Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
О высоком и вечном, низком и сиюминутном
Дата публикации:  20 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Дискуссия об образовании гремит, шумит, а иногда и шипит последние лет этак пятнадцать, то есть фактически с начала перестройки. Правда, в последние годы она приобрела совершенно определенное направление.

О чем спорим? О том, сколько лет учиться или как поступать в университет, кому давать или кому не давать взятки. Безусловно, темы важные, но, как бы это сказать, практические и внешние по отношению к самому образованию. Значительно более редки споры о содержании образования, и касаются они в основном истории. Что писать о советском периоде? как оценивать перестройку? В действительности же, проблема эта общая - затрагивает она все предметы. Примеры же проще приводить из гуманитарных областей. Так интереснее и как-то понятнее.

Итак, чьи стихи учить в школе: Лермонтова или Бродского (или, для большей наглядности, - Пригова)? Кого проходить: Тургенева или Пелевина? Чью деятельность подвергать исторической оценке: Петра, Ленина, Горбачева или Путина? Преподавать латынь и древнегреческий или разговорный английский (лучше - американский вариант)? На уроках русского сообщать количество падежей или учить писать рекламные тексты?

Короче говоря, чему учить: вечному или актуальному, ценному (точнее, бесценному) или полезному? Ответ романтиков и идеалистов: "всему" следует отбросить сразу. Программа не резиновая, и все в нее не влезет. Хотим актуального - придется пожертвовать чем-то вечным. Хотим вечного - придется обойтись без актуального.

Так что выбор - хочешь не хочешь - придется делать. Как ни странно, с вечным дело обстоит гораздо проще. Оно за многие века, да простят мне неудачное выражение, как-то отстоялось. В культуре и в гуманитарных науках сложилась определенная система ценностей и определенная иерархия. Ну, глупо спорить, Пушкин ли первый поэт России и наше ли Александр Сергеевич все, даже если вы больше любите стихи Лермонтова или Пастернака. Глупо спорить с тем, что Шекспир - это Шекспир, а Гомер - Гомер, именно в том смысле, как их интерпретирует культура, пусть даже на самом деле Шекспир - это Бэкон, женщина или два, а то и три человека, а Гомера вообще не существовало.

Мировая культура достаточно устойчива, и переоценивать с эстетической точки зрения ее компоненты и фрагменты не имеет большого смысла. Как говорила Фаина Раневская о Джоконде, она уже сама может выбирать, кому нравиться, а кому не нравиться. Доказать миру, что Джоконда не имеет эстетической ценности, а Лермонтов лучше Пушкина, по-видимому, уже не удастся.

Для школьного образования эта ситуация подходит почти идеально. Известна сумма знаний, признанных ценными, и есть сложившая иерархия ценностей. По существу в культуре, хотя это не спорт, существует первый поэт, первый художник, первый романист, первая тройка поэтов, или, говоря более корректно, - поэты первого ряда, второго и т.д.

Временем отобраны лучшие деятели культуры, наиболее значительные произведения и, наконец, сформировано устойчивое мнение о них. Чего еще желать педагогу! Культура сама пишет программу и подсказывает учителю нужные слова.

С вечным и высоким есть только одна проблема. Чем менее актуально знание, чем дальше оно удалено от нас по времени, тем меньше мотивации им овладевать. То есть если человеку нравится учить языки, он и древнегреческий, и санскрит выучит с огромным удовольствием, а если ему нравится поэзия, то будет сам читать и Тютчева, и Пастернака. А вот если ученик равнодушен к некоторой деятельности, то без мотивации актуальностью или полезностью он к знанию и не притронется. Вот и читают Толстую больше Толстого, потому что первая в моде, а второй всего лишь вечен. И английский такой школьник будет учить, превозмогая нежелание, потому что без английского теперь никак.

Однако очевидно, что просто заменить все общезначимое на актуальное невозможно. Во-первых, так мы потеряем культуру. Во-вторых, актуальное труднее отбирать. В-третьих, актуальное и преподавать, и учить, как ни странно, сложнее.

Отбирать актуальное трудно потому, что не всегда есть четкие критерии отбора. Скажем, с английским языком все ясно. Он практически стал международным и необходим очень многим людям. А вот современные литературные вкусы у всех разные. Кого же счесть достойным школьной программы? Еще сложнее с историческими персонажами. Уместно ли нам сейчас оценивать президента Путина, а американцам - президента Буша, или стоит подождать пару десятилетий, а лучше - лет сто? История, как и культура, должна "отстояться". Политическая, литературная или любая другая мода скоротечны, и оценивать человека или явление лучше, когда мода на них прошла. Следуя политической моде, Клинтона следовало то хвалить, то страшно ругать (равно как и Горбачева с Ельциным), а следуя моде литературной - то вставлять в программу, то выкидывать из нее Толстую, Сорокина, Пелевина, а может, и Липскерова.

И преподавать актуальное, как я уже сказал, чрезвычайно трудно, поскольку по поводу актуального не существует единого и общепринятого мнения. Навязывать оценку вечного - это культурная норма, навязывать же оценку чего-то близкого - это насилие над чужим вкусом. Все это означает, что каждый учитель должен формировать собственное мнение, а это в целом принципиально невозможно (не всякий учитель литературы следит за современным литературным процессом), а в отдельных случаях просто опасно (в одной школе учитель истории за Ленина и коммунистов, в соседней - за Ельцина и демократов). Преподавать актуальное школа далеко не всегда готова.

Тем не менее актуальное потихоньку теснит вечное, но важно, чтобы этот процесс был медленным. Упреки, что школа отстает от жизни, безусловно, справедливы, но в то же время, на мой взгляд, неверны по сути.

Школа и должна отставать от жизни. Она должна быть консервативнее жизни, особенно такой стремительной, как сейчас. Иначе порвется связь между жизнью и культурой и между поколениями, что, впрочем, сейчас отчасти и происходит. Кроме того, надо помнить, что актуальным знанием дети и взрослые овладевают не только и не столько в школе. Оно приходит из разговоров с друзьями и родственниками, из телевизора, из газет. Никто не учит наших детей в школе року и рэпу, а они знают про это лучше, чем про Чайковского и Бетховена. Вечное же существует постоянным фоном, оно есть, но про него почти не говорят. Действительно, часто ли взрослые люди обсуждают между собой стихи Пушкина (речь не идет о пушкинистах, это особая статья), а вот что-нибудь лестное или нелестное о Марининой или Пелевине в читающих семьях обязательно скажут. Потеря фоновых знаний - вещь крайне неприятная в культурном отношении, это и называется "терять свои корни". С другой стороны, существовать только за счет фоновых (вечных) знаний умеют очень немногие. Необходим компромисс, достичь который чрезвычайно сложно. Банальность состоит в том, что школу и содержание образования необходимо менять, но делать это следует медленно, хотя бы ради учителей и ради нас самих, чтобы мы понимали наших детей, а они - нас.

P.S. Конечно, слова "вечное" и "актуальное" весьма условны. Иногда "вечное" - это просто привычный элемент культуры или быта, который неизбежно вытесняется техническими достижениями или новинками. Например, я был рад, когда мне, наконец, разрешили писать шариковой ручкой и когда в школе отменили уроки правописания. Действительно, русская культура сильно отличается от китайской, и, по-видимому, каллиграфия не является для нее важной и обязательной составной частью. Хотя я знаю многих людей, расстроенных и раздраженных исчезновением культуры письма.

Теперь же, когда меня спрашивают, чему учить детей в первом классе на уроках русского языка, я уверенно отвечаю:

- В Москве - печатать на компьютерах. Хотя... Может, и не надо. Либо уже умеют, либо потом сами научатся. А вот где их, кроме школы, научат писать ручкой?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, "Клуб любителей учиться" и реальная школа: в поисках смысла /18.03/
В этом году химфак МГУ заканчивают шестиклассники 1992 года, с которыми мы в летней школе "Химера" не проходили "пропедевтический курс химии", а просто делали фейерверк... За 14 лет работы нашей школы - примерно тысяча участников. Нам удавалось приблизиться к "педагогической утопии", но только на месяц в году.
Николай Гринцер, Краткость не порок? /12.03/
"Война и мир на 30 страницах" - пугало для учителя пострашнее "50 золотых сочинений". Но если не исходить из того, что каждый ученик читает десятки книг от корки до корки, краткие изложения их содержания могут пригодиться. Краткость способна обеднить предмет, но позволит познакомиться с ним хотя бы в первом приближении.
Владимир Ланцберг, Чему-нибудь? /11.03/
Смею полагать, что из школы должны выходить не победители олимпиад (хотя пусть себе побеждают при прочих равных условиях), не полуинвалиды с обрывками формул и цитат в гудящей от пустоты и усталости башке, а просто нормальные люди.
Вячеслав Загорский, Анекдоты-"патриоты" и патриотическое воспитание /05.03/
Всплеск российского патриотизма хорошо виден по содержанию сайта anekdot.ru. Анекдоты, родившиеся за последнюю неделю, продемонстрировали, что все еще живо главное начало российского менталитета - стремление к правде и справедливости, далеко превосходящее "цивилизованное" законничество. (отзывы)
Владимир Ланцберг, Как-нибудь... /05.03/
Часть 2. Хотите построить правильную школу - спросите меня, как. Первое - гибкие рельсы с переменным вектором тяги. Второе - упорядочение вращения ученичьей головы.
предыдущая в начало следующая
Максим Кронгауз
Максим
КРОНГАУЗ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru