Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Филфак МГУ : юбилей и проблемы
Дата публикации:  17 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Филологическому факультету МГУ исполнилось 60 лет. Наши поздравления друзьям, коллегам, учителям и всем, всем, всем. И как юбилей стал поводом встретиться-поговорить для выпускников факультета, заполнивших 7 декабря конференц-зал 1-го гуманитарного корпуса, так и для нас это - отличный повод порассуждать о прошлом и настоящем филфака и побеседовать с его выпускниками, сотрудниками и студентами.


2. Слова благодарности

Наших собеседников-выпускников нельзя упрекнуть ни в равнодушии, ни в прекраснодушии. Со временем восприятие родного факультета становится более объективным: не остается ни юношеского нигилизма, ни юношеских восторгов. И наряду с нормальной критикой проявляется нормальная человеческая благодарность. Во всяком случае, ошибкой юности обучение на филфаке никто не назвал.

В.И.Тюпа:

Я не собирался быть филологом. Хотел стать журналистом, но выяснил, что для поступления на журфак необходим двухлетний стаж работы. С досады пошел на филологический - близко было. И там скоро понял, что попал туда, куда надо. Благодаря прежде всего ныне покойному Ивану Федоровичу Волкову, тогдашнему декану, поддерживавшему на факультете какую-то особую атмосферу.

А моим научным руководителем был Валентин Евгеньевич Хализев. Главным для меня было его научно-этическое и просто этическое воздействие. Мне он казался носителем настоящей, прежней российской интеллигентности, человеком чеховского типа.

Что касается мировоззренческого аспекта, то здесь решающим было влияние Анатолия Алексеевича Федорова, его концепция личности в литературе и им для меня открытый Тейяр де Шарден.

Наконец, Геннадий Николаевич Поспелов, руководитель моей диссертации, которого я, как и многие, боялся и недолюбливал студентом, а аспирантом открыл в нем удивительного человека, человека несокрушимой честности, который внушал уважение, несмотря на наши идеологические расхождения.

Т.В.Базжина:

Я благодарна факультету за то, что он мне дал не только образование, но и умение его получать.

И именно на филфаке я встретила людей, которых считаю своими учителями: Наталью Ильиничну Лепскую и Владимира Андреевича Звегинцева.

Протоиерей Алексий Гостев:

Факультет дал мне умение заниматься научной деятельностью. Пусть я мало занимался непосредственно филологией, больше - богословием, но именно на филфаке я научился работать в библиотеке, изучать источники. А главное - умение писать и читать тексты и формулировать свои мысли.

Кроме того, факультет дал чувство языка, чужого и собственного. Мы изучали старославянский язык, что пригодилось мне в церковной практике: помогло почувствовать и полюбить церковнославянский. Сейчас многие просвещенные церковные деятели выступают за перевод богослужения, за переход на русский, и я, может, и согласен с этим, но любовь к церковнославянскому перевешивает.

Что касается воспоминаний, то у меня нет какой-то дикой ностальгии по студенческим годам, стройотрядам и т.п. Однако многих и многое вспоминаю с благодарностью. Это раньше, когда я находился внутри факультета, что-то казалось хуже, чем оно было на самом деле. Но проходят годы, и сейчас все-таки перевешивает позитивная оценка, все-таки - благодарность.

Галина Юрьевна Болховитинова - выпускница 94 года, вечернего отделения, преподаватель русского языка и литературы в школе "Донская гимназия":

Я хотела поступить на филфак, и поэтому сам факт поступления уже был для меня большой победой. Потом, во время обучения, я постоянно работала, и всегда пригождалось филологическое образование. И, что очень важно, на филфаке меня не только хорошо обучили, но и дали возможность расширять знания, возможность саморазвития.

Наконец, я как учитель очень рада, что окончила не педагогический вуз, а филологический факультет. Глядя на многих выпускников пединститутов, я радуюсь, что не стала "профессиональным педагогом".

Н.Иванова:

Я довольна, что окончила филфак. Во-первых, я удовлетворила свою тоску по гуманитарным наукам и знаниям. Во-вторых, факультет предоставлял огромное поле для деятельности. Это как комната, где много-много дверей. Не поленишься - заглянешь в каждую.


3. Филфак как культурный феномен

Выпускников филфака можно легко найти практически в любой сфере гуманитарной культуры России. Они могут называться журналистами, культурологами и т.п., но все они окончили один и тот же факультет. Чем это объяснить? Почему именно филологический факультет стал своего рода базой по подготовке профессиональных кадров для самых разных областей нашей культуры?

В.Е.Хализев:

С одним из моих коллег мы попробовали назвать только самых выдающихся выпускников нашего факультета. Итак, филфак дал гуманитарной науке Аверинцева, Гаспарова, Бочарова и Зализняка. Уже одно это оправдывает существование факультета как феномена отечественной культуры.

Но дело не только в этом. Факультет формировал целые плеяды специалистов разных областей. Вот несколько примеров.

Методические принципы преподавания русского языка иностранцам разработала Ильза Максимильяновна Пулькина, сотрудник и один из создателей кафедры РКИ нашего факультета. Позже ею был набран коллектив преподавателей Российского Университета Дружбы Народов.

Выпускники филфака очень многое сделали в области энциклопедических изданий. Они составили значительную часть самоотверженно работающей редакции "Литературы и языка" (издательство "Большая советская энциклопедия") и ее авторского коллектива. Наконец, сами преподаватели филфака по большей части его и окончили.

Филологический факультет как будто распространяет какие-то волны творческой энергии, порядочности и ответственности. Отсюда и большое количество выдающихся и просто профессиональных его выпускников.

В.И.Тюпа:

Думаю, дело тут в самой филологии, которая является ядром, формирующим культурного человека. Ведь язык - основная форма общения людей и бытования человеческой мысли, а филолог имеет дело с языком профессионально. То же - с литературой. Ведь литературное произведение - сверхсложный объект, целый мир, в котором есть все. И изучая литературу профессионально, человек познает очень многое, даже если занимается всю жизнь теорией. Он все равно в постоянном общении с произведениями, все равно поддается их воздействию - как любой читатель. Так что можно сказать, что филология - это самая "культурная" профессия.

Прот. Алексий Гостев:

Филологи действительно встречаются повсюду. В том числе, кстати, и в Церкви. Это связано с тем, что гуманитарное образование, в отличие от более узких сфер, формирует в голове человека систему, как будто в сознании появляются полочки с книгами, которые, если надо, можно взять и открыть. Филологический факультет дает образование как таковое, общее образование, в большей степени, чем даже исторический или философский. У такого образования есть свои плюсы и свои минусы, но плюсов, пожалуй, больше. И главный из них - системность.

Н.Иванова:

С одной стороны, это филологическое "всепроникновение" объясняется тем, что на филфаке действительно можно было, если захотеть, получить общее гуманитарное образование. С другой - всегда сложно было найти оплачиваемую работу по специальности и приходилось уходить в другие области, пользуясь знаниями и умениями, полученными на филологическом факультете.

Г.Ю.Болховитинова:

Причина в широте образования. Кроме того, само по себе филологическое образование, если не расширять самостоятельно спектр знаний, перестает кормить.

Налицо возрастающий прозаизм ответов. Похоже, что феноменом отечественной культуры факультет стал не от хорошей жизни.

Не хочется вспоминать поговорку "Голь на выдумки хитра", а что делать? Филологическое образование дает человеку возможность реализоваться в разных видах деятельности. Но только при условии дополнительного саморазвития. Филологией филолог себя, скорее всего, не прокормит. Здесь мы подходим к одной из самых, если не самой важной, проблеме российского гуманитарного образования. Но о проблемах речь впереди.

Продолжение следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Борзенко, Филфак МГУ : юбилей и проблемы /11.12/
Часть первая. Выпускники. Если сравнить высказывания разных людей, в разное время учившихся здесь, складывается впечатление, что чувство общности у студентов филфака значительно ослабло. Чем дальше, тем слабее связи между недавними выпускниками и сильнее - между выпускниками давнишними.
Андрей Иванов, Занимательный каннибализм /07.12/
Широкое исследование, проведенное в Европе, показало, что элита деятелей ТВ не позволяет своим детям и внукам смотреть телевизор, за исключением очень небольшого числа спокойных познавательных программ. Интересно, каково будет жить этим детям и внукам в обществе массовых "последних героев".
Александра Гурина, Кем быть? = Куда податься? /05.12/
"Хочешь работать по специальности - двери школы для тебя открыты". Так говорят будущим педагогам и психологам. Вроде бы и на работу приглашают, а звучит как угроза.
Владимир Ланцберг, Слабое звено /30.11/
Только ситуация, близкая к экстремальной, заставляет человека "резко" задуматься над вопросами гамлетовских масштабов, прожить и пережить их, впитать ответы - и жить дальше, став "экологичней". На пустом месте компенсаторные механизмы не возникают.
Татьяна Базжина, Каждый видит, как он видит /23.11/
Как отмечают психологи из Минобра, тинейджерам просмотр программы "За стеклом" грозит увеличением вероятности ("нестабильности и неблагополучия в личных отношениях"). Интересно, как эту вероятность считали? Вообще-то, это самое "стекло" общество разделило и объединило одновременно - все хают, но все обсуждают.
предыдущая в начало следующая
Андрей Борзенко
Андрей
БОРЗЕНКО
anvlabor@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru