Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020104_chmel.html

Больше чем учебник
Фрумкина Р. М. Психолингвистика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2001. - 320 с.

Елена Шмелева

Дата публикации:  4 Января 2002

В последнее время педагоги, ученые, журналисты и даже высокие правительственные чиновники пытаются выяснить, какими должны быть школьные и вузовские учебники, каким требованиям они должны удовлетворять, и вообще, что нужно для создания хороших учебников по тем или иным дисциплинам. Я думаю, что если вы прочитаете учебник по психолингвистике, написанный Ритой Марковной Фрумкиной, вы поймете, что написать замечательный учебник очень просто. Для этого автор учебника должен быть "всего-навсего" признанным авторитетом в своей области, основателем собственной научной школы и знатоком других научных направлений, посвятившим всю свою жизнь экспериментальной и теоретической работе в соответствующей области науки. Кроме того, нужно также обладать навыком простого и ясного объяснения сложных вещей людям разных возрастов и разного культурного уровня, четко выраженной гражданской позицией и огромной эрудицией, а также желанием и умением учить и воспитывать молодое поколение.

"Психолингвистика" - это прежде всего учебник, строго организованный научный курс, требующий от студентов определенных фоновых знаний, решения задач, проведения экспериментов и сопровожденный краткой хрестоматией, содержащей отрывки из книг Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Л.Я.Гинзбург, самой Р.М.Фрумкиной, а также из книги "Русская разговорная речь. Тексты". Но это не сухой учебный материал, а общепонятная и интересная книга о том, как мы говорим и как мы понимаем речь, как мы овладеваем речью на родном и на иностранном языке, как мы классифицируем и интерпретируем смыслы, с чем у нас ассоциируется то или иное понятие. "Психолингвистика" адресована самому широкому кругу читателей.

Например, начинающим ученым, независимо от сферы их научных интересов, будет полезно задуматься вместе с автором над гносеологическими проблемами соотношения теории и эксперимента, веры и гипотезы, гипотезы и модели, объекта и предмета исследования.

Тем, кто в той или иной мере использует в своей работе экспериментальные методы, будет очень интересно прочитать подробное описание экспериментов по классификации слов-цветообозначений, таких, как алый, вишневый, бордовый, малиновый, морковный, апельсиновый, медный, песочный, ржавый, шоколадный, янтарный, золотистый, соломенный и др. Помимо непосредственных результатов экспериментов, крайне любопытными оказываются наблюдения над различными стратегиями поведения их участников. Анализ поведения испытуемых в классификационных экспериментах позволяет сравнивать их по следующим характеристикам: порог различения, способ интерпретации смысла слова и отношение к задачам эксперимента. На основании этих признаков испытуемых можно разделить на "дилетантов" (склонны усматривать скорее сходство между объектами, нежели их различие) и "педантов" (склонных прежде всего усматривать различия, а не сходства объектов); на "метафористов" и "буквалистов" ("метафорист" понимает серебряный как "похожий по цвету на серебро", а "буквалист" как "сделанный из серебра"); на "усердных" участников эксперимента и "минималистов" ("усердные" работают долго и сосредоточенно, несколько раз перекладывают карточки, как правило, выделяют большое число вариантов; "минималисты" ограничиваются разбиением всего множества карточек на несколько крупных классов). Заметим, что классификационные эксперименты - это еще и очень интересная игра, которую вы можете предложить своим друзьям или детям. А наблюдения над поведением участников эксперимента поможет вам лучше узнать ваших близких.

Молодым родителям так же, как и молодым бабушкам-дедушкам, будет интересно узнать, как формируется словарный запас ребенка, чем отличается лексикон русских и американских трехлетних детей (по не вполне понятным причинам в лексиконе русских детей очень мало слов, обеспечивающих взаимодействие: приветствий, выражений просьбы и благодарности), как на основе наблюдений над детской речью ученые делают выводы об интеллектуальном развитии ребенка. Например, овладение местоимениями свидетельствует о том, что ребенок уже умеет строить простейшую схему окружающего мира, а овладение абстрактными, обобщающими словами, такими, как мебель или обувь, - это уже принципиальный "скачок" в интеллектуальном развитии ребенка. Ведь механизм обобщения позволяет гораздо более экономно перерабатывать информацию!

Поскольку Россия - страна с многонациональным населением, для многих семей не только теоретический интерес будет представлять раздел книги, посвященный развитию "двуязычного" ребенка, и обсуждение плюсов и минусов раннего двуязычия. Как показано в книге, понимание текста, прежде всего, зависит от знания грамматики (включая, разумеется, синтаксис), а значение слова можно посмотреть в словаре. Опровержение распространенного заблуждения, будто для понимания иностранного текста нужно прежде всего запомнить много слов, безусловно, поможет вам облегчить изучение иностранных языков.

Одним из самых интересных объектов психолингвистики являются словесные (вербальные) ассоциации. Методика ассоциативного анализа выглядит следующим образом. Испытуемым предъявляется набор слов-символов. Инструкция предлагает в качестве реакции написать первое же слово (или несколько слов), которые приходят в голову как ответ на предъявленный стимул. При этом даже самые простые, "конкретные" слова различаются по кругу вызываемых ими ассоциаций в разных языках. Например, русское слово сыр в качестве трех самых частых ассоциаций порождает ответы голандский, вкусный и желтый; болгарское сирене ("сыр") - овца, белый и соленый (то есть, для болгар сыр - это прежде всего брынза); английское cheese ассоциируется с крекерами, мышами и хлебом, французское fromage - с сортами сыра(blanc, gruyére и camamber), немецкое Käse - с маслом, хлебом и молоком. Ассоциативный метод представляется чрезвычайно продуктивным средством описания социальных феноменов. Вместо того, чтобы прибегать к вопросникам или анкетам, ответы на которые в большой степени зависят от того, как информант понимает то, о чем его спрашивают, а также от контекста, в котором те или иные вопросы предъявляются, можно попробовать выявить скрытые установки представителей той или иной социальной или возрастной группы населения и структуру их ценностей через их ассоциации. Метод сводится к следующему. Вместо того, чтобы спрашивать испытуемых, как они относятся, например, к родителям (поскольку большинство детей знает, что на такой вопрос принято отвечать, что они родителей слушаются, любят и т.п.), им предлагается назвать по три слова, которые без размышлений приходят в голову в связи со словами мать, отец. И если в ассоциативном эксперименте на слово-стимул отец систематически появляются ответы водка, грубый, скандалы, отношения в семье явно испорчены. Таким же образом, с помощью ассоциаций можно выявить отношение людей к правительству, президенту, властным институтам, семье или Богу. В 1994-1996 гг. Р. М. Фрумкиной в Москве и Польше была проведена целая серия экспериментов с участием сотен информантов (стимулы подбирались с учетом различий в социокультурных реалиях). Московским школьникам старших классов школ с гуманитарным уклоном и сопоставимым с ними по возрасту учащимся польского Католического колледжа Фомы Аквинского было предложено назвать по три слова, которые без размышлений приходят в голову в связи со словами армия, парламент, патриотизм, власть, Родина, Бог, добро, семья и др. Экспериментатора тем самым интересовали две важнейшие сферы, определяющие социализацию и самоидентификацию молодого человека: сфера "я и общество" ("Политика") и сфера "я и мои ближние, мой внутренний мир" ("Мораль"). Мне не хочется в краткой рецензии пересказывать очень интересные результаты этих экспериментов, советую вам прочитать о них в учебнике психолингвистики. Не удержусь лишь от некоторых цитат. Так, во всех случаях, когда в сфере политики содержание понятия само по себе позволяет оценить его по шкале "хороший - плохой", у русских школьников существенно больше доля негативных ответов, ср., например, ассоциации со словом парламент - положительные: выборы, государство, законность, легитимность, народовластие, обновление и отрицательные: бездельники, болтовня, бузить, геморрой, гнать, дебош, качать права, коррупция, привилегии, просиживание штанов, разгон, стыд, треп, халтура, цирк, шум. Эксперимент также позволяет понять, ценностно нагруженны или, напротив, пусты те или иные понятия, например, по-видимому, не случайно половина участников эксперимента не дала никаких ассоциаций на словосочетание правовое государство. Моральная же и религиозная проблематика для учащихся гуманитарных классов светской русской школы является чем-то привычно-внешним, сводимым к атрибутике, клише, воспроизводимым, но не переживаемым стереотипам, в то время как учащиеся польского католического колледжа устремлены к постижению религиозных смыслов как к способу организации своего "Я". Ассоциативный эксперимент настолько интересен, что его очень хочется продолжить, узнать, изменились ли ценностные установки молодых людей в сфере политики и морали за время, прошедшее после проведения экспериментов, в чем отличие и в чем сходство ассоциаций соответствующих слов у людей разного возраста, у москвичей и жителей других городов, у городских и сельских жителей.

В конце книги Р. М. Фрумкина поместила глоссарий, в котором приводятся толкования и объяснения таких давно освоенных западной элитарной и массовой культурой понятий и терминов психоанализа, как аутизм, вытеснение, депрессия, интроверт, экстраверт, либидо, фрустрация, харизма и др. В наше время знание этих понятий необходимо не только для чтения научной и научно-практической литературы по психологии, но и для чтения популярных в последние годы в России книг типа "помоги себе сам" или "как нравиться людям", для понимания фильмов Вуди Аллена, да и вообще для поддержания светской беседы.