Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Образование и деньги-2
Дата публикации:  27 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В дни, когда Госдума читает социально ориентированный бюджет, в котором на нужды образования выделено денег на 60% больше, чем прежде, когда министр образования рапортует о том, что в первом субъекте Российской Федерации - Чувашии - заложено в бюджет двукратное увеличение преподавательского жалования (в августе он, правда, говорил о том, что почти в два раза и почти всем уже увеличили), когда та же Госдума принимает в первом чтении законопроект, устанавливающий гарантированные квоты бесплатных учебных мест - 192 на 10 000 душ населения, объясняя необходимость сохранения бесплатного образования тем, что на 10 тысяч в России приходится 322 студента, в Израиле - 473, в США - 534, в Южной Корее - 610, мало кто вспоминает сюжеты, которыми центральные каналы телевидения потчевали зрителей в День знаний. А сюжеты те были просты, даже умилительны в своей незамысловатости: в деревне X Ярославской области в школу пошел Вася, в деревне Y, что под Липецком, Петя, а в смоленской деревне Z - Маша, учителя радостно встречают первоклассника (!), потому что Вася, Петя и Маша - единственные ученики в своем классе. И радует, конечно, что страна наша столь богата, что может себе позволить обучение один на один в простой деревенской школе. Вот это образовательные возможности - нашим городским детям такое и не снилось, да что там нашим! В частной английской школе такого индивидуализированного подхода не найдешь.

Только непонятно, как это соотносится с заявлениями годичной давности о том, что у детей на селе мало возможностей получать образование, а потому надо их срочно компьютеризировать и интернетизировать, чтобы они не отстали в образовательных возможностях от своих городских сверстников. А еще непонятнее то, кто будет оплачивать образование Пети, Васи и Маши через три года, когда нынешние первоклассники благополучно перейдут в пятый класс и у них начнется попредметное обучение. Представьте себе, на каждого из них нужен будет учитель математики, русского языка, биологии, географии, ботаники, граждановедения и пр. Обучение каждого из них будет обслуживать образовательная бригада как минимум человек из десяти. И впрямь, не оставлять же детишек с тремя классами, ведь мы декларируем принципы равенства в образовании и обязательности среднего.

Любому здравомыслящему человеку продолжение дискуссии на тему "школьный автобус vs 30 c лишним тысяч сельских школ" покажется в такой ситуации бессмысленным. Но не тут-то было. В действие вступают социальный стереотип: "есть школа - есть деревня", который объясняет сохранение малокомплектных школ в первозданной неизменности. Так что налогоплательщикам еще долгие годы предстоит оплачивать элитарное образование Вани или Пети, до той самой поры, пока в первый класс не пойдет ни один ученик.

Проблема сельской школы и пути ее разрешения заставляет понять весьма простую истину: ни одна "модернизация" образования не будет действенной без модернизации социальных стереотипов и мыслительных установок населения в целом и чиновников от образования в частности. До тех пор пока мы будем руками, ногами, зубами цепляться за столько милые нам из прошлого "бесплатность" и "доступность", мы все будем равны в бедности и убогости образования.

Прошел почти год с введения в действие программы повального окомпьютеривания школ, на которую были выделены средства, немалые по меркам российского образования, и уже есть первые результаты. Как недавно отрапортовал министр Филиппов, 8 тысяч учителей прошли компьютерный ликбез, к концу года таковых будет 31 тысяча. Много, спору нет. Правда, в России одних только словесников 202 тысячи, умножьте на количество предметов (12-14), поделите на 31, получите количество лет, необходимых на это начинание, а потом подумайте, где взять денег еще и на подключение к каналам связи ("сначала канализация - потом компьютеризация" - изящно каламбурит депутат Мосгордумы и учитель математики Евгений Бунимович), деньги-то ведь были выделены только на закупку компьютеров.

С проблемой приобщения сельских школ к Интернету, как считает Министерство, уже благополучно разобрались, а потому на подходе новое начинание - физическое разделение школ на начальную и среднюю, то есть разъезд по двум разным зданиям. Сейчас многие директора сетуют на то, что здание используется по назначению 7-8 часов в день, а потом стоит, пустует, а они платят деньги за отопление, освещение и пр. После разъезда будут оплачивать не одно здание, а два, стало быть, денег им потребуется в два раза больше. Очень своевременное решение принимает министерство, так денег тоже в два раза больше можно попросить.

"Деньги счет любят" - эта народная максима вполне приложима и к сфере образования. Ему, конечно, они нужны, весь вопрос - на что.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Ланцберг, Любите детей долго и нудно! /21.09/
Пока дети еще маленькие, их надо изводить. Потом поздно будет: им понравится быть детьми.
Татьяна Базжина, Право на свободный ответ /14.09/
Хотелось бы, чтобы люди, пытающиеся проверить знания других, сами этим владели, обладали, пользовались, но для нашего школьного образования это, видно, из области ирреального.
Максим Кронгауз, Госсовет да гослюбовь - к образованию /05.09/
Единый экзамен и 12-летка, так же как и финансирование, являются внешними по отношению к образованию факторами. 12-летка означает дополнительное финансирование, а единый экзамен - уничтожение либо перераспределение нелегальных денежных потоков. В нынешних условиях в масштабе всей страны они попросту нереализуемы.
Владимир Ланцберг, Педагогика, которой нет /28.08/
Итак, мы стоим у порога родимой школы, которую не то что любим, а просто забыть не можем. Сменилось тысячелетие. Что новенького? А ничего. Десять лет учили, потом одиннадцать, снова десять и, наконец, десять, но как бы одиннадцать. Будут учить двенадцать. Или как бы двенадцать?
Александр Абрамов, Михаил Грабиленков, Российское образование в XXI веке: новые рубежи /27.08/
Независимый альтернативный проект, разработанный в рамках общественной инициативы.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru