Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20011017_bak.html

Образование в Америке
Часть I

Валентина Бакмастер

Дата публикации:  17 Октября 2001

Существует устойчивое представление, что русская система образования очень сильна по сравнению с американской. И в то же время российские дипломы не котируются в большинстве стран мира... Чтобы работать за границей, необходимо сдавать квалификационные экзамены, которые россияне, сдавать, как правило, не любят и не умеют. "Имущая" часть населения России предпочитает обучать своих детей в какой-нибудь частной английской или американской школе. Если нужна уникальная хирургическая операция или просто - привести в порядок зубы, обычно едут в Германию или в Америку. Принято считать, что русские программисты одни из лучших в мире, однако американские интернет-технологии опережают нас на несколько лет. Американские "Шатлы" благополучно летают в космическом пространстве, американские космонавты оставили свои следы на Луне. В чем же причина этих противоречий? Только ли в pоссийской бедности?

Какова же она в действительности, система образования в Америке? Для меня это был не праздный вопрос, я отправлялась в Америку не одна, а с дочерью, ученицей средней школы. Я принялась читать все, что находила об американских школах. Особенно много информации было в эмигрантских газетах и журналах. Но картина складывалась очень противоречивая. Порой рассказы о школах настолько различались, что казалось - авторы живут в разных странах. Потом я поняла, что так и должно быть. Все мы живем в одном мире, однако одни из нас счастливы, другие "прожигают" жизнь, устав от нее; одни богаты, другие не могут прокормить семью. То есть наши оценки зависят от нашего личного опыта...

И вот я в Америке... И имею очень богатый опыт... Наш ребенок успел поучиться американских школах всех типов, пока, наконец, мы не нашли оптимальный для нас вариант.

Система обучения в американских школах

Если коротко ответить на вопрос о системе образования Америки, можно сказать, что она разнообразна и рассчитана на разные потребности. Но каждому предоставляется реальная возможность выбрать свой путь на этих дорогах к знанию.

Есть традиции, передающиеся из поколения в поколение и отличающие один народ от другого. Так, в еврейских семьях родители с раннего детства внушают ребенку, что он самый умный и что он рожден для больших и интересных дел. И это срабатывает, больше всего научных открытий сделано евреями, самые выдающиеся музыканты и банкиры - из еврейских семей. Таким образом воспитывается умный и образованный народ.

В русских семьях во время "воспитательного момента" приняты сравнения: "Аллочка в восемь месяцев научилась ходить, а ты..." или "Игорек уже читает и пишет, а ты..." - и далее: "у Юрочки красный диплом, а ты"... Это порождает комплекс неполноценности, "подрезает крылья".

В американских семьях действует негласная установка: "Не всем бог дает талантливых детей, надо радоваться тому, что имеешь, и этот для меня самый лучший". Весь уклад жизни здесь таков, что малыш с первых мгновений появления на свет усваивает идею: у него есть право выбора. Что не всем дано быть математиками или художниками, что есть множество интересных занятий, где можно проявить себя. Что быть хорошим механиком вовсе "не позорно", что благосостояние семьи и место в обществе зависят не от рода деятельности, а от твоих успехов в нем. Здесь нет (или мало) всеразрушающего движения вперед, "в никуда". Во всех нюансах личной и общественной жизни американцев сквозит самодостаточность.

На это настроена и система школьного образования, которая чрезвычайно подвижна. Жесткой основой является только три типа школ, которые должен последовательно окончить ваш ребенок: "начальная школа" (elementary school) - 5 лет обучения, "средняя школа" (middle school) - 3 года обучения и "высшая школа" (high school) - 4 года обучения. Затем сможет быть community college (2 года обучения, аналог российских техникумов) или университет (4 года обучения).

Российская школа официально разделяется на "начальную" и "среднюю". Однако это деление очень условно, так как все дети - и малыши, и подростки - находятся в одном здании, с единым администрированием и учительским составом. В Америке школы абсолютно разделены, и в первую очередь - территориально. Все здания, как правило, одноэтажные. Здесь считают, что так удобнее и безопаснее. "Начальные" школы очень маленькие, уютные, расположены, как правило, в парках. Их много. "Средних" школ меньше и они крупнее. "Высших" школ относительно немного. Они имеют свое имя собственное, свои традиции и эмблемы.

В американских школах нет жестких групп учеников, объединенных в постоянные классы, которые учатся по общей программе. Студенты (здесь школьники именуются студентами), по своим наклонностям, выбирают курсы, которые им по душе, которые им необходимы в соответствии с жизненными устремлениями. Каждый ученик имеет свое собственное расписание на каждый день.

Каждый курс оценивается определенным количеством баллов, то есть - это их кредит. Например: английский - 4, математика - 3, история - 3, иностранный язык - 2, физическое образование - 0,5. Определен и минимальный объем кредита для перехода в следующую школу и для поступления в колледж. Например, для поступления в колледж или университет необходимо набрать - 20-25 баллов (в зависимости от учебного заведения). Кроме того, чтобы посещать классы, в которых идет подготовка к колледжу, нужно иметь "личный кредит", укладывающийся в рамки оценки "а" (всего пять уровней оценок: a, b, c, d, f). Так что ребенок уже со школьной скамьи сознательно выбирает классы, которые он посещает и, следовательно, - свою дорогу в жизни. Одна из знакомых нам девочек, например, помимо минимального набора общеобязательных предметов выбрала керамику, рисование и физкультуру. Нормальная, хорошая девочка, но она поняла, что колледж ей не по силам.

В Америке очень хорошо развита система стипендий студентам - scholarship. Размер стипендии зависит от набранного "личного кредита" в школе. У хороших учеников этот кредит настолько высок, что его хватает на бесплатное обучение в двух университетах. Есть и другой путь - ты учишься кое-как, не перенапрягаясь, но родители хотят и могут дать тебе хорошее образование, тогда они за это платят. За все надо платить - или собственным трудом и способностями, или трудом родителей и их деньгами.

Нет в Америке и привычных для Россиян экзаменов для поступления в ВУЗы. Здесь все решается в процессе обучения в школе. По каждому предмету студенты пишут еженедельные тесты. Тесты имеют форму "множественного выбора". То есть дается около 100 вопросов и на каждый вопрос 4 ответа. Нужно пометить правильный ответ. Тестирование, как правило, происходит на компьютерах. Результаты распечатываются и передаются в учебную часть школы. В конце семестра выводится оценка на основании суммы тестов. А по окончании каждого года обучения в High School результаты учебы каждого ученика отправляются во все колледжи штата. То есть - ребенок еще учится в школе, но сведения о нем уже регулярно поступают в университеты. Поэтому еще до окончания последнего 12 класса студент направляет запросы и получает приглашения на учебу от колледжа или университета. Здесь нет этого безумного волнительного времени, как в России, когда ученик сдает вступительные экзамены, когда вся семья живет в страшном напряжении, а судьба молодого человека может быть решена одним ответом на вопрос или одной опиской. В Америке этот процесс спокойный, без стрессов и абсолютно прогнозируемый.

Система обучения в университетах и колледжах подобна школьной. Здесь также есть минимальное количество кредитов, необходимое для получения степени "bachelor" -бакалавра. Есть и минимальное количество курсов, которое студент обязан пройти в течение семестра - 3 курса. Некоторые проходят и 4 курса в семестр, а также дополнительный семестр летом. В этом случае они могут получить диплом не через 4 года, а ранее. А во всем остальном - все зависит от желания и целей студента, так как он самостоятельно выбирает предметы для изучения. Мой муж, например, инженер-конструктор. Но, учась в университете, помимо специальных курсов по математике, физике и химии он выбрал курс русской истории, потому что ему это было интересно.

Система образования в Америке устроена таким образом, что, хотя обучение и платное, решающим фактором для получения высшего образования являются не деньги, а желание. Даже если семья не в состоянии оплачивать образование, студент может сам заработать себе стипендию и индивидуальную финансовую помощь хорошей учебой. Если так сложилось, что нет ни первого, ни второго, то студент может получить в банке ссуду на учебу - и выплачивать долг после окончания университета в течение 30 лет. Эта форма очень широко распространена в Америке

Частные и общественные школы

Обучение в общественных школах Америки бесплатное. Все эти школы, конечно, разные. Есть лучше, есть хуже, есть богаче, есть беднее. Определяется это множеством факторов, как объективных, так и субъективных. В соответствии с существующим порядком ребенок должен ходить в школу, ближайшую к его дому, то есть принадлежащую к его дистрикту. Но это совсем не значит, что дети из богатых районов учатся в одних школах, а из бедных - в других. Как правило, к одному дистрикту относится множество communities: и очень богатых, и средних, и даже из мобильных домов, в которых проживает самая бедная часть населения.

Если ты недоволен обучением в общественной школе твоего дистрикта, ты не имеешь права перевести ребенка в соседнюю школу, которая тебе нравится больше. Но ты можешь отдать его в любую из частных школ, которых в городе множество.

Общественные школы

Наша дочь начала свое образование в России. Это была школа в маленьком научном городке с хорошими традициями. Сильная российская система обучения, очень хороший учительский состав, особая атмосфера научного городка и семьи, где все взрослое население работало в академическом институте, - все это воспитало в нашем ребенке привычку учиться много и хорошо. С трех лет она стала очень занятой личностью, так как помимо стандартной программы обучения занималась танцами, музыкой, рисованием и иностранными языками. Главной ценностью в жизни для нашего ребенка, как и для нас, стало - знание.

В первый год нашей жизни в Америке дочь училась в большой городской школе. Нам повезло, что в нашем дистрикте была прекрасно оборудованная школа, которая считалась одной из лучших в городе. Школа огромная, это целый город. Там сложно даже сразу сориентироваться, поэтому всем ученикам выдается хорошо отпечатанный подробный план. Кроме того, на главных переходах там порой бывают настоящие "пробки", как на автодорогах. Тогда мужской состав учителей и охранники, все вооруженные рациями, приступают к "регулированию движения".

Школьные правила. Несмотря на огромные размеры школы, каждый ученик находится под присмотром, благодаря очень хорошей организации. Здесь нельзя болтаться по коридорам во время занятий. Если ты вышел в туалет, тебе дают карточку-пропуск, которую в туалете должен отметить дежурный преподаватель. Да, если у преподавателя есть "окно", то он дежурит у туалета. Такая же система "пропусков" действует при всех передвижениях в течение урока. Первое время у дочери был постоянный пропуск, в любую минуту она могла уйти из класса и пойти к своему куратору. Перед началом нового учебного года нам три раза позвонили по телефону и сообщили о дне, когда начинаются занятия и обо всех организационных вопросах. Когда Алена заболела, в тот же день секретарь справилась о причине ее отсутствия.

Здесь нельзя выйти из школы до окончания уроков. Везде стоят видеокамеры. Кроме того, порядок в школе регулируется охранниками - вооруженными людьми в гражданской форме, но с военной выправкой. Правда, я должна сказать, что они очень приятные люди. Они знают всех ребят по именам, знают ситуацию в школе и "кто на что способен". Например, однажды в коридоре была драка между двумя мальчишками. Охранник, конечно, восстановил порядок, но... выдержав минутную паузу, так как "герой дня" очень долго "напрашивался" и, в конце концов, получил по заслугам. В течение нескольких дней он ходил с синяком под глазом.

Границы "возможного" и "невозможного" в школе регулируются школьными правилами, они отпечатаны в дневнике каждого ученика. Здесь подробно обсуждается, по каким причинам студент может отсутствовать, что нужно делать, если ты не можешь посещать школу. Запрещено есть в коридорах школы или классах. Это можно делать только в кафе. Нельзя приносить с собой еду и напитки. Детям не положено пить не только пиво, но даже кофе, чай и кока-колу. Запрещены любые криминальные действия, наркотики. Правилами регламентируются все стороны школьной жизни: от вопросов этического характера до парковки автомобилей. Около каждой школы висит знак, что ношение оружия здесь запрещено. На наш российский взгляд такой знак выглядит странным или даже смешным.

Конечно, не обходится без казусов. Например, приходит наш ребенок на урок истории, а преподаватель с видимой досадой заклеивает прямоугольными кусочками черной бумаги средние части тела на фигурах со знаменитого рисунка, вошедшего во все учебники мира: превращение обезьяны в человека. Помните, там сначала волосатая обезьяна стоит на четырех лапах, потом она берет палку в руку, постепенно выпрямляется на двух ногах и теряет волосяной покров. Правила ужесточились, в школе запрещена всякая демонстрация обнаженной натуры, а значит - и обезьяньих попок тоже. До сих пор в некоторых штатах существует закон, запрещающий преподавать теорию эволюции.

Не допускается сексуальное неравноправие и его проявления в любой форме, как то: оскорбительные высказывания, физическая агрессия, прикосновения, неприличные картинки, сексуальные шутки. К сексуальной, например, относится любимая шутка в американских школах: подушечка с воздухом, которую подкладывают на стул. Если ты положил руку товарищу на плечо, то в зависимости от настроения преподавателя это также может быть оценено, как сексуальное домогательство.

Интерьеры. Когда мы в первый раз вошли в школу, то самое первое ощущение, которое захватило меня, был запах. Необычный для меня "пряный" запах. Но не тот пряный запах пыльных занавесей, что источают индийские благовония, а прозрачный пряный запах чистоты. Я спросила у мужа, почему так пахнет. Он ответил, что не знает, что так всегда пахло и пахнет во всех школах. В России во всех детских учреждениях (детский сад, школа, летние лагеря, больница) всегда стоит одинаковый запах: молочной каши, всепобеждающий запах "общепита".

В помещении школы очень чисто благодаря усердию персонала: после ланча кафе становится неузнаваемым, однако за час ему возвращают первозданный вид. Здесь не кричат на ребят, не читают нравоучения, а убирают.

Нас провели по всей школе, показали классные комнаты, спортивный зал, кабинеты для занятий рисованием, керамикой, фотоделом, музыкой. Поют американские дети просто замечательно! В школе много призов, завоеванных на различных певческих конкурсах.

В комнате для репетиций моей дочери предложили сесть за фортепьяно. Она начала играть: это был прекрасный инструмент одной из лучших фирм "Yamaha". И такие инструменты находились во всех репетиционных комнатах. Затем мы увидели большой компьютерный зал, где, конечно же, все компьютеры подключены к Интернету. Спортивный комплекс просто великолепен: это и теннисные корты, и стадионы и, конечно же, плавательный бассейн.

Поразило меня кафе. Нормальное кафе, с красивыми круглыми столиками, за которыми ребята едят и беседуют, как обычные посетители обычного городского кафе. Студенты могут брать стандартный ланч или покупать что-либо из автоматов. У каждого студента в машине заложен его шифр, поэтому оплата происходит через автомат. Кроме того, эта машина всегда поздравляет с днем рождения. Ребятам это очень нравится и, чтобы послушать лишний раз поздравление, они в день рождения делают покупки несколько раз. Школа не только великолепно оборудована, радуют глаз ее интерьеры. Ребята с детства привыкают, что это - норма.

Когда я ходила по этой школе, я постоянно думала об учителях нашей родной российской школы, где училась Алена. О наших "стойких оловянных солдатиках". Многие их них, блестящие специалисты в своем деле, имеющие высшую категорию, не раз получали звание лучшего преподавателя года. Сейчас они не получают зарплату по полгода. В школе нет даже мела, преподаватели покупают его на свои деньги. Учебные пособия не обновлялись уже несколько лет. Эти люди проявляют чудеса изворотливости и смекалки, чтобы поддерживать учебный процесс на должном уровне. Они обивают пороги спонсоров, участвуют во всех мыслимых и немыслимых конкурсах, чтобы школа получила хоть какие-то субсидии, чтобы приобрести компьютер или залатать протекающую крышу. Сколько силы и терпения в этих людях! Как бы они работали, если бы имели такие условия, как в американских школах!

Стиль одежды. Как я уже говорила, здесь детям предоставлена большая свобода выбора: выбора школьной программы, стиля поведения и одежды. Например, занятия по керамике с моей дочерью посещал мальчик, у которого почти вся голова выбрита, только посередине находился гребешок из волос. Каждый день мальчик окрашивал этот гребешок в разные цвета - от красного до синего - и старательно ставил на лак и гель. Каждый день мы спрашивали у дочери, какого цвета гребешок, и даже заключали пари. Да, это очень смешно. И окружающие к этому относятся, как к "издержкам роста". Девчонки стремились дотронуться рукой до его восхитительного сооружения, а преподаватели похлопывали по плечу и спрашивали: "Не надоело еще?". А в остальном это нормальный мальчишка. С ним очень приятно общаться. Когда я в первый раз увидела его, то пришла в совершенный восторг и попросила разрешения сфотографировать - он с удовольствием и очень добросовестно позировал.

Есть в школе девочка, которой нравится стиль "вампир". Она ходит в красном и черном, блестящем и прозрачном да еще с каким-нибудь мехом "тушканчика". Красивая девочка, и учится хорошо, а вот такой стиль, я бы сказала, не совсем уместный в школе. Но преподаватели с этим "мирятся", потому что уважают в каждом ученике личность, пусть даже в период ее становления.

Но вот длина мини-юбки тоже регламентируется школьными правилами - она не должна быть короче "кончиков пальцев" на руках. Запрещается прозрачная одежда и нижнее белье контрастного с одеждой цвета. Школа пытается бороться с принятой здесь несколько неряшливой манерой одеваться, когда малюсенькие топики надеваются поверх обычного нижнего белья и на плечах девушек выстраивается целый ряд бретелек разного цвета и размера.

Как водится, и здесь не обошлось без комической истории. В первый день занятий студентов собрали в зале, где директор школы рассказывал об изменениях в школьных правилах. Он особо подчеркнул, что топики носить в школу запрещается, а юбка должна быть "разумной" с точки зрения правил длины. И в тот момент, когда директор дошел в своем повествовании до юбки, к нему на сцену поднялась секретарша, юбка которой едва прикрывала нижнюю часть тела. Зал разразился аплодисментами, а директор смешался и быстро выдворил секретаршу из зала.

Общий стиль одежды американских школьников, конечно, здорово отличается от привычного нам в российских школах. В основном это невообразимо широкие джинсы, которые волочатся по земле, широкая майка и огромные кроссовки. Этакие "охламоны". Нормально передвигаться в такой экипировке невозможно, поэтому у ребят выработалась особая походка, они тащат ноги, как на лыжах. Некоторые, устав от такого способа передвижения, снимают обувь и ходят босиком, хорошо, что в школе везде ковровые покрытия. К концу дня, конечно, носки и края брюк грязные... Но за чистотой в семьях следят очень строго. Одежда меняется каждый день. То есть ребята опрятные, но это не за счет их аккуратности, а за счет родителей.

В общем, я бы сказала, что стиль одежды несколько стандартизированный, что дети в Европе одеваются лучше, элегантнее. В школе по "обмену" училась группа детей из Германии, по манере одеваться они выгодно отличались от хозяев.

Манеры. Дети очень жизнерадостные и живые, абсолютно без комплексов. Правда, на мой "Европейский" взгляд у некоторых из них непосредственность подчас граничит с дурными манерами. Например, здесь никого не удивляет то, что если ребенок пришел к тебе в гости, он может открыть холодильник и взять из него все, что хочет.

В основной своей массе дети очень громкоголосые, особенно почему-то "black American". Те 5-10 минут, что мы ждали Алену у дверей, чтобы забрать ее из школы, среди громко кричащих детей, по воздействию можно приравнять к посещению футбольного матча. Ребята кричат, даже когда собеседник стоит рядом. Кроме того, они любят переговариваться через дорогу или через площадь. Привычка громко разговаривать очень заразительна, теперь, когда Алена приходила из школы, она еще несколько минут продолжала "вещать", ей нужно было время, чтобы перейти на привычный тон.

Я боялась, что скоро у моей дочери выработается не только командный голос, но и походка тяжелоатлета. Немыслимо даже представит, сколько весит рюкзак с учебниками, который ей приходится ежедневно носить. Учебников каждый день самое меньшее 6. Это великолепно изданные красивые книги с хорошими иллюстрациями и крупным шрифтом. Кроме необходимого материала там еще, как и везде в американской жизни, присутствует реклама. Один из учителей как-то пошутил, приободряя студентов, что на самом деле им придется выучить только половину объема книги - остальное реклама. В результате вес каждой книги около 2-х кг. А теперь умножьте это на 6 и прибавьте вес папок с тестами, которые тоже очень красивые, но тяжелые. Страшно смотреть каждое утро, как Алена водружает этот груз на спину да еще часть папок несет в руках.

Школьные автобусы. Уникальна и система доставки ребят в школу. Многих привозят родители. Те, кто старше 16, сами приезжают на своих машинах, им предоставляется место для парковки. Остальных детей доставляют автобусами. Желтые автобусы, во всех штатах наделенные особыми правами дорожного движения. Если такой автобус остановился, все машины за ним и перед ним должны остановиться тоже. В автобусе есть видеокамера. Водитель знает всех своих пассажиров. Для каждого ребенка определено место, где его подберет автобус.

За маленькими детьми и детьми-инвалидами автобус приезжает прямо к дому. Зимой здесь практически не бывает снега, но иногда дороги покрываются тонким слоем льда. В этот день школы не работают, так как возить детей по таким дорогам опасно.

Я не могу спокойно смотреть на эту картину, когда утром желтые автобусы, как муравьи, расползаются по всей стране, собирают детей, чтобы отвезти их в школу. Хорошо налаженная огромная система, которая стоит на службе маленького человечка. Система с отличным механизмом и прекрасная по форме, но вот по содержанию - она явно уступает русской, где детей обучают в школах в худших условиях, но знаний они получают больше...

Процесс адаптации. Конечно, перемены в первый год проживания в Америке для нашей дочери были очень большие. После маленькой (400 человек) элитарной школы, где некоторые из учителей были нашими друзьями, ребенок оказался в огромной, хорошо организованной, но бездушной машине. Естественно, у нас было много проблем, но главная - это адаптация к новым условиям и американский английский язык

Первые же месяцы обучения показали, что уровень образования здесь ниже, чем в российской школе, где училась наша дочь. Его можно назвать "средним". Я должна подчеркнуть еще раз, что этот вывод относится только к подобному типу школ, то есть к большим городским школам. Именно эти школы являются объектом пристального всеобщего анализа. Результаты такого статистического анализа регулярно печатаются в газетах и журналах и присылаются всем жителям города по почте, так как, по сути, представляют собой характеристику среднего статистического студента данного города, а следовательно - и среднего уровня образования, потому что в таких школах учатся дети самых различных слоев общества.

Две главные составляющие обучения в такой школе - это "госпожа удача" и "собственное желание". "Удача" - потому что состав учителей очень неровный. Некоторые действительно специалисты очень высокого класса, но другие - откровенная "посредственность". "Собственное желание" - потому что система "public school" настроена на удовлетворение желаний очень широкого спектра семей, проживающих в данном районе. То есть после обучения в такой школе одни дети выходят с минимальным объемом знаний по общеобразовательным предметам, а другие, у которых есть желание и возможности, имеют довольно высокий уровень, не лимитирующий их поступление в университеты. По данным "National Center for Education Statistics" 16.6% ребят бросают школу, не окончив ее, 33.3% довольствуются дипломом об окончании школы, 17.3% получают профессиональное образование в колледжах и 32.7% - в университетах.

Мы были крайне удивлены, когда увидели, что студенты не заинтересованы в классах подготовки к колледжу. Например, в школе, где училась наша дочь, работал очень сильный преподаватель физики, но класс физика II (программа для поступающих в колледжи) открыть не удалось, так как во всей школе (4500 учеников) не нашлось необходимого количества желающих посещать этот класс. Иными словами, большинство диктовало образ жизни меньшинству.

Опыт наших друзей и наш собственный показывают, что русские дети быстро адаптируются к новой для них программе и занимают ведущие позиции при подсчете "кредитов". Но я бы не была так категорична. Ведь эксперимент "не чистый".

Эмигрантами чаще всего становятся люди с хорошим образованием. (Я не говорю здесь о "новых русских". Это особая категория людей, их дети, как правило, учатся в частных школах.) То есть дети эмигрантов - это, можно сказать, "выборка" из лучших учеников, а не из всего многообразия. Да и скорости обучения разные, в американской средней школе больше играют, чем учатся. Российские школьники значительно опережают своих американских сверстников за счет большей интенсивности обучения. Так, наша дочь на родине училась в 8-м классе, здесь ее приняли официально в 9-й класс, но занятия она посещала с ребятами из 11-12-го классов. В физическом классе она была самой младшей, преподаватель называл ее "маленький гений". Это "норма" для ребят из России. У моей приятельницы мальчик в один год проходил двухлетнюю программу и в 16 лет набрал достаточное количество кредитов для поступления в университет.

Есть и еще одна проблема, о которой необходимо знать, когда русский школьник приезжает учиться в американскую школу, особенно на непродолжительный срок - на 2-3 года. Это проблема согласования школьных программ. Разница методик преподавания в русской и американской школах настолько велика, что согласовать программы, то есть выбрать класс, соответствующий знаниям студента, практически невозможно. Обязательно надо или что-либо доучивать самому или прослушивать во второй раз, то, что уже "проходили" в русской школе. Кроме того, в Америке используется другая символика в физике, математике, химии. Здесь принята не метрическая, а британская система мер. Со всем этим разобраться за один год студент, конечно, не успевает. Возвращаясь домой, в свой родной класс, он привозит множество мелких проблем, что приведет к отставанию по всем предметам в следующем учебном году.

Процесс адаптации к школьным порядкам происходит сложнее. С одной стороны, все жизненные нюансы здесь строго регламентируются школьными законами, но с другой стороны (неофициально) - "правом сильного". Поведение подростков очень напоминает поведение животных в сообществе, где каждая особь постоянно демонстрирует свои лидерские способности. Преобладают здесь и те же инстинкты, что в дикой природе. Я имею в виду большую сексуальную озабоченность студентов. Это проявляется в различных сторонах школьной жизни: руки мальчиков слишком фривольны, главная тема разговоров девочек - это вечеринки, мальчики, изнасилование и беременность. В школе созданы даже специальные классы для беременных студенток. "И грустно, и смешно", но здесь никого не удивляют драки девочек из-за boyfriend. Наибольшим уважением в этой большой городской школе пользуются студенты, которые находят возможность оскорбить учителя. Многие студенты принимают наркотики. Такие мальчики "со стеклянными глазами" представляют реальную опасность для окружающих.

Это открытие нас по-настоящему испугало. Я стала обзванивать друзей и расспрашивать их о частных школах. В конце концов, мы решили, что мир устроен так, что живут в нем разные люди, и мы должны учиться жить в этом реальном мире... Наша дочь продолжала учиться в этой общественной школе. Она научилась давать отпор мальчикам "со стеклянными глазами", у нее появились приятели, но друзей не было. Ей не повезло найти такого же по духу человека. А обсуждать мальчиков и магазины для нее было скучно. Учебный год она окончила с отличными оценками, но с грустью я стала замечать, что ее манеры изменяются не в лучшую сторону: речь стала слишком громкой, появились резкость, нервозность.

В целом же, если сравнивать системы обучения в общественных школах России и Америки, я бы сказала, что основное отличие в том, что в школах у нас привычно "дружными рядами всех ведут к счастью": программа обучения практически одинакова для всех детей. В Америке дети получают то, что хотят и что могут. Запущен механизм "естественного отбора", но при этом не закрыт путь к образованию для талантливых детей. Все дети учатся вместе в комфортных условиях, нет никаких разделении ни по каким признакам, но результаты, конечно различаются.

Деревенские школы

Наша семья устроена таким образом, что постоянно все соседские дети и собаки играют на лужайке около нашего дома. Может быть, это потому, что мы любим их. Но мы проводим много времени у компьютера, и подчас шум и постоянные визитеры для нас утомительны. Мы решили купить дом с большим участком, с лесом, прудом, чтобы можно было погулять, подумать, расслабиться и не видеть постоянно перед собой соседей. Так мы и сделали. Но... за все хорошее в жизни приходится платить...

Район, где мы купили дом, принадлежит к школьному дистрикту с очень "скромной" (мягко говоря, не хочется обижать людей, работающих там, это не их вина) школой. Можно сказать, что это типичная "country school". Когда Алена ее увидела в первый раз, она не удержалась и воскликнула: "Это не школа, это сарай!" Но мы решили не терять присутствия духа и думать о тех преимуществах, которые дает маленькая школа. Иногда процесс образования в маленьких школах проходит успешнее. Потому что учителя ближе к ученикам - у них больше времени и они могут уделять больше внимания. Все, что мы увидели внутри школы, было действительно замечательно устроено: помещения очень чистые, учителя приветливые, весь распорядок гораздо проще и "домашнее", там даже локеры (личные шкафчики для одежды и книг) не закрывались на замок. Но...

Химию преподавал тренер по футболу, который во время урока показывал студентам видеозаписи спортивных состязаний. Класс испанского языка II по содержанию был такой же, как испанский I в предыдущей школе. Большую часть урока они говорили "обо всем и ни о чем", но, к сожалению, не на испанском языке. Было ужасно досадно терять время, кроме того - это был наиболее любимый предмет для моей дочери. В этой школе отсутствовали наиболее важные классы подготовки к колледжу, такие как физика, биология II и др.

Все наши усилия найти возможность дать нашему ребенку образование на соответствующем для поступления в университет уровне в рамках данной школы ни к чему не привели. Даже директор школы сказал, что не может помочь нам, так как эта школа - для фермерских детей, которым нужны главным образом знания по ветеринарии, и для студентов, которые заинтересованы только в сертификате об окончании школы, а не в самих знаниях. Такое отношение к учебе здесь настолько привычно, что один из мальчиков начал громко смеяться, увидев, что Алена читает на перемене учебник. Только 14% студентов этой школы продолжают свое обучение в колледжах.

Когда я обсуждала проблему школы со своими соседями, я обнаружила, что они обучают своих детей в "домашних школах", потому что считают систему обучения в country-school действительно очень слабой. Моя приятельница, профессионал с большим опытом, которая преподает в одной из специальных школ города, тоже подтвердила это. Но это не вина этих школ, это их беда. Эти школы финансируются очень плохо, и у них просто нет средств для привлечения хороших специалистов.

На этом фоне было очень странным видеть в этой школе много иностранных студентов, которые учатся здесь "по обмену". Была здесь и русская девочка, которая выиграла эту поездку в Америку в каком-то немыслимом по сложности конкурсе. Бедная девочка, она была брошена в совершенно иной мир, одна, без семьи да еще с очень плохим английским. Преподавателей она почти не понимала, потому что в русских школах учат британскому английскому языку, который весьма далек, особенно по произношению, от американского. Из-за языкового барьера она была вынуждена брать в основном спортивные классы да "art". Даже от компьютерного класса ей пришлось отказаться из-за возникших сложностей с преподавателем. Хорошо, что в России она уже окончила среднюю школу, и эта поездка не могла негативно отразиться на ее знаниях.

Жила эта девочка у преподавателя, которая руководила отделом школы по обмену иностранными студентами. Для преподавателей очень выгодно, если в доме живет такой студент, эта услуга очень хорошо оплачивается. Дом был большой, своих детей тоже много. Присутствие еще одного ребенка не было обременительным. Но девочка страдала, так как хозяйские дети были очень шумными, да и скучала она по семье очень сильно. Звонить домой разрешалось только раз в месяц, потому что в соответствии с программой обучения не положено разговаривать на русском.

Единственным развлечением для нее были поездки в студенческий центр, где по выходным собирали иностранных студентов из разных школ города. Ребятам показывали музеи, выставочные центры, возили отдыхать в горы. Она каталась на лыжах в Колорадо, впервые встала на водные лыжи на озерах Оклахомы, побывала в водных парках и зоопарках.

Мне бросилась в глаза закономерность: в рамках программы по обмену студентов в больших хороших школах не было русских ребят. Хотелось бы думать - это потому, что у меня нет полной информации, а только мой собственный опыт. И в то же время я настоятельно советую родителям: прежде чем отправить детей на обучение заграницу, собрать сведения о школе, где их ребенок будет учиться. Не исключено, что это тоже статья дохода для бизнесменов.

Итак, круг замкнулся. С каждым днем наш ребенок возвращался из школы все более тихим и грустным. Мы поняли, что надо срочно принимать решение, причем радикальное.