Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Учиться! Учиться? Учиться...
Дата публикации:  28 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Мы все учились...

Давайте поменяем министра образования! Любого. На любого другого. Посадим в кресло сразу двоих. Потом на пару лет уволим обоих без замены. Вот увидите, ничего не изменится.

Они все одинаково хороши и одинаково ни на что не годятся. Точнее, на что угодно, кроме образования. Футбольный тренер сказал бы, что они "не видят поля".

Нет, они не дураки и не дилетанты. Напротив, они все делают правильно. В том-то и беда. Во всем мире правильные министры строят правильные школы, в которых правильные учителя пытаются чему-то научить неправильных детей.

А где-то уже и не пытаются: бесполезно. Поголовно неправильные дети не хотят учиться. Не хотят ходить в школу. Не любят ее.

- Тебе нравится в школе?

- М-м-м... Вообще-то, да.

- А что нравится?

- Ну, там друзья.

- В твоем классе?

- Двое в моем, остальные в других.

- А еще что нравится?

- Предметы.

- Все?

- Нет. География. И физкультура.

- А остальные?

- Ну-у... Когда как. Нет, вообще-то.

- А географию ты с детства любишь?

- Нет. Раньше не знал, что это интересно. А в этом году пришла Наталья Сергеевна, и стало интересно.

- А если Наталья Сергеевна уйдет?

- М-м-м...

Трудно любить школу. Она мало приспособлена для того, чтобы в классе у ребенка были только друзья и не было врагов. Чтобы дети в процессе совместного пребывания могли сдружиться. Чтобы все предметы или хотя бы учителя были интересны. Чтобы хотелось учиться.

- Ребята, кто хочет учиться? Не "ходить в школу", а именно учиться?

Ответ известен: единицы. Доли процента. Те, кто в силу тех или иных редких обстоятельств (рано проявившиеся способности, семейные традиции) сызмальства начал добиваться успеха в какой-то области и выбрал свой путь. Или просто имеет серьезные намерения "по жизни". В старших классах таких побольше, но поезд уже почти ушел. Мало кто успевает запрыгнуть в последний вагон.

На продвинутом семинаре я узнал, что школьные инновации можно разделить на новую организацию жизни детей в школе, новое содержание образования и новый методический "орнамент". Последнее, как я понял, относится к дидактике.

В школе, где доучивается мой сын, жизнь ребят организована - лучше некуда, и заведение не зря на хорошем счету. Придя домой, юноша долго и с энтузиазмом рассказывает о том, какие хорошие в классе ребята, какую они сделали газету, какой будет КВН, куда пойдут в поход или поедут на каникулы, какая роль ему предложена на празднике посвящения первоклашек... После чего нехотя принимается за уроки.

Методических орнаментов я тоже видел немало, и довольно экзотических. Может, самый лучший способ дидактической анестезии - "опорные сигналы". Нечто мнемоническое. Эффективнее этого только обучение во сне. А в принципе - чего только люди ни придумают, чтобы учиться, когда не хочется!

Самое загадочное - содержание образования. У меня есть подозрение, что оно может быть любым или вообще никаким. По какой программе учился Сократ? Герострат? Ньютон? Сталин? Пушкин? Ах, ну да, он окончил лицей! Даешь лицеи!

Это где учат, в какой руке должна быть вилка. И как вести себя с девочками. И как после этого правильно дифференцировать и сочинять поэмы. Очень надо?

Надо: наша школа, бытует еще в отдельных кругах такое мнение, - лучшая в мире. Наши ребята привозят медали с престижных международных олимпиад по арифметике, истории с географией, по хакерскому ремеслу. Там они "впереди планеты всей". Легко? Да нет, вроде бы, в напряженной борьбе. Теперь уже - за вторые места. Значит, не только мы - лучшие?

Спросите у учителя что-нибудь по его предмету. Чаще всего он ответит сразу. Но не исключено, что и не сразу: эту тему проходят в десятом, а он сейчас ведет уроки в восьмых, посему кое-что надо освежить в памяти.

А теперь спросите у математика что-нибудь по биологии. Или наоборот. Смешно?

А от школьника требовать, чтобы он все это знал - не смешно? Понимаю, неплохо б иметь представление о том, чем растения отличаются от животных, а рабовладельческий строй - от феодального. Но заучивать, отвечать у доски и, в идеале, помнить всю оставшуюся жизнь, что "в соответствии с политическим и экономическим курсом Петра I после кончины патриарха Адриана (1700 г.) во главе церкви оказался не новый владыка, а управляющий патриаршим престолом Стефан Яворский"? Может, бог с ним, с Яворским, а дело в том, что Петр видел свою задачу в укреплении власти, а для этого надо было сконцентрировать ее и подчинить церковь государственным, светским структурам?

Помню, младшая дочь все не могла запомнить, какие страны и в какой последовательности завоевал кто-то из великих разбойников древности в Африке. Тогда мы взяли карту и посмотрели, как там и что. Заодно выдвинули предположение, с которого, видимо, и надо было начинать, но которое начисто отсутствовало как в учебнике, так и в голове учителя, - за каким лешим этот тип вообще туда поперся. Резонов, в принципе, могло быть множество - от выхода к Атлантике для пущей торговли до овладения полезными ископаемыми стран Магриба или курортами Средиземноморья. Так или иначе, запоминание состоялось - вопреки стараниям живых и бумажных педагогов современности.

Господа учебные пищебумажники! Если уж вы не способны создать для моей дочери мотивацию постижения жизни и деятельности уголовников Древнего мира, то хотя бы очертите мотивы их телодвижений! Молчат пищебумажники, не очерчивают. Талдычат: Египет, Ливия, Тунис...

- Ты любишь учиться?

- Ну, так... По географии - люблю.

- А по другим предметам?

- Не очень.

- А чем тогда география привлекает? Любишь путешествовать?

- Не, я еще ни разу не путешествовал. Просто Наталья Сергеевна здорово рассказывает. Про остров Пасхи...

- Стало быть, остров Пасхи тебя интересует?

- Да.

- А экономика Бельгии? А география без Натальи Сергеевны?

Глупые вопросы. Дело не в географии, а в том, что Наталья Сергеевна - "человек" и в ребенке видит человека, а это бывает так нечасто!

Или, может, Наталья Сергеевна - его первая любовь, но он этого просто еще не понимает. А география - что ж, пусть география...

- Ну, а учиться, просто учиться, именно учиться, ты любишь?

- М-м-м... Не-а.

Тогда давайте не будем морочить голову ни себе, ни ему - никому. Давайте не будем его учить. Многие так и делают - американцы, например. Почти не учат. Их школьники вместо груды учебников таскают одну толстую книгу с картинками (почти комиксами), именуемую "Наука". И предмет называется так же - вместо всех наших алгебр, геометрий, химий, физик, историй... И раскрывают они ее один раз в неделю. В остальные дни ходят по музеям, ездят на экскурсии, устраивают шоу и соревнования, играют в баскетбол - очень много баскетбола. Это полезно для позвоночника и цвета лица.

Не могут отличить ромашки от лютика? Не знают про Аустерлиц и Ватерлоо? Не умеют грамотно писать? Вырастают балбесами?

Да, балбесами, без болезней и комплексов. На стезю таких выпускать нельзя, поэтому их держат еще год-два - и все-таки выпускают: делать-то нечего! И вообще - стезя обтешет.

Наши тоже выходят в значительной части жизнерадостными инфантами, чтоб не сказать "полудурками", успешно освоившими полный курс школьного туалета - этика и психология семейной жизни, криминалистика, наркология, современный русский... Либо заморышами с личиками цвета хаки, на основании чего их особенно азартно отлавливают военкоматы, где у членов комиссии при слове "дистрофик" усиливается слюноотделение.

Но тоже - подержать бы их еще годик-другой, чтобы хоть вес к армии нагуляли.

И все же наши заморыши грамотнее их балбесов. Поэтому они, американы, ездят на наших "Жигулях" и "КАМАЗах", смотрят телепередачи исключительно через наши "Рубины" и "Витязи", компьютеры у них сплошь - "Корветы", "Искры" и "БК"... Или я что-то путаю?

Если да, то дело не в школе вообще, а в чем-то другом. В том, что происходит после нее. А "после нее" происходит вот что. Экс-ребенок, к тому времени слегка возмужавший и, как бы там ни было, поумневший, получает некоторые права и, по совокупности, несколько более высокий социальный статус. Тут как раз всевозможные обстоятельства припирают его к стенке, когда деваться некуда, надо зарабатывать. Инициируется процесс скоропостижного самообразования и прочего саморазвития, протекающий лавинообразно по причине наличия положительной обратной связи составляющих. В более раннем возрасте из-за отсутствия многих основных компонентов этого процесса он просто невообразим.

Тогда понятно, почему школа может являть собой продвинутый детский сад и спать спокойно. О чем в таком случае говорить? Какие нужны программы? Реформы? Может, вообще не надо никого учить - все само образуется либо рассосется?

Просто пасти, и чтоб не убежал.

Но богатенький суперцивилизованный мир, штампующий балбесиков, подсасывает извне китайских, индийских, русских ученых, программистов, инженеров... Обученных! И желательно - молодых!

Да просто из соображений здравого смысла понятно, что учить надо, точнее, не учить жалко: в момент обретения полной (физической, юридической и пр.) дееспособности индивид должен уже вовсю действовать, а не вникать. Выходит, базу нужно закладывать в детстве, больше некогда.

Может, дело не столько в том, чему учить, сколько в том, как?

Продолжение следует


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Арсений Расторгуев, Что про нас знают социологи /26.02/
У российской молодежи - вполне четко сформированные жизненные установки. Те, кому сейчас меньше 20, ориентированы уже на общество успеха, а не равенства: очевидно, что такая установка более адекватна концепции рыночной экономики. Жаль, социологи не рассказывают о своих достижениях на ниве изучения масс этим самым массам.
Татьяна Базжина, Красный день календаря /21.02/
21 февраля не стало в нашей стране красной датой календаря, а зря: ведь это Международный день родного языка. Между тем родной язык для нас - не герой праздника, он - служанка, сенная девка. Мы пользуемся им, но не обращаем на него внимания. Он от этого "юзерства" корчится, сжимается, блекнет и тухнет.
Елена Голубева, Марафон одного актера /19.02/
Бывает ли, чтобы актер играл 6-8 часов подряд, один на сцене, без партнеров, перед публикой, заведомо настроенной против него? А ведь эта "актерская" метафора и описывает ежедневный труд учителя. Впрочем, у статус-кво есть плюс. Учителя пинают все, но формула "незаменимых нет" к нему неприменима. Он действительно незаменим.
Александра Гурина, Между Лихтенштейном и Латвией /12.02/
Нас убаюкивают привычной с советских времен мифологемой про качество отечественного образования, тогда как школьники не могут двух слов связать и отстоять свою точку зрения. (отзывы)
Арсений Расторгуев, Между индивидом и государством /31.01/
Родители учеников должны иметь доступ к информации о деятельности их школы, они должны знать, на что расходуются деньги школы. Взаимодействие родителей и школ, которое всецело находится в сфере теневой экономики, должно быть легализовано и может принести позитивные плоды.
предыдущая в начало следующая
Владимир Ланцберг
Владимир
ЛАНЦБЕРГ
v_berg@mail333.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru