Русский Журнал
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20011217_bor.html |
Филфак МГУ : юбилей и проблемы Андрей Борзенко Дата публикации: 17 Декабря 2001
В.И.Тюпа: Я не собирался быть филологом. Хотел стать журналистом, но выяснил, что для поступления на журфак необходим двухлетний стаж работы. С досады пошел на филологический - близко было. И там скоро понял, что попал туда, куда надо. Благодаря прежде всего ныне покойному Ивану Федоровичу Волкову, тогдашнему декану, поддерживавшему на факультете какую-то особую атмосферу. А моим научным руководителем был Валентин Евгеньевич Хализев. Главным для меня было его научно-этическое и просто этическое воздействие. Мне он казался носителем настоящей, прежней российской интеллигентности, человеком чеховского типа. Что касается мировоззренческого аспекта, то здесь решающим было влияние Анатолия Алексеевича Федорова, его концепция личности в литературе и им для меня открытый Тейяр де Шарден. Наконец, Геннадий Николаевич Поспелов, руководитель моей диссертации, которого я, как и многие, боялся и недолюбливал студентом, а аспирантом открыл в нем удивительного человека, человека несокрушимой честности, который внушал уважение, несмотря на наши идеологические расхождения. Т.В.Базжина: Я благодарна факультету за то, что он мне дал не только образование, но и умение его получать. И именно на филфаке я встретила людей, которых считаю своими учителями: Наталью Ильиничну Лепскую и Владимира Андреевича Звегинцева. Протоиерей Алексий Гостев: Факультет дал мне умение заниматься научной деятельностью. Пусть я мало занимался непосредственно филологией, больше - богословием, но именно на филфаке я научился работать в библиотеке, изучать источники. А главное - умение писать и читать тексты и формулировать свои мысли. Кроме того, факультет дал чувство языка, чужого и собственного. Мы изучали старославянский язык, что пригодилось мне в церковной практике: помогло почувствовать и полюбить церковнославянский. Сейчас многие просвещенные церковные деятели выступают за перевод богослужения, за переход на русский, и я, может, и согласен с этим, но любовь к церковнославянскому перевешивает. Что касается воспоминаний, то у меня нет какой-то дикой ностальгии по студенческим годам, стройотрядам и т.п. Однако многих и многое вспоминаю с благодарностью. Это раньше, когда я находился внутри факультета, что-то казалось хуже, чем оно было на самом деле. Но проходят годы, и сейчас все-таки перевешивает позитивная оценка, все-таки - благодарность. Галина Юрьевна Болховитинова - выпускница 94 года, вечернего отделения, преподаватель русского языка и литературы в школе "Донская гимназия": Я хотела поступить на филфак, и поэтому сам факт поступления уже был для меня большой победой. Потом, во время обучения, я постоянно работала, и всегда пригождалось филологическое образование. И, что очень важно, на филфаке меня не только хорошо обучили, но и дали возможность расширять знания, возможность саморазвития. Наконец, я как учитель очень рада, что окончила не педагогический вуз, а филологический факультет. Глядя на многих выпускников пединститутов, я радуюсь, что не стала "профессиональным педагогом". Н.Иванова: Я довольна, что окончила филфак. Во-первых, я удовлетворила свою тоску по гуманитарным наукам и знаниям. Во-вторых, факультет предоставлял огромное поле для деятельности. Это как комната, где много-много дверей. Не поленишься - заглянешь в каждую.
В.Е.Хализев: С одним из моих коллег мы попробовали назвать только самых выдающихся выпускников нашего факультета. Итак, филфак дал гуманитарной науке Аверинцева, Гаспарова, Бочарова и Зализняка. Уже одно это оправдывает существование факультета как феномена отечественной культуры. Но дело не только в этом. Факультет формировал целые плеяды специалистов разных областей. Вот несколько примеров. Методические принципы преподавания русского языка иностранцам разработала Ильза Максимильяновна Пулькина, сотрудник и один из создателей кафедры РКИ нашего факультета. Позже ею был набран коллектив преподавателей Российского Университета Дружбы Народов. Выпускники филфака очень многое сделали в области энциклопедических изданий. Они составили значительную часть самоотверженно работающей редакции "Литературы и языка" (издательство "Большая советская энциклопедия") и ее авторского коллектива. Наконец, сами преподаватели филфака по большей части его и окончили. Филологический факультет как будто распространяет какие-то волны творческой энергии, порядочности и ответственности. Отсюда и большое количество выдающихся и просто профессиональных его выпускников. В.И.Тюпа: Думаю, дело тут в самой филологии, которая является ядром, формирующим культурного человека. Ведь язык - основная форма общения людей и бытования человеческой мысли, а филолог имеет дело с языком профессионально. То же - с литературой. Ведь литературное произведение - сверхсложный объект, целый мир, в котором есть все. И изучая литературу профессионально, человек познает очень многое, даже если занимается всю жизнь теорией. Он все равно в постоянном общении с произведениями, все равно поддается их воздействию - как любой читатель. Так что можно сказать, что филология - это самая "культурная" профессия. Прот. Алексий Гостев: Филологи действительно встречаются повсюду. В том числе, кстати, и в Церкви. Это связано с тем, что гуманитарное образование, в отличие от более узких сфер, формирует в голове человека систему, как будто в сознании появляются полочки с книгами, которые, если надо, можно взять и открыть. Филологический факультет дает образование как таковое, общее образование, в большей степени, чем даже исторический или философский. У такого образования есть свои плюсы и свои минусы, но плюсов, пожалуй, больше. И главный из них - системность. Н.Иванова: С одной стороны, это филологическое "всепроникновение" объясняется тем, что на филфаке действительно можно было, если захотеть, получить общее гуманитарное образование. С другой - всегда сложно было найти оплачиваемую работу по специальности и приходилось уходить в другие области, пользуясь знаниями и умениями, полученными на филологическом факультете. Г.Ю.Болховитинова: Причина в широте образования. Кроме того, само по себе филологическое образование, если не расширять самостоятельно спектр знаний, перестает кормить.
|