Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Образование в Америке
Часть II

Дата публикации:  26 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Частные школы

У всех частных школ есть свои страницы в Интернете. Мы просмотрели все материалы и написали запрос в две лучшие частные школы города... Через несколько часов мы получили ответ из Cascia Hall Preparatory School. Приставка "Preparatory" означает, что школа в обязательном порядке дает в полном объеме все курсы, требуемые для поступления в университет. То есть гарантирует, что студент имеет объем знаний, необходимый для успешного обучения в университете.

В письме нас приглашали придти в школу как можно скорее. Через несколько часов мы пересекли порог старого здания из красного кирпича с загадочной башней. Так начался новый этап в образовании нашей дочери. Если вы спросите о моем впечатлении, я отвечу словами из популярного фильма "Люди в черном": "the best of the best, of the best, sir!".

Одна из частных школ штата Оклахома Cascia Hall Preparatory School

История создания школы. "Интересно" - это ключевое слово в Cаscia school. Очень интересна ее история. Это католическая школа. Она была основана отцом Франциском Дрисколлем. Он был не просто умным и образованным человеком, а весьма необычным. Он обладал живым умом и очень активным характером, умел по-детски радоваться жизни и очень любил спорт. Много ночей отец Франциск провел в спорах с архитекторами, создавая проект будущей школы. В этих спорах родилось необычное для юго-западного региона Америки здание, которое и сейчас, по прошествии 75 лет, выглядит современным. Ходит много легенд о его башне. Новичкам обычно рассказывают, что это место для наказания. Но на самом деле в ней находится винтовая лестница. Бесконечно жалко, что замечательной красоты спортивный зал погиб в огне пожара в 1967 году. В этом красивом и удобном зале обычно проводились все школьные праздники. Очень приятно даже сейчас смотреть на старые фото рождественских вечеринок: лица учеников и их наставников красивые и умные, а вечерние платья - как у красавиц с обложек журналов.

Так как школа католическая, часть преподавателей в ней - монахи. Они живут тут же в монастыре при школе. Я должна сказать, что, как правило, это самые необычные и любимые преподаватели у детей. Они всегда внимательны и дружелюбны, всегда в хорошем настроении.

Собрание в церкви перед началом уроковРядом со школой находится и церковь. Каждое утро в 7.45 все студенты собираются в ней. Да, они там читают молитву "Отче наш", но это и все. Потом идет обсуждение всех насущных событий в школе: поздравляют победителей турниров, рассказывают о готовящихся мероприятиях, проблемах и планах. Эти, такие короткие, 15 минут, когда все преподаватели и студенты собираются вместе, очень сплачивают весь коллектив. Если в семье студентов или преподавателей кто-то заболел или беда, об этом тоже говорят и предлагают всем вместе помолиться.

Хотя школа католическая, но вера не навязывается. Здесь преподаются специальные предметы и студенты могут выбрать эти курсы, если хотят продолжать духовное образование. Если духовная карьера для данного конкретного ученика неинтересна или у него другое вероисповедание - это тоже "окей" Например, еврейские дети имеют праздники, отличные от христиан, и их право школой признается и уважается. Они могут передвинуть Рождественские каникулы, в соответствии со своим календарем.

Вначале школа была очень маленькая - 8-12 студентов. Учились в ней только мальчики. В 80-х годах правила изменились, школа перешла к смешанному обучению, стала принимать и девочек. Количество воспитанников резко возросло. Сейчас в ней учатся 400 студентов.

Платное обучение. Что это? Плата за обучение в частных школах, естественно, зависит от ее престижа. Конечно, лучшая школа мира Eton или Georgetown Preparatory School, где традиционно из поколения в поколения учатся дети семьи Кеннеди, - самые дорогие.

Наш ребенок учится в Cascia Hall Preparatory School. Это школа в штате Оклахома, в ней учились и учатся уже несколько поколений детей "нефтяных королей" американского юга. Плата за обучение в год составляет около 8 тысяч долларов. Отдельно оплачиваются книги, некоторые специальные курсы, такие как вождение автомобиля, а также тесты и университетские курсы. То есть за год получается около 12 тысяч долларов.

В этом году в школе обучалось 5 иностранных студентов. Все иностранные студенты имеют при оплате скидку 50%. Кроме того, 20% студентов школы получают материальную помощь - это особо одаренные или активные студенты. Это поощрительный акт - например, такую помощь получает сын самого богатого человека Оклахомы. Но это действительно совершенно очаровательный подросток, он любимец всех студентов и преподавателей, его персональный вклад в общественную жизнь школы огромен.

В частных школах объединяются естественным образом все составляющие, необходимые для успешного процесса обучения: хорошее оборудование, прекрасные учителя, а также ученики, действительно заинтересованные в получении хорошего образовании. Конечно, здесь тоже много своих проблем, но они не такие острые, как в других типах школ, и - в большинстве своем - решаемые.

То есть, когда мы читаем многочисленные статьи о слабом уровне образования в американских школах, все это относится к Public school. В частных школах дети получают прекрасное образование и перед поступлением в университет они подготовлены на голову выше, чем ребята из остальных школ. Практически все 100% студентов частных школ продолжают обучение в университетах. И не просто в университетах, а в лучших, более того, они, как правило, имеют большой выбор, потому что получают по 17-20 приглашений.

Интерьеры школы. Много часов я провела в здании школы и на ее территории. Я посмотрела классные комнаты с прекрасным оборудованием. Беседовала с преподавателями и студентами. Я познакомилась даже со школьным шеф-поваром, когда захотела пить и пошла в школьное кафе. Он профессионал очень высокой квалификации, но кроме того - очень приятный человек. Все в школе, и взрослые, и дети, очень любят его. Однажды у него не удались пирожные. Он вышел в кафе и честно признался, что ему как профессионалу стыдно, но так уж получилось. В ответ раздался хохот, ребята дружно устремились к стойке раскупать злополучные пирожные.

С большим интересом я наблюдала, как преподаватель музыки встречала своих учеников у входа в классную комнату. Это выглядело дружелюбно и мило. Со стороны было заметно, что они рады друг другу. Ребята шли на урок с хорошим настроением, я слышала смех и шутки, но после первых аккордов разговоры прекратились, комната наполнилась голосами. В Америке любят петь и делают это очень хорошо.

В библиотеке

Наиболее сильное впечатление я получила от библиотеки. Здесь я увидела не только большое собрание книг, но и прекрасно подобранное. Особенно хороша огромная коллекция справочной литературы, которая является наиболее важной частью каждой библиотеки. Еще с порога мое внимание привлекла коллекция книг и картин о президенте Джоне Кеннеди, который в свое время приезжал в Cascia Hall. Очень трудно было отойти от коллекции фарфора, переданной в дар школе отцом Джеймсом Шериданом. Он решил, что неправильно ему одному любоваться всей этой красотой, и подарил коллекцию школе.

Показывала мне библиотеку ее ангел-хранитель - ассистент Мэри Браун. Есть поговорка, что после разговора с умным человеком сам становишься умнее. Здесь была как раз такая ситуация. Эта высокообразованная женщина в очень дружелюбной манере рассказала мне очень много интересных вещей об истории и жизни школы. От дочери я знаю, что многие студенты постоянно обращаются к миссис Мэри за помощью по разным вопросам и всегда получают ее.

Спортивный комплекс этой школы совершенно поразил мое воображение. Это замечательный легкоатлетический стадион, множество теннисных кортов, несколько залов с огромным количеством всевозможных снарядов для "body-shaping". Если смотреть на фото школы, сделанное с самолета, то видно, что спортивные поля занимают большую часть территории школы. Некоторое время я провела около теннисных кортов, было приятно наблюдать за игрой. Стройные фигурки в красивых платьицах грациозно передвигались среди цветов, которые окружали теннисные корты. Я не слышала злых или резких возгласов. Все происходило дружелюбно и весело.

Легкоатлетическое поле

Когда я устала, то села отдохнуть в маленьком садике с фонтаном, пальмами, зеленой травой и красивыми цветами внутри здания. Я сидела, слушала пение птиц и размышляла. Как хорошо, что есть такие замечательные оазисы в нашей жизни, оазисы знаний и дружелюбия.

Школьная форма. В Cascia School положено носить школьную форму. Это бежевые брюки и синий пиджак с эмблемой школы. Девочки могут внести разнообразие в одежду за счет форменной полосатой юбочки в складку. Цвет сорочки не регламентируется, но ничего прозрачного или открытого, наличие воротника у сорочки обязательно. Обувь на высоком каблуке запрещена. Туфли должны закрывать носки. Ношение сандалий, босоножек, кроссовок не допускается. За соблюдением этих правил следят очень строго. Нарушители несут наказание - несколько часов отработки в каком-либо офисе.

Купить школьную форму можно в специальном магазине. Там на каждого студента заведена карточка и предоставляется скидка. Цены на одежду тоже разные, в зависимости от качества материала. То есть можно выбрать, что больше подходит по фигуре и по деньгам. Тут же висит и "second-hand"- ношеную одежду можно купить очень дешево.

В пятницу вся Америка сразу после работы отправляется отдыхать, обычно это какое-нибудь путешествие. Стараются выехать пораньше, до пробок на дорогах. Поэтому в большинстве учреждений в этот день допускается "свободная одежда". Действует это правило и в школе: здесь тоже в пятницу "free-dress". Кроме того, разрешено не носить форменные пиджаки в мае и августе-сентябре. В это время стоит очень жаркая погода.

Школьная форма введена, чтобы не было видимых различий в одежде воспитанников из семей с разным достатком и чтобы чрезмерное увлечение модой не отвлекало ребят от учебы.

Учебный процесс. Выбор нужных классов и согласование программ прошло для нашего ребенка мягко и без проблем. Личное расписание было составлено в соответствии с ее уровнем знаний. В школе такой широкий выбор классов, что Алене не грозит "недогруженность". Наоборот, хотелось бы взять больше, чем позволяют временные рамки. Здесь обучают многим иностранным языкам, есть даже русский язык. Очень интересны курсы риторики, этики, философии. Кроме того, ученики старших классов могут посещать отдельные курсы в колледжах.

Школьная видеостудия

В школе есть "производственная практика". Для этого выделен короткий семестр (1 месяц) после Рождественских каникул. В течение этого месяца занятия у детей в школе оканчиваются в 11.00 утра, а затем они отправляются на работу в выбранный ими офис. Это помогает разобраться в себе и понять, кем они хотят быть в будущем, чтобы заранее определиться с выбором университета и необходимых курсов. Ребята сами выбирают место для практики. Если решение еще не приято, то это время студент должен отработать с благотворительными целями - обычно это какой-нибудь сервис, госпиталь, детские учреждения.

Я была на отчетах студентов после окончания производственной практики. Впечатление очень сильное. Ребята пробовали себя в журналистике, на телевидении, в научной лаборатории, на бирже, в детской больнице, хирургической клинике и музыкальном магазине. Они очень интересно рассказывали, что им приходилось делать, чему они научились и о своих планах на будущее. В Америке есть очень хорошее правило: если студент понравился во время производственной практики и если он намерен придти сюда работать, то компания оплачивает его обучение в университете.

Дух Cascia School. В первые же дни пребывания в школе привычные манеры вернулись к нашему ребенку. Она стала дружелюбной и приветливой, как прежде. Она учится с интересом и ходит в школу с удовольствием. У нее появились друзья. У них много интересных тем для разговоров помимо "магазинов и мальчиков". Здесь не нужно постоянно доказывать свое право "на место под солнцем". Нет агрессии, оскорбление и унижение не считаются доблестью, и хорошо учиться вовсе не позорно - а именно это и есть нормальное состояние. Здесь присутствуют обычные человеческие ценности.

"Дух Cascia's" - это не "пустой звук". Он проявляется в различных ситуациях. Например, во время футбольного турнира команда Cascia Hall school встречалась с командой одной из городских школ и одержала убедительную победу. В команде Cascia играли четыре чернокожих мальчика. После окончания матча проигравшие не нашли ничего лучшего, как выместить досаду на black American - они принялись избивать их. И тут все увидели, насколько силен дух Cascia: вся команда встала на защиту. Зачинщиков драки отлупили так, что дело дошло до госпиталя. Но на этом инцидент не кончился. Администрация школы поддержала ребят. Утром на обычном собрании в церкви всей школе рассказали о случившемся. Ребят называли героями, а на зачинщиков драки подали иск в дискриминационный суд. Это очень серьезный государственный институт в Америке. Причем, в качестве удовлетворения иска потребовали не деньги, а тюремное наказание.

Студенческий состав школы многонационален: здесь много мексиканцев, индийцев, евреев и несколько native и black American, постоянно учатся иностранные студенты. Ребята настолько привыкли к этому, что интернационализм для них стал естественным состоянием. Вообще в Америке, как и в других странах, расизм в большей степени характерен для людей с низким уровнем образования.

Очень приятно бывать в школе накануне Рождества или в день святого Валентина, когда ребята друг другу дарят маленькие милые пустяки. Это или цветок, или конфета в смешной упаковке, или шарик с открыткой - такой приятный обмен знаками внимания. Учителям здесь не принято дарить подарки, только цветы. И зимой и летом на их столах обычно стоят огромные букеты.

Конечно, не бывает идеальных детей. Принято говорить, что дети бываю плохие или очень плохие. Эта школа тоже не исключение, есть здесь и "сексуально озабоченные" подростки, и наркотики. Но все это происходит вне школы и не в таком количестве, как в обычной городской школе, потому что все находится под постоянным контролем.

Например, есть здесь такое правило, если ребенок не понял материал, то родителям тут же сообщают об этом и предлагают репетитора. Репетиторы - это обычно наиболее способные студенты старших классов. Алене предложили позаниматься с мальчиком, у которого возникли какие-то проблемы с математикой. Но тут в комнату ворвалась мама мальчика и с многочисленными извинениями попросила назначить другого репетитора и обязательно юношу, потому что она опасается оставлять своего ребенка наедине с девочкой. У них уже имеется неприятный опыт, очень уж сложно протекал у ребенка период созревания.

Большие сложности и у нашей землячки, русской девочки, которая учится в школе уже 6 лет. Она живет в Америке с мамой. Папа ее принадлежит к поколению "новых русских" со всеми вытекающими последствиями: семья очень хорошо обеспечена, но у мамы за плечами только школа, у папы - два курса института. Папа "делает деньги" в России, а мама все время проводит в магазинах и в fitness-club. Девочка очень способная, учится легко, но предоставлена самой себе. Вечера проводит в клубах и на вечеринках. Уже два раза задерживалась полицией, так как вела машину в состоянии наркотического опьянения. Недавно был суд, на полгода у нее отобрали водительские права. Если в течение этого испытательного срока она совершит еще какое-нибудь нарушение, то ей не продлят визу. Жалко ребенка, он откровенно брошен на произвол судьбы.

В первое время я также очень боялась психологического стресса от общения с детьми миллионеров. Мы жили в другом мире, об американских миллионерах читали только в книгах. Для ребенка такие резкие изменения во взглядах, понятиях могли стать разрушительными. Кроме того, как нарочно, в компании ребят, с которыми подружилась в школе моя дочь, были двое деток "нефтяных королей". Я настороженно наблюдала за ее реакциями, опасалась, что ей непреодолимо захочется тоже принадлежать к этой касте людей, что это будет ее травмировать. Но все оказалось проще. В школе не принято говорить о деньгах, вопрос о доходах семьи считается неприличным. Этот вопрос не задается даже в школьных анкетах. Да и ребята эти абсолютно нормальные, хорошо воспитаны и очень интересны как личности.

Например, однажды мы возвращались домой после школьного праздника. Это был вечер по случаю окончания учебного года, на котором присутствовали все преподаватели школы и родители с учениками. Объявлялся рейтинг учеников, раздавались "Honor Roll Award" (такие сертификаты выдаются за те или иные достижения), потом смотрели фильм, посвященный выпускникам школы, а в заключение был небольшой ужин. На такие праздники обычно ходят семьями, что называется - "с чадами и домочадцами". Но я была с дочерью одна, так как мой муж несколько дней назад перенес операцию. Когда мы сели в машину, чтобы отправиться домой, выяснилось, что шина проколота и ехать невозможно. Я была в растерянности, как менять шину я понятия не имею, кроме того, на каблуках и в вечернем платье это практически невозможно. Но просить помощи мне не пришлось ни у кого, нам ее предложили. За 30 минут запаска была надежно прикручена, а добровольными помощниками были инженер-геофизик (дедушка девочки, которая на год младше Алены) и один из "нефтяных королей" Оклахомы (папа мальчика, с которым дружит моя дочь).

Благотворительность. В школе постоянно действует установка: помогать тем, кто нуждается. Формы помощи самые разные. Это игрушки, которые собирают для детей из бедных семей. Каждый студент обязан отработать в школах, помогая отстающим ученикам, 10 часов в семестр. Для этого каждый день после занятий школьный автобус отвозит ребят в одну из public school, где они занимаются с детьми по разным предметам. На уроках в art-классе студенты делаю изделия из керамики, корзинки, кукольную мебель, а потом все это продается на школьных выставках. Вырученные деньги также идут на благотворительные цели.

Определенное количество "service hours" студенты должны отработать в госпиталях или "nursing house" (дома для пожилых людей). Алениной работой в таком доме для престарелых руководила очень интересная женщина. Она тоже окончила Cascia School, только 30 лет назад. Будучи студенткой, она также отрабатывала положенные "service hours". И эта работа настолько захватила ее, что она даже бросила университет, все свое время отдавала благотворительности. Со смехом она рассказывает, что все ее братья работают адвокатами, менеджерами, а вот она такая "необразованная" в семье одна. Но мы видели, как она работает, как она нужна этим одиноким больным людям.

То есть благотворительность здесь это не красивые слова, а реальная помощь. Дети помогают нуждающимся, но не из родительского кармана, а своим трудом.

Домашние школы

В последние 10 лет в Америке возрождается старая форма обучения детей: домашние школы. Некоторые смотрят на этот процесс как на шаг назад, а другие считают, что у него большое будущее. Эта форма обучения родилась самым естественным образом в семьях, где родители имеют хорошее образование и высокий доход. Как правило, в таких семьях мамы после рождения детей не работают. Чтобы дети и дом был в порядке, требуется много времени, сил и внимания. Когда дети подрастают, мамы продолжают руководить не только воспитательным процессом, но и образовательным. Это не значит, что таких детей обучают "чему хотят и как хотят". Этот процесс также очень хорошо организован.

В каждом городе есть учебный центр для детей из домашних школ, где к ним прикрепляют преподавателей по различным предметам. Каждый ребенок посещает "установочные уроки", где ему выдается программа и объясняются какие-то ключевые моменты. Далее по установленному индивидуальному расписанию ученик посещает преподавателя, пишет тесты и получает новое задание и обучающий материал. Обучение дома осуществляется по видеозаписям и учебникам. Кроме того, иностранные языки и музыка, как правило, требуют еженедельной встречи преподавателя со студентом.

Мелинда Шепард - ученица домашней школы с папойУ детей из домашних школ есть свои школьные праздники, свои "Home coming", спортивные турниры и творческие выставки. То есть у них есть свой школьный коллектив, но встречаются они реже, обучение не требует так много сил, как у студентов других типов школ, они меньше устают и меньше подвержены дурному влиянию "улицы".

В районе, где мы живем, многие дети учатся в домашних школах, поэтому я имею возможность наблюдать их очень близко. Они, как правило, очень хорошо начитаны, успешно сдают все положенные государственные тесты, необходимые для поступления в университеты. Основной отличительной особенностью таких детей являются очень хорошие манеры, жизнерадостность и дружелюбие. Да это и понятно, дети не издерганы.

Кому следует учиться в Америке

На мой взгляд, прежде чем обсуждать вопрос, стоит или не стоит отправлять ребенка для обучения в Америку, следует понять, что вы хотите в будущем. Если ваш ребенок живет и всю последующую жизнь будет жить в России, то американские школы и университеты ему ни к чему. Хорошее образование можно получить и в России.

Если вы уезжаете на работу в Америку на 2-3 года, то должны отчетливо представлять, что безболезненно менять систему образования невозможно. Что следует захватить русские учебники и продолжать домашнее образование по русской программе, а время, проведенное ребенком в американской школе, рассматривать как большой урок американского английского языка.

Если же вы планируете, что ваш ребенок будет жить и работать за границей, то для успешной карьеры, конечно, необходим американский сертификат. И вовсе не потому, что русское образование хуже. Просто с русским дипломом ему придется "упираться" на порядок больше, чтобы достичь тех же вершин, что коллега-американец. Да дело и не только в дипломе. Здесь, как, впрочем, и везде, будущее во многом определяется прошлым. Очень важно, в какой школе и с кем учился ваш ребенок. Круг знакомств, а значит - и успешная "служебная лестница" начинаются со школьной скамьи. То есть в этом случае будет лучше во всех отношениях, да и дешевле, если ваш наследник пройдет по всем ступенькам образовательной пирамиды Америки если не с самого начала, то хотя бы начиная с Middle или High school, с 12-14 лет.

Вот такие разные школы в Америке, вот такие разные ученики учатся в них. Поэтому не следует утверждать, что система образования там хуже или лучше. С уверенностью можно сказать только, что она другая, более демократичная. Здесь ни на чем не настаивают, здесь предлагают обширный выбор. Если у ребенка есть желание получить хорошее образование, но финансовые возможности родителей ограничены, то ему помогут это сделать многочисленные частные и государственные фонды. Если у ребенка нет желания учиться, но этого хотят родители, то они должны платить за все сполна. Если такого желания нет ни у кого, то в 16 лет молодой человек может начать свою трудовую деятельность. Однако разница в доходах людей с различным уровнем образования здесь огромна, несравненно больше, чем в России.

Русские люди, побывавшие в Америке, как правило, делают обобщающий вывод о всей системе образования на основании отдельных фактов, из личного опыта. Поэтому такие оценки часто не соответствуют действительности. Я не согласна с расхожим представлением россиян о малограмотности американцев. Американцы, так же, как и русские, очень разные, потому что разнообразны "дороги знаний", которые они проходят.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Голубева, Крамольная тыква, или Страсти по Хэллоуину /26.10/
Чем ближе конец октября, тем больше у меня портится настроение. Дети в школе пристают с вопросами: когда Хэллоуин, к кому записываться на конкурс, будет ли в этом году что-нибудь новенькое. Я отвечаю, что на этот раз праздник отменяется, и чувствую себя жалкой и ничтожной личностью. Но факт остается фактом: я не борец.
Ревекка Фрумкина, Из жизни "академиков" /25.10/
Академия наук - крайне неповоротливая структура. Может быть, только поэтому она еще существует и даже действует - вопреки всему, включая неработающую Ленинку и позорные зарплаты.
Илья Смирнов, Наука в сослагательном наклонении /24.10/
Последняя дискуссия о школьных учебниках не вселяет оптимизма. Наоборот. Судя по тем претензиям, которые политики предъявляют ученым-обществоведам, и по реакции ученых на эти претензии - новые пособия будут не лучше, чем нынешние.
Александра Гурина, Средний возраст для средней школы /22.10/
Каждому, кто знаком с вычислением среднего арифметического, очевидно, что значит это среднее: одному учителю 58 лет, второму - 21 год и пара месяцев от роду, вот и получается искомый "преподавательский расцвет".
Валентина Бакмастер, Образование в Америке /17.10/
Часть I. Я не могу спокойно смотреть на эту картину, когда утром желтые автобусы расползаются по всей стране, чтобы отвезти детей в школу. Система с отличным механизмом, прекрасная по форме, по содержанию она явно уступает русской, где детей обучают в школах в худших условиях, но знаний они получают больше.
предыдущая в начало следующая
Валентина Бакмастер
Валентина
БАКМАСТЕР
dbuckmas@olp.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru