Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Почему люди мешают друг другу учиться?
Дата публикации:  10 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

За дискуссиями о модернизации и денежном довольствии образованию сущностные его процессы как-то незаметно отошли на второй план. Содержательные аспекты - благодаря премьеру Касьянову, прочитавшему учебник по истории, - пусть вскользь, но обсуждаются, о сути же образования, если не считать разговоров о патриотическом воспитании при помощи мужчин, и речи нет.

Словосочетание "педагогика сотрудничества" для многих в диковинку, а тот, кто должен был бы в этой парадигме работать, и думать про такую педагогику не успевает, не то что руководствоваться ее принципами. А ведь в этой парадигме учитель должен усвоить сам и помочь воспитанникам усвоить прежде всего принципы взаимного уважения, доброжелательности, учета индивидуальных особенностей друг друга, принципы взаимной координации потребностей, целей и средств их достижения, принципы организации взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества, направленного, в конечном итоге, на созидание и реализацию гуманистических идеалов в разнообразных сферах человеческой культуры.

Практическое положение дел в современном обществе заставляет использовать не термин "педагогика сотрудничества", а термин "педагогика противодействия" - чтобы обозначить проблему помех и сопротивления людям в их обучении и развитии. Причины противодействия чужому обучению и образованию могут быть разными, и необходимо знать, какого типа помехи имеют место в том или ином конкретном случае, чтобы решить, как с ним справляться (и нужно ли вообще это делать).

Прежде всего, подчеркнем, что в любом обществе возникают и развиваются различные цели и методы не только помощи, но и противодействия обучению и развитию. Это противодействие осуществляется в различные исторические периоды по отношению к тем или иным областям знания, к представителям определенных национальных, социальных, половых и возрастных групп, групп здоровья и т.д. Управление любой системой, в том числе образовательной, требует использования не только стимулирующих воздействий, но и тормозящих, противодействующих - иначе она пойдет вразнос. Поэтому система воспитания (как и всякая другая) должна иметь подсистему, обеспечивающую безопасность и устойчивость, то есть некую "тормозную" подсистему1. При трансляции знаний и ценностей она должна играть роль своеобразной мембраны, что-то пропуская, а что-то задерживая2.

В ряде случаев противодействие или прямые запреты могут быть оправданы и обоснованы. Например, студенткам химических вузов разрешено посещать теоретические занятия, но запрещено - практические, чтобы избежать контакта с химреактивами. Другое дело, что некоторые не очень дальновидные студентки стараются обойти этот запрет, а преподаватели могут закрывать на это нарушение глаза. Ответ на вопрос, кто из преподавателей прав: тот, кто "ставит помехи" обучению, или тот, кто ему "способствует", по-моему, очевиден. "Помехи обучению" здесь - на пользу учащемуся и будущему ребенку. С другой стороны, существуют запреты на образование по расовым, национальным и т.п. признакам, что следует однозначно оценить как дискриминационные меры, осуществляемые не в интересах учащихся, а во вред им.

Проанализируем теперь причины, непосредственно связанные с переживаемым этапом развития страны, поскольку общее положение о неизбежности противодействия обучению и развитию не отменяет необходимости анализировать на этот предмет конкретную образовательную ситуацию в обществе.

1. Конкуренция

Одна из основных черт современного российского образования - стремительное развитие острейшей конкурентной борьбы образовательных учреждений всех типов и уровней3. Конечно, конкуренция в нынешней системе социальных оценок - благо (на другом полюсе "зло" - монополия), но признание блага конкуренции не исключает требования: чтобы конкурентная борьба велась с соблюдением правовых и нравственных норм.

Однако практика показывает, что нарушение этих норм отнюдь не исключение, а скорее правило. Ведь помехи чужому обучению - это один из видов социальных противодействий, которые в настоящее время изо всех сил оказывают друг другу субъекты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на многочисленные группы с противоречивыми интересами и из-за возрастания межгруппового и межиндивидуального соперничества. Именно удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных для того, чтобы сделать конкурента несостоятельным в стремительно меняющемся, перенасыщенном новой информацией социальном и технологическом мире.

Вот два примера конкурентной борьбы в сфере обучения и образования: в студенческой группе и между вузами.

Конкурентные отношения между двумя студенческими группами, борющимися между собой за получение зачета, приводят к активным действиям, направленным против группы-конкурента. Эти действия выражаются в давлении как на членов конкурирующей группы, чтобы вызвать их неудачные ответы (!) и предотвратить выигрышные, так и в давлении на преподавателя в форме соответствующих "советов", просьб, напоминаний и т.п. Это давление осуществляется и в формах "чистой" логической аргументации, и в эмоциональных (насмешки, грубое порицание или, наоборот, чересчур восторженная похвала и т.п.)4.

Надо сказать, что в студенческой среде существуют и другие способы противодействия обучению потенциальных конкурентов. Например, небольшая часть студентов одного вуза посещает лекции и спецкурсы в другом вузе. На просьбу своих однокурсников дать конспекты, сообщить расписание и место проведения занятий они отвечают явным или завуалированным отказом. Мрачный парадокс состоит в том, что эти студенты специализируются по педагогике и психологии, и через год их профессиональным долгом будет помогать, учить и развивать. Но в ситуации платного обучения и конкуренции преподавателям (в том числе будущим) оказывается выгодно скрывать друг от друга содержательную информацию о новых эффективных или просто модных методах обучения.

Другой пример из области психологии: штатный психолог, работающий в коммерческом банке, старается скрыть секреты своей профессиональной деятельности от прикрепленного к нему для практики нового психолога, проходящего испытательный срок. Традиции гуманистической психологии и педагогики сотрудничества известны, но неуместны?

На уровне межвузовских отношений конкурентная борьба с нарушением правовых и этических норм может уже впрямую затрагивать государственные интересы. В одной из стран СНГ "лобби", представлявшее интересы группы юридических вузов, сумело инициировать инспекционные проверки конкурирующих вузов и поднять вопрос о целесообразности подготовки в них юристов. Это было сделано с использованием "не вполне корректных методов". Лишь вмешательство Государственной аккредитационной комиссии предотвратило принятие необоснованных решений о прекращении обучения студентов в этих учебных заведениях [Юридический казус, 2000]. Здесь противодействие образованию диктовалось только целями личной и узкогрупповой выгоды.

Таким образом, и учащиеся, и их преподаватели, и начальство преподавателей в ситуации конкурентной борьбы действуют практически одинаково.

2. Нехватка ресурсов

Причиной противодействия образованию является необходимость экономии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обучении (в том числе - материальных и финансовых). К разряду вынужденного (?) противодействия, которое нельзя не упомянуть из-за его масштабов, является сокращение средств на обучение и образование. Только один из многочисленных вопиющих примеров: нехватка авиационного топлива для обучения летчиков ведет к тому, что будущий летчик не получит необходимого практического опыта.

Нехватка может касаться не только материальных или финансовых, но и людских ресурсов. Может не хватать самих учащихся. Это тоже ведет к организации противодействия образованию! Например, для устранения последствий грядущего демографического провала (детей рождалось меньше, а значит, скоро меньше станет и студентов) предлагается уже сейчас снижать приемы в вузы, ссузы и ПТУ. Логика потрясающая - такая мера позволит накопить резерв не поступивших абитуриентов и распределить их более равномерно по последующим годам обучения. Ректор Томского государственного университета А.Кобзев метко называет ее абсурдом в квадрате5: люди сознательно отсекаются от образования и создаются "резервации необразованности", что наносит громадный экономический ущерб стране. Культурный же ущерб оценке вообще не поддается.

3. "Есть вещи поважнее, чем учеба"

Противодействие обучению может быть тем, что с точки зрения противодействующих субъектов есть виды деятельности более важные, чем учебная. Например, отправить учащихся на сельскохозяйственные работы, призвать на военную службу и т.п. Необходимость этих мер очевидна людям лишь во время угрозы голода или войны, а в обычных условиях она требует специального обоснования. На уровне межличностного взаимодействия доминирует социальный стереотип противодействия обучению: "мы рады, что ты учишься, но когда же ты начнешь работать и зарабатывать деньги?".

4. Борьба с трансляцией опасного опыта (с "обучением плохому")

Особняком в списке причин противодействия обучению стоит распространение опасного опыта, угрожающего обществу. Тогда социум предпринимает усилия, чтобы на законодательном и на неформальном уровнях пресечь его приобретение и передачу. Речь идет об опыте, который разрушает моральные и культурные ценности данного общества. Он может быть связан с социально неодобряемыми видами пристрастий (курение, пьянство, наркотики), с нарушением возрастных норм приобщения к определенным знаниям и практическому опыту (например, в области сексуальных отношений) и т.д. Общество также препятствует приобретению и передаче опыта, связанного с преступностью - например, дальнейшему обучению малолетних правонарушителей взрослыми преступниками. (Один из применяемых способов - отделение "малолеток" и размещение их в других исправительных учреждениях.) Это тот случай, когда "преемственность поколений" должна быть нарушена.

Заметим, что сами обучающие и обучающиеся оценивают этот опыт как ценный и необходимый, а его передачу - как помощь. (В фильме О.Иоселиани "Фавориты луны" мать-воровка учит сына, что надо выбрасывать украденный бумажник как можно быстрее, как бы дорог и красив он ни был, и оставлять себе только деньги. С материнской озабоченностью и настойчивостью она заключает: "Мама тебя плохому не научит".)

В ситуации, когда образование становится приоритетной для власти сферой, а помощь ему - заботой всего общества, механизмы противодействия образованию превращаются из абстрактной философско-психологической в реальную проблему. В этой зоне необходимо формировать новые стереотипы социального взаимодействия.

Примечания:


Вернуться1
Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и отражение // Вопросы философии. 1996. #4. С. 3-14.


Вернуться2
Гараджа В.А. Образование и трансляция культуры // Вопросы философии. 1997. #2. С. 49-51.


Вернуться3
Новиков А.М. Российское образование: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.


Вернуться4
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.


Вернуться5
Кобзев А. Абсурд в квадрате // Поиск, #8(614), 23 февраля 2001 года. С.4.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Е.И. Николаева, Двенадцатилетнее образование - зачем? /10.10/
Оптимумом был бы процесс обучения, при котором дети учатся в школе до пенсии: учителя всегда будут заняты, дети обучатся всему, что создают ученые, а попутно решится проблема детской наркомании, безнадзорности и т.д. Если же серьезно, то перед нами - не проблема длительности обучения, а проблема того, чему и как учить.
Татьяна Базжина, Образование и деньги-2 /27.09/
В деревне X в школу пошел Вася, в деревне Y - Петя, а в деревне Z - Маша; каждый из них - единственный ученик в своем классе. Через три года у них начнется попредметное обучение; налогоплательщикам предстоит оплачивать элитарное образование Вани или Пети до той поры, пока в первый класс не пойдет ни один ученик.
Владимир Ланцберг, Любите детей долго и нудно! /21.09/
Пока дети еще маленькие, их надо изводить. Потом поздно будет: им понравится быть детьми.
Татьяна Базжина, Право на свободный ответ /14.09/
Хотелось бы, чтобы люди, пытающиеся проверить знания других, сами этим владели, обладали, пользовались, но для нашего школьного образования это, видно, из области ирреального.
Максим Кронгауз, Госсовет да гослюбовь - к образованию /05.09/
Единый экзамен и 12-летка, так же как и финансирование, являются внешними по отношению к образованию факторами. 12-летка означает дополнительное финансирование, а единый экзамен - уничтожение либо перераспределение нелегальных денежных потоков. В нынешних условиях в масштабе всей страны они попросту нереализуемы.
предыдущая в начало следующая
Александр Поддьяков
Александр
ПОДДЬЯКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru