Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20011205.html

Кем быть? = Куда податься?
Александра Гурина

Дата публикации:  5 Декабря 2001

В самом веселом городе Советского Союза ходила, говорят, такая фраза: "чтоб твоя дочь вышла замуж за инженера", говорят еще, что была у нее и модификация: "чтоб тебе всю жизнь жить на одну зарплату". Этот одесский юмор в наши дни в Москве несколько трансформировался, но сути своей не потерял: "Хочешь работать по специальности - двери школы для тебя открыты". Так говорят будущим педагогам и психологам. Вроде бы и на работу приглашают, а звучит как угроза. Вроде бы и впрямь во многих московских школах требуются психологи (в частных - так там целые психологические службы организовали). Но все жалуются, что школьных психологов не хватает.

Есть и оборотная сторона этой проблемы: каждый год в той же самой Москве в свободное плавание из государственных вузов и негосударственных учреждений пускается около тысячи молодых специалистов-психологов. Куда же они все деваются? Трудно себе представить, что все выпускники-москвичи бросились в провинцию - поднимать тамошную психологическую целину. Это скорее из области гипотетики, настоянной на фантастике.

Недавно один нейропсихолог рассказывал, как искал себе секретаря: "Приходит ко мне девушка, лет двадцати двух. На звонки отвечать может, в базах данных разбирается. Я ее спрашиваю: "Какие вы курсы заканчивали?" Девушка мне отвечает: "Вообще-то у меня диплом психолога". Вот невольно и задаешься вопросом: на что было потрачено пять лет жизни. Не проще ли сразу в секретари? Специального исследования никто не проводил, но среди студентов-психологов известна такая цифра: только 5% бывших выпускников работают по специальности. Так что насущная проблема у молодых психологов такая же, как и у всех выпускников: куда податься, чтобы заработать на кусок хлеба, желательно - с маслом.

Во время обучения каждый студент-психолог слышит: "основной сферой вашей деятельности будет образование", расшифровки это заклинание не требует - средняя школа ждет тебя. Почти как ударная комсомольская стройка. Однако добровольцев поработать по специальности на курсе в 70 человек находится две-три штуки. "Лучше уж грузчиком, чем к детям!" - стереотипный ответ на предложение поработать по специальности.

Причина столь презрительного отношения к школе, думается, не только в низкой зарплате (школьные психологи находятся в привилегированном положении: их ставка - 2 рабочих дня в неделю). Во-первых, профессия школьного психолога среди "молодых специалистов" считается непрестижной (если ты собрался в школу, значит - совсем ничего не можешь), во-вторых, выпускники имеют очень отдаленное представление о том, какие проблемы им придется решать и главное - как их решать, и наконец, они довольно ясно представляют, что работа школьного психолога - каторжный труд.

По идее школьный психолог - это затычка для каждой протекающей бочки. Есть заказ от учителей: объясните мне, почему этот олух учиться не хочет, почему по математике двойки, почему школу прогуливает. Есть заказ от директора: докажите товарищам из РУНО/ГУНО, что у нас в школе дети развиваются, а если не развиваются, то развейте их в срочном порядке. Есть заказ от родителей: наш ребенок с нами общаться не хочет. Реже приходят ученики - те, ради которых эта служба и создавалась. Если составлять полный список обязанностей школьного психолога, то получится довольно толстая брошюра. Но даже на то, что там перечислено, обычно времени не хватает. Знакомый школьный психолог жаловался: "В школе пятьсот учеников. У меня 64 рабочих дня, то есть 512 часов. Получается, что каждому школьнику в год я могу уделить не больше одного часа. В это же время я должен с учителями и с родителями поговорить, тренинги проводить. Второго психолога брать не хотят: "А ты у нас на что? Возьми еще ставку и делай, что душа пожелает". А жить я на что буду?"

Вот и получается, что хотели как лучше... В большинстве случаев работа школьного психолога становится профанацией: раз в год каждому ученику дать тест Векслера - вот уже и перебор часов, а если составить его карту интересов, померить мотивацию достижения, человечка нарисовать и дать личностный опросник - это уже тянет на вторую ставку. Школьный психолог становится просто диагностом, констатирующим, что у данного ученика IQ ниже возрастной нормы на столько-то баллов, что у него высокая личностная тревожность или внутренняя агрессия. Когда в течение пяти лет только констатируешь, то уже забываешь, как эти проблемы ликвидировать, а если называть вещи своими именами - то попросту дисквалифицируешься.

Еще пять-шесть лет назад психолог в школе был диковинной зверушкой для антуража. Тестами детей не мучили, тренингов не проводили. И все вроде бы довольны были: проблемы решали самостоятельно, а если не получалось, то шли с другом пиво пить, чтобы облегчить душеизлияние. Через две-три бутыли, глядишь, и решение находили. Не всегда психологически корректное, но все-таки решение.

Психологи из службы доверия для подростков говорят, что не успевают отвечать на звонки - это лучше всех социологических опросов говорит о том, что проблемы, требующие "вмешательства психолога", существуют. И когда у подростка нет телефона службы доверия или психолога в школе, а общаться со сверстниками он просто не умеет, то решение проблемы может стать драматичным: несколько лет назад в одной из московских школ ученик 10 класса перед переменой пытался повеситься. Из петли его вынули одноклассники. После чего он часа три рассказывал своим спасителям: "Я знал, что меня найдут, поэтому и полез. Просто мне поговорить нужно, а я не знаю, к кому пойти. Меня никто не хочет слушать".

Вот и складывается занятная картинка: одни ищут работу по специальности, другие эту работу вроде бы предлагают, но первые эти предложения даже не рассматривают. Просто математическая задача про два поезда, которые вышли из пункта А в разных направлениях, и спрашивается, когда они встретятся.

Частная, казалось бы, проблема - поиск работы некоторым молодым психологом. Но когда таких некоторых - девяноста пять процентов, то проблема становится общественной. И даже решение ей нашли - готовить специалистов под заказ - судя по всему, новый вариант старой советской системы распределения выпускников вузов. Тогда молодой специалист на три года закреплялся, словно крепостной, но без Юрьева дня, за предприятием, а спустя три года получал вольную, мог уже искать себе работу сам. Сейчас же о сроке "крепости" все молчат... Честно говоря, любого гуманитария проблема подготовки кадров под заказ предприятия волнует: понятно, что "Норникель" заинтересован в грамотных металлургах, банк "Российский кредит", например, в грамотных операционистах, даже госаппарату нужны грамотные менеджеры, а вот кто будет заказывать себе грамотных филологов и историков, искусствоведов и психологов?