Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Право на свободный ответ
Дата публикации:  14 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Только что закончился @педсовет всей страны: используя hi-tech технологии, любой компьютерно оснащенный гражданин страны мог всласть пообщаться с министром образования, позадавать ему вопросы в режиме on-line, обсудить наболевшее. Там, как и на Госпедсовете, выяснилось, что в образовании наболели два вопроса - модернизация и единый экзамен.

У меня тоже наболело. Еще в апреле, когда первый раз увидела материалы ЕГЭ в "Учительской газете". Правда, тогда еще тешила себя надеждой, что все-таки ляпы исправят, прежде чем материалы детям давать. Но в августе надежда испарилась: та же "Учительская газета" в спецвыпуске опубликовала материалы еще раз, правда, в варианте неулучшенном, но дополненном - с инструкциями учителям, чтобы они знали, каким ответ должен быть и какой ответ считать верным.

Мы снова говорим на разных языках

Самый главный предмет в школе - русский язык, именно с него начинаются материалы ЕГЭ. И это правильно. Иногда бывает очень полезно родным языком владеть. Только мало кому удастся этот экзамен сдать. У меня лично задание #1 варианта #1 вызвало непреодолимые затруднения.

Мне предложили прочитать набор предложений и несколько вариантов ответа, один из которых, по мнению составителей, правильный.

Текст привожу полностью, даже с авторской пунктуацией (*):

А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.

Б. И изменчивая, непрочная красота их, казалась, * более вечной, чем железо и бетон.

В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.

Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.

(* - это место в одном из заданий потом нужно будет указать как ошибку)

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, В, Б

2) А, В, Б, Г

3) А, Г, Б, В

4) А, В, Г, Б

Представьте себе сразу два железобетонных моста, висящих над рекой, а заодно над легкими синеватыми холмами. Вы когда-нибудь видели мост над холмом и над зелеными лугами. Помнится, один герой мост над прудом намеревался строить, так его всячески клеймили за неумеренную мечтательность, а тут ничего, уже и над лугами построили. Красивые, но всего лишь мосты. То, что мост всего лишь мост, тоже, наверное, не так уж плохо, ну не каждому же мосту в Шереметьево-III суждено превратиться. Но не чудовищная бессодержательность этого эпического творения методистов поражает, а то, какой из ответов, признан высокой комиссией правильным. Из этого набора текста не получится ни под каким предлогом. Попробуйте попереставляйте сами. А как сдающему единый экзамен угадать правильный ответ? Одним лишь способом - знать его заранее.

В варианте #2 первое задание тоже небезынтересное: там Гайдар-дед совершает путешествие с девочкой в окрестностях дома.

И вообще, как только составители теста по русскому языку начинают составлять предложения, получаются они у них какими-то кривоватыми, очень не по-русски: Не так-то просто, живя в отеле и разъезжая в автомобиле, почувствовать себя настоящим путешественником. И то правда, просто невозможно.

Хотелось бы, конечно, чтобы люди, пытающиеся проверить знания других, сами этим владели, обладали, пользовались, но для нашего школьного образования это, видно, из области ирреального.

Экзаменационный кроссворд

Тест по русскому языку я разгадывала по долгу службы. Тест по русской истории привлек меня неординарностью заданий:

В 9. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры СССР и сферами их творческой деятельности:

1. С.Прокофьев, Д.Шостакович 5. Литература

2. С.Эйзенштейн, С.Бондарчук 6. Театр

3. А.Твардовский, А.Платонов 7. Музыка

4.Ю.Любимов, Г.Товстоногов 8. Киноискусство

Этот сканворд как способ проверки знаний по истории действительно интересен, особенно если учесть отбор персоналий.

Справившись с установлением сфер, я занялась отгадыванием имен:

В 5. Прочтите отрывок из воспоминаний воспитанника Царскосельского лицея М.А.Корфа и определите, о ком идет речь. Впишите пропущенную фамилию.

"В лицее решительно ничему не учился, но уже и тогда блистал своим дивным талантом...", ну а чтобы дети, не дай бог, не написали Дельвиг или Кюхельбекер, в этой цитате есть ключевые слова про необузданные африканские страсти. Теперь-то уж вряд ли кто ошибется.

Сделав тридцать заданий на отгадывание имен, установление соответствий и выкидывание ненужного из ряда (стереотипные упражнения с шизофрениками, это их постоянно пытают, почему они объединили петуха и стакан в одну группу), я поняла, что тест по истории России ориентирован не на знание предмета, а на установление вменяемости его выполняющего. Но тут я наткнулась на задание, которое мою уверенность поколебало.

Мне предложили прочитать отрывок из статьи Г.В.Плеханова "Открытое письмо к петроградским рабочим", опубликованной в газете "Единство" 28 октября 1917 года и ответить на вопрос: "Была ли уместна публикация Г.В.Плехановым "Открытого письма к петроградским рабочим" через два дня после победы Октябрьского восстания?". Как ответить на этот вопрос? Если Г.В.Плеханов статью опубликовал, то считал это, видно, уместным. С точки зрения большевиков, наверное, такая публикация неуместна. Авторы хотели, судя по всему, спросить о своевременности, а может, хотели спросить ровно то, что спросили. Но каков правильный ответ на этот вопрос - ведомо наверняка только им самим.

Общественное знание

Самым познавательным оказался тест по обществознанию. Из него я узнала, что только активное участие женщины в общественном производстве позволит ей жить в семье демократического (партнерского) типа, что спрос на автомобили формируется на рынке товаров и услуг, что творчество проявляется в создании направления в живописи, что социальный статус характеризует человека как личность, что политическая сфера жизни общества проявляется в создании партий, а не в проведении конкурса самодеятельности и многое другое.

Были задания, которые оказались мне не по силам:

Идут сельскохозяйственные работы: прополка, окучивание, полив. Укажите, что из нижеприведенного списка является объектом данной деятельности:

1) водители поливочных машин
2) поливочные машины
3) грядки картофеля
4) помидоры и огурцы в теплицах
5) технические приспособления
6) пшеничное поле
7) земледельцы

Я-то всегда думала, что при прополке объектом деятельности является сорняк, но все в нашей стране по-прежнему: мы сеем, и пашем, и жнем (именно в такой последовательности).

И хотя тест про общество наводнили современными словами про телемагнатов, ментальность его составителей осталась прежней, поскольку для них есть на все единственно правильный ответ:

С2. Владелец крупнейшего телеканала купил контрольный пакет акций всех основных телекомпаний. Как это может повлиять на содержание передаваемой по телевидению текущей информации? Аргументируйте свой ответ.

О том, что должно быть в ответе, узнать можно из инструкции по проверке и оценке экзаменационных работ. Там в разделе "Оценка заданий с полным свободным ответом" четко написано, что:

1) содержание информации в этом случае на всех каналах может стать односторонней (именно так! не односторонним!) - 1 балл;

2) в приведенном случае исчезает конкуренция на рынке информации и возникает монополия - 1 балл;

3) это противоречит принципам плюрализма и конкуренции в условиях демократии и рынка - 1 балл.

Если же вы напишите, что у основных телекомпаний не может быть одного контрольного пакета акций, у каждой должен быть свой, что телеканал и телекомпания суть не одно и то же, что Комитет по антимонопольной политике этого не допустит, вы не наберете ни одного балла - ваших ответов нет в списке.

А слова про плюрализм - хорошие, если бы они обозначали еще и плюрализм мнений тогда, когда ими пользуются чиновники от образования.

Материалы Единого государственного экзамена нужно публиковать не затем, что нужно подготовить ответы на неординарные вопросы, ведь известно, что на некоторые вопросы подчас ответить не могут и сто умных. А затем, чтобы общество, то есть мы с вами, осознало главную проблему нашего образования - учить детей имеет право только грамотный человек, и экзаменационные материалы составлять должен тоже грамотный человек, а то все тургеневские сливки с молоком в голову лезут.

И ответы на вопрос:

А25. К юридическим правам относится

1) право на сострадание

2) право на счастье

3) право на сочувствие

4) право на личную неприкосновенность - я бы дополнила - от безграмотного экзаменатора.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Максим Кронгауз, Госсовет да гослюбовь - к образованию /05.09/
Единый экзамен и 12-летка, так же как и финансирование, являются внешними по отношению к образованию факторами. 12-летка означает дополнительное финансирование, а единый экзамен - уничтожение либо перераспределение нелегальных денежных потоков. В нынешних условиях в масштабе всей страны они попросту нереализуемы.
Владимир Ланцберг, Педагогика, которой нет /28.08/
Итак, мы стоим у порога родимой школы, которую не то что любим, а просто забыть не можем. Сменилось тысячелетие. Что новенького? А ничего. Десять лет учили, потом одиннадцать, снова десять и, наконец, десять, но как бы одиннадцать. Будут учить двенадцать. Или как бы двенадцать?
Александр Абрамов, Михаил Грабиленков, Российское образование в XXI веке: новые рубежи /27.08/
Независимый альтернативный проект, разработанный в рамках общественной инициативы.
Татьяна Базжина, Время "Ч" для субъектов образования /24.08/
Если в образовании действуют бизнес-законы, почему мы не хотим применить тривиальные бизнес-меры? А также признать, что кризис образования носит системный характер; что косметическими средствами систему образования не вылечить; что нужно радикально перестраивать систему общественных приоритетов; что образовательная политика - проблема политическая, связанная с безопасностью страны.
Ольга Громова, Образовательная сегрегация /23.08/
Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно сформировать у общества и у каждого человека в отдельности представление о том, что ребенок-инвалид не просто имеет право учиться вместе со сверстниками, а должен учиться именно так.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru