Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020408_zag.html

Учителя из "большой науки" - всегда ли они подарок для школы?
Вячеслав Загорский

Дата публикации:  8 Апреля 2002

В последние годы в системе "передовой советской науки" произошли серьезные изменения. Результаты перестройки и всеобщего разоружения (ведь основным потребителем ученых и источником финансирования науки был ВПК) оказались плачевными, что общеизвестно, но наметилась положительная, хотя и под давлением обстоятельств, тенденция - укрепление связи ученых со школой. Об этом известно меньше и немногим.

В школы пришли учителя, профессионально знакомые с наукой. Учительские полставки и "почасовые" стали ощутимым заработком для не мечтавших раньше о педагогике студентов, аспирантов и научных сотрудников. Такой исход ученых в школу особенно характерен для Москвы, где учителям обычно не задерживают зарплату. Сходная ситуация сложилась в школах, которые расположены в традиционных академических центрах и в прежде закрытых секретных "наукоградах" 1. Школ таких в России немного, соответственно, и учителей для них требуется буквально несколько сотен, - налицо идеальная обеспеченность кадрами высшей научной квалификации.

Данная ситуация для российских школ не нова. Точнее, не нова для русских школ, которые были созданы в европейских странах вынужденными эмигрантами в 20-30-е годы. Тогда в школах русского зарубежья работали многие бывшие приват-доценты и профессора лучших российских университетов.

В большинстве случаев школьные учителя, пришедшие из "большой науки", добиваются от своих школьников интеллектуальных результатов. Это видно, например, по итогам Московской химической олимпиады, в которой участвуют школьники Москвы, Московской и соседних областей.

Заветная мечта родителей о классном профессионале, о большом ученом, который даст ребенку заветные знания, вроде бы близка к исполнению. Но ни одно положительное явление не свободно от "минусов". Вот о них-то и поговорим.

Когда в классе появляется настоящий ученый, прекрасно владеющий предметом, который он преподает, интерес школьников к обычно скучным и непонятным химии и физике заметно возрастает. Однако мировоззренческие установки таких учителей "из науки" порождают проблемы, серьезно влияющие на воспитание их учеников.

Первая и основная проблема - искренний научный фанатизм бескорыстных ученых-технократов. Они заражают подростков собственным любопытством, не признающим никаких ограничений ("наука требует жертв"). Многие из таких ученых-учителей откровенно ориентируют своих учеников на будущую научную эмиграцию из России. Это можно назвать "остаточным научным фанатизмом": "Если мы сами не смогли в условиях разрухи заниматься наукой, а выезжать в западные исследовательские центры нам уже поздно, то хотя бы наши ученики сделают научную карьеру, пусть даже не в России". Один из академических ученых, успешно работающий со школьниками (в значении "качественно обучающий") в подмосковном научном центре, объяснил мне: "Сейчас мы готовим наших детей исключительно на экспорт! Да не переживай - мы не рабов готовим, а мамлюков (то есть "султанскую гвардию", которая может сама захватить власть)". Сверхквалифицированный учитель, ограничивающийся исключительно своим предметом, не обеспечивающий продвижения своих учеников к нравственно-культурным вершинам, может оказаться неконкурентоспособным по сравнению с объектом традиционного поклонения технократов - информационными технологиями. Именно его, бескорыстного научного фанатика-технократа, легче всего заменить компьютерной обучающей программой и дистантным интернет-обучением.

Отрицательный воспитательный эффект работы в школе ученых-технократов нередко перевешивает положительные интеллектуальные достижения их учеников. Неординарная для школы личность учителя-ученого притягивает подростков, неожиданно для себя он оказывается лидером, не будучи к этому готовым и не сознавая своей ответственности.

Подавляющее большинство подростков в 12-15 лет чрезвычайно восприимчивы к предлагаемым им группоцентрическим взаимоотношениям - это возраст скаутов, футбольных и музыкальных "фанатов". В результате они очень легко принимают любые формы корпоративной морали. В 60-е годы XX века в СССР распространилось основанное И.П.Ивановым коммунарское движение 2, а в США в 1967 г. талантливый педагог Рон Джонс, демонстрируя причины заразительности тоталитаризма, за четыре дня создал из своих школьников тоталитарную (псевдофашистскую) группировку "Третья волна" 3.

Для интеллектуально развитых подростков принятие корпоративной морали обычно не характерно, поскольку не позволяет им полностью проявить академические и лидерские способности. Тем не менее учителю надо помнить о возможности возникновения "корпорации высокомерных интеллектуалов" из своих учеников. Подобные корпорации появляются, например, в гимназических классах обычной школы. Но при поступлении в вуз или даже в школу более высокого уровня чрезмерные притязания себя не оправдывают, что порождает обиду и выражается в неадекватном поведении "юных дарований". Подобные ситуации мне регулярно приходится наблюдать среди школьников, поступивших в СУНЦ МГУ (интернат имени А.Н.Колмогорова), и среди студентов первого курса.

Противоположная предыдущей проблема - приход в школу ученых - религиозных неофитов. Среди них встречаются, например, приверженцы сомнительных и откровенно тоталитарных "духовных наук" (сайентология, мунизм и т.п.). Но не желательны в школе и некоторые новообращенные православные - из бывших ученых, полностью разочаровавшихся в науке. Такие "научные сотрудники" уже не воспринимают научную карьеру как главный жизненный смысл, и это подсознательно (на самом деле - через отдельные фразы и "внеурочные" комментарии) передается ученикам. В результате они вряд ли даже после окончания соответствующего вуза пойдут в науку.

Скорее всего, невозможно дать подробное описание "идеального учителя" в виде инструкции для пришедших в школу ученых. В качестве универсального критерия следует рассматривать отсутствие личностной дисгармонии в человеке - профессиональная состоятельность, положительное ощущение смысла жизни, успешные взаимоотношения с окружающими, в том числе и семейные. Чтобы оценить возможные последствия педагогической деятельности учителя, нужно представить, что большинство его учеников станут похожими на него, - как они повлияют тогда на окружающих людей, общество и природу в целом?

Примечания:

Вернуться1 Загорский В.В. Ученый в классе "Химия и жизнь - XXI век", 1997, # 7, с.68-70, Интернет: Courier of Education 1998 #1(4) -scien

Вернуться2 Соловейчик С. Воспитание по Иванову. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.

Вернуться3 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: "Питер", 2000. - 528 с., с. 260-276; Из книги: Jones, Ron. Third Wave. Из: Jones, Ron. No Substitute for Madness. A Teacher, His Kids & The Lessons of Real Life. Island Press, Covelo, California, 1977 (San Francisco, Calif.: Zephyros, 1977) Интернет: http://info.sandy.ru/socio/people/volkov/social_psychology/Third_Wave/Jones_R_Third_Wave.html