![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь |
Чему-нибудь? Часть 3 ![]() Дата публикации: 11 Марта 2002 ![]() ![]() ![]() Короче, вот - школа, где дети хотят учиться. Именно учиться. "Оно им надо!" И тут я должен сознаться, что слукавил, говоря, что - все равно, чему. Не все равно. Тем более, когда понятно, зачем. Итак, содержание образования. Первый блок - информационный. Как устроен мир. Вселенная. Вещество. Человек. Общество. Здесь - основные законы природы. Основные принципы существования человечества. Основные уложения государства. Рядом - блок основных умений. Как правильно перейти улицу. Как пользоваться нотариатом и судом. Как приготовить пищу, выжить в природных условиях, починить электрическую розетку, вырастить картошку, подшить длинные брюки... Третий блок - научный. Задача - не набить ненужной информацией, а сформировать мышление. Специфическое в каждой сфере, с пониманием специфики. В том числе - и методов познания. Конечно, математика. Физика. Химия. История. Биология. География. Все - "живое": география - с походами, история - с раскопками, физика и химия - с прикладными телодвижениями в реальной жизни. Языки? Да, но не просто русский и английский, а - сравнительная лингвистика. И тогда понятно, что третий и четвертый язык - это не только нетрудно, но и интересно. И свой родной будет освоен добротней, ибо сознательней. Четвертый блок - методологический. Как мы мыслим? Спорим? Доказываем? Проектируем? Ставим и решаем задачи и проблемы? Этот блок - для тех, кто постарше, и опирается он на опыт живой деятельности и рефлексии над ней. Наконец, пятый - культурологический. Мы должны знать о множественности и равноправии видов культур и субкультур, типов мышления, менталитетов. И не просто знать, а уметь вживаться в них, понимать "изнутри" их особенности - именно тогда перестанем бояться не похожего на привычное. Заодно подготовимся к контакту с зелененькими инопланетянами: а вдруг? А если серьезно, то в этом блоке должны быть культура и мышление, например, человека Античности и Средневековья, персонажа Нового времени и, разумеется, нашего современника. Жители каменного века всех народов чем-то неуловимо отличаются от обладателей мобильных телефонов, не так ли? Да, конечно, человек меняется медленнее своих технологий, но эйдос уже в прошлом. Безвозвратно? Культура и мышление этноса. Армяне всех времен не похожи на чукчей, а китайцы - на евреев. С чего бы? Оказывается, этнос вписан в свой ландшафт и климат, в свою историю, окружен конкретными соседями - отсюда особенности языка, одежды, кухни, юмора, технологий и, как следствие, имиджа в целом и его отображения в сознании иных этносов. Сегодня, увы, как в кривом зеркале. Конфессиональные культура и мышление. Мормоны - это кто? Ислам - это опасно само по себе? Профессиональные субкультуры, их методология и мыследеятельность. Хакеры всех времен и народов непохожи на землеробов, те - на пастухов, а о врачах и солдатах - вообще особый разговор. Почему трактористы встают и ложатся рано, а артисты - поздно? Наконец, ценностные системы. Альтруисты. Фашисты. Экзистенциалисты. Какова их философия? Или вы считаете, что подростку это знать не надо? Тогда он о фашистах узнает от фашистов, и рефлексия при этом пойдет совсем другая; общечеловеческими ценностями как базовыми там пахнуть и не будет. А рефлексия здесь важна первостепенно, ибо от нее зависит, от кого-чего мы помрем. И тем более она эффективна в нашей школе, где основана на реальной школьной жизни и на школьных (разумеется, гуманистических, экологических) ценностях. Так что, как ни крути, эта часть культурологического блока необходима, как и весь он в целом. Зачем? Зачем все эти курсы логики и мусульманских обычаев? Для чего осваивать езду на паяльнике и швейной машинке, учиться плавать и играть на флейте? Кому нужны сходства и различия английских и итальянских слов? Да любому человеку, живущему в меняющемся мире, чтобы, попав в новое пространство - другую страну, незнакомое окружение, иную профессию, - он обратился к приобретенному в школе аппарату понимания и адаптации, быстрее разобрался в обстановке и начал действовать безошибочно и эффективно. Чтобы жизнь была безопасна для него, а он безопасен для общества. Смею полагать, что из школы должны выходить не победители олимпиад (хотя пусть себе побеждают при прочих равных условиях), не полуинвалиды с обрывками формул и цитат в гудящей от пустоты и усталости башке, а просто нормальные люди. При нашей еще не вполне утраченной амбициозности - странная мысль, не правда ли? ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
v_berg@mail333.com ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||