Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Красный день календаря
Дата публикации:  21 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сегодня 21 февраля. И сегодня - большой праздник. Международный.

Знаю, что национальный праздник будет через день. Министр труда, новый кодекс о труде и Госдума об этом позаботились. Знаю, что международный праздник будет через две недели. 21 февраля пока не стало в нашей стране красной датой календаря. А зря. Ведь сегодня - Международный день родного языка.

Мы торжественно отмечаем разные дни, особенно если они совпадают с посадочно-сельскохозяйственным циклом или если напоминают о гендерных различиях. Родной язык для нас - не герой праздника, он - служанка, сенная девка. Мы пользуемся им, но не обращаем на него внимания. Он от этого "юзерства" корчится, сжимается, блекнет и тухнет.

Ни для кого не секрет, что революционные эпохи порождали революционный язык. В двадцатые в Совдепии появился Лам-ца-дрица-ца-ца - государственный язык (по определению А.Аверченко). Именно с тех пор заговорили с легкой руки С.И.Карцевского о языке революции и о революции в языке. Санпросветбюллетени и мехдорколонны плодились, множились, наполняли русскую речь на протяжении полувека, а то и больше. Потом приключилась перестройка, оценивать которую, конечно же, будут политологи, культурологи, социологи. Когда-нибудь договорятся, что же произошло и в постперестройку, и в постъельцинскую эпоху. Пока обо всем произошедшем можно судить лишь по одному объекту (он же - инструмент исследования социальных процессов) - по русскому языку.

У него сейчас трудности. А может, у нас с ним проблемы: мы, носители, как-то перестали ладить с ним, носимым. И дело совсем не в том, что появились в языке новые слова - это естественный, отчасти, процесс. Пару дней назад послушала сетования обществоведов (теперь их принято называть социологами) на то, что в обществе есть часть людей, которые говорят "пре-зен-та-ция", "инвестиции", "промоушен-акция", так о каком же общественном согласии может идти речь. Гарниром этим сетованиям были "дивергенция", "девиация", "дефляция", "стагнация" и прочее пролонгирование. Слушать было занятно.

Наши нелады с языком не иноязычного происхождения, заграница в них не виновата - и в этом вопросе никак нам не поможет. Придется обходиться собственными силами. Если удастся с ними собраться, потому что за прошедшее десятилетие мы постепенно разучились говорить, зато научились щебетать. Это чириканье раздается то с экрана, то со страниц газет и журналов, которые заменили художественную литературу, а потому стали считаться образцами родного языка.

Я не читаю триллеры. Мне их вполне заменяют газеты:

А на прошлой неделе был начат процесс выделения в самостоятельное юридическое лицо оборонного производства -

и перед глазами процесс выделения, лицо производства, кто-кого, так что комбинируйте дальше, не пожалеете.

Детективы я тоже не читаю, потому что не составляет труда найти:

Ощутимый приток туристов в Сочи начался лишь после кризиса 1998 года. К этому приложил руку Владимир Путин, продемонстрировавший на трассах Красной Поляны около Сочи свое мастерство катания на горных лыжах, -

интересно, к чему рукоприкладствовал президент, правда, не менее интересно, как, по мнению автора, катаются на горных лыжах.

Есть у меня и любимые авторы, их обращение с родным языком вызывает кататонический ступор:

Подверстав свой визит в Пекин аккурат к 30-й годовщине "открытия" Китая Ричардом Никсоном, Буш заранее обрек себя на то, что этот исторический символизм достижениями, сравнимыми с эпохальностью того события, не обернется, -

точно подмечено, не обернется, открыть что-то можно только один раз, хотя можно открывать и заново.

Примерно год назад, может, чуть больше депутат Госдумы, озаботившись состоянием родного языка, предложил ввести административную ответственность за использование ненормативной лексики, она-де оскорбляет уши слушателя. "Зачем же быть так строго к человеку?" - это ж половина страны должна будет молчать, а то и две трети. А как будем отличать писателей от неписателей? А как будут говорить герои видео-, теле- и кинопродукции?

Есть встречное предложение - любое насилие над родным языком облагается штрафом в виде принудительного посещения долгосрочных курсов русского языка. Есть еще одно предложение - пусть весь мир празднует день родного языка 21 февраля, а мы - 8 марта. Сначала, по привычке, будем думать о языке один раз в году, а потом - и чаще. Вот посмотрите: женщинам раньше цветы только в этот день положено было дарить, а теперь они сами себе их покупают, и притом регулярно, потому что осознали свое бедственное положение и стали с ним всячески бороться. Авось и родной язык выберет женскую модель поведения.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Голубева, Марафон одного актера /19.02/
Бывает ли, чтобы актер играл 6-8 часов подряд, один на сцене, без партнеров, перед публикой, заведомо настроенной против него? А ведь эта "актерская" метафора и описывает ежедневный труд учителя. Впрочем, у статус-кво есть плюс. Учителя пинают все, но формула "незаменимых нет" к нему неприменима. Он действительно незаменим.
Александра Гурина, Между Лихтенштейном и Латвией /12.02/
Нас убаюкивают привычной с советских времен мифологемой про качество отечественного образования, тогда как школьники не могут двух слов связать и отстоять свою точку зрения. (отзывы)
Арсений Расторгуев, Между индивидом и государством /31.01/
Родители учеников должны иметь доступ к информации о деятельности их школы, они должны знать, на что расходуются деньги школы. Взаимодействие родителей и школ, которое всецело находится в сфере теневой экономики, должно быть легализовано и может принести позитивные плоды.
Андрей Борзенко, Славянофилы и западники: спор продолжается /28.01/
Косность филфака МГУ и реформы, портящие жизнь студентам истфила РГГУ - издержки двух противоположных установок. МГУ ориентируется на традиции фундаментального образования, а РГГУ стремится походить на западный университет (хотя остается вполне российским по уровню зарплат и стипендий).
Марина Ремнева, Главная фигура в университете - студент /24.01/
По следам 60-летия филфака МГУ. Беда в том, что наше образование сейчас разрушают. Для единого экзамена нужны единые учебники, а у нас ни по одному предмету такого нет. Какой единый экзамен может быть в школах, где нет учителей? В стране, где 11 часовых поясов?
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru