления рыночных отношений очевидно, что государство уже не в состоянии самостоятельно содержать национальную систему образования и поддерживать необходимый уровень качества. Требуется поэтому общественный договор, фиксирующий рамки новой системы распределения ответственности за образование между государством, обществом, личностью; фиксирующий распределение ответственности на уровне федерации, федеральных округов, субъектов федерации, муниципальных структур, граждан.

2. Необходимость поиска новой модели системы управления диктуется уже необходимостью изыскания источников финансовых ресурсов. Возможные меры, позволяющие в обозримое время решить эту проблему, таковы:

- бюджетное (на всех уровнях) финансирование образования "на потолке возможностей" (то есть полный отказ от остаточного принципа);

- привлечение средств населения к поддержке системы образования на основе четко оговоренных правил;

- отказ от декларируемых, но реально невыполняемых обязательств по оказанию бесплатных услуг (например, обеспечение комплектами учебников) и переход к системе адресной социальной поддержки нуждающихся в ней;

- налоговое благоприятствование всем физическим и юридическим лицам (отечественным и зарубежным), инвестирующим средства в образование;

- активизация экспорта образовательных продуктов, услуг, педагогических технологий; развертывание совместных международных проектов в сфере образования;

- повышение эффективности использования финансовых средств в сфере образования и ее инфраструктурах (резкое усиление контроля, разумное ценообразование, реанимация системы распространения, повышение скорости оборота средств и т.д.);

- разработка новых экономических механизмов (кредитование, страхование, поддержка разумных экономических инициатив образовательных учреждений и т.п.).

Чтобы включить в полной мере эти источники, потребуется, в частности, правовое обеспечение, фиксирующее нормы и принципы социального партнерства государства, общества, личности.

3. Необходимое условие перехода к новой системе управления - дебюрократизация существующей системы. Под дебюрократизацией подразумевается:

- решительная реорганизация сложившейся сегодня системы управления, предполагающая и структурную перестройку, и пересмотр принципов функционирования, а, следовательно, и кадровые изменения;

- существенное повышение роли общественных групп и профессиональных сообществ в жизни системы образования в разработках и принятии решений.

Борьба с коррупцией в системе образования потребует комплексных решений, законодательных актов, экономических действий, активизации контрольно-ревизионных служб. Но наиболее действенными мерами представляется широкая гласность в освещении работы системы управления образования на всех уровнях, полная прозрачность системы, организация активных общественных и профессиональных дискуссий, переход к системе гласных открытых конкурсов. Постоянным правилом должны стать публикации ежегодных подробных отчетов органов управления на всех уровнях (включая ежегодный подробный доклад о состоянии национальной системы образования). Следует решительно отказаться от принятой практики анонимности авторов документов, закрытости многих материалов.

4. Другое направление дебюрократизации - демократизация системы образования в процессе становления ответственных профессиональных структур, сообществ и общественных групп, принимающих активное участие как в конкретной работе, так и в экспертизе принимаемых решений и их разработке.

На сегодня практически единственным реальным примером такого сообщества является Российский союз ректоров. Естественно, профессиональные сообщества - самоорганизующиеся системы. Но их функции, роль и права в системе управления, как и положения, стимулирующие их создание, должны быть определены на законодательном уровне. Аналогичные проблемы возникают с созданием столь необходимых попечительских советов учебных заведений и общественных советов.

При всей кажущейся резкости предлагаемых здесь решений они необходимы. Одна из главных задач реформы - выращивание гражданского общества, основу которого составят новые поколения. Для этого сама система образования непременно должна быть эталоном нравственной чистоты, гражданственности.

5. Существенно тормозит разработку и реализацию комплексных необходимых программ (таких, как "Здоровье детей", "Сельская школа", "Защита детства" и т.д.) ведомственная разобщенность. В этой связи естественное решение - проведение институциональных преобразований:

- восстановление Министерства народного просвещения на базе соответствующих подразделений Минобра, Минздрава, Минкультуры, Госкомспорта и т.д.;

- создание Министерства высшего образования и науки на основе Минпромнауки и Минобра.

6. Нельзя принимать верные решения на основе недостоверной или неполной информации. Поэтому разработка полной системы критериев оценки, постановка статистической службы в образовании, организация постоянного мониторинга - важные и неотложные задачи.

Функции высшего экспертно-аналитического центра естественно передать Российской академии наук.

Заключение. СТАРТОВЫЕ ШАГИ

Реформа национальной системы образования - крупный национальный проект, требующий привлечения очень многих людей самых разных специальностей, хорошо согласованной и скоординированной работы многих структур и ведомств. Успех в реализации такого проекта во многом зависит от выбора стратегии его разработки и реализации. В основу предлагается положить следующие принципы:

- тщательный подбор разработчиков: ставка делается на поиск высокопрофессиональных, болеющих за дело людей;

- выделение всех необходимых для решения задач ресурсов;

- альтернативность разработок;

- жесткая, но реалистичная постановка сроков, отводимых на решение тех или иных задач;

- жесткий контроль качества работы при одновременном включении эффективной системы материального и морального стимулирования.

(Именно на этих принципах были основаны наиболее удачные в нашей истории "атомный" и "ракетный" проекты.)

Сегодня главная задача - выбор верной стратегии развития национальной системы образования. С этой целью предлагается создание Государственной комиссии по реформированию образования. В состав комиссии должны войти как представители ключевых ведомств, так и видные общественные и научные деятели, деятели культуры.

Задача комиссии - определить стратегические направления, этапы и сроки, организовать работу групп, специализирующихся на детальном анализе ситуации, проработке основных блоков проекта, его ресурсному и правовому обеспечению, организации широкой общенациональной дискуссии. Этот предварительный этап может быть завершен в течение года.

Александр Михайлович - директор Московского института развития образовательных систем (МИРОС), член-корр. Российской академии образования

Грабиленков Михаил Васильевич - на момент написания текста заместитель начальника управления информационных технологий в образовании Минобразования России


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Время "Ч" для субъектов образования /24.08/
Если в образовании действуют бизнес-законы, почему мы не хотим применить тривиальные бизнес-меры? А также признать, что кризис образования носит системный характер; что косметическими средствами систему образования не вылечить; что нужно радикально перестраивать систему общественных приоритетов; что образовательная политика - проблема политическая, связанная с безопасностью страны.
Ольга Громова, Образовательная сегрегация /23.08/
Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно сформировать у общества и у каждого человека в отдельности представление о том, что ребенок-инвалид не просто имеет право учиться вместе со сверстниками, а должен учиться именно так.
Надежда Шапиро, "Два Шурика", или Прогулки в Садах Учебной Словесности /03.08/
"Русская литература XIX - XX веков. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова". У кого поглаже получается, у кого корявовато, одни попростодушнее, а другие без изысков не согласны и слово написать.
Татьяна Базжина, Образование и деньги /01.08/
Пришла пора признать, что наше образование уже рухнуло: старые кадры разошлись, новые не появились.
Ревекка Фрумкина, Еще раз об образовании как о проблеме социального партнерства /24.07/
В очередной раз зададимся "вечным" вопросом: с учетом наших российских реалий, так ли необходим сегодня сельской школе современный компьютер? Не практичнее ли все-таки начать со школьного автобуса?
предыдущая в начало следующая
Александр Абрамов
Александр
АБРАМОВ
Директор МИРОС, член-корреспондент РАО

Михаил Грабиленков
Михаил
ГРАБИЛЕНКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru