Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Нестандартными нас всякий полюбит, вы нас стандартными полюбите...
Дата публикации:  11 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Что за место такое - университет! Всякий раз, как зайдешь, с кем-нибудь обязательно поссоришься. Вот последний раз поругались с глубокоуважаемой коллегой уж совсем без повода. Пьем чай и беседуем, естественно, о проблемах и бедах нашего образования. Особенно за среднюю школу переживаем. Трудно ей сейчас, поскольку активно пошел процесс модернизации. Тут мы все заодно, все согласно сокрушаемся. А коллега возьми и скажи: "И еще ведь стандартами замучат!" А я, нет бы - кивнуть, спрашиваю: "А что стандарты?" Не надо было спрашивать, но понял я это позднее. А коллегу мою как прорвало:

- Ах, говорит, стандарты тебе милы, а я тебя за интеллигентного человека держала, а ты, а ты... Государственник.

И то спасибо, что почвенником не назвала, хотя могла бы. А какой я государственник, так - замученный жизнью вузовский преподаватель, грубо говоря, интеллигентный человек.

Но разговор наш этим не закончился, хотя я и не прилагал к его продолжению практически никаких усилий. Разве что мимические.

- Стандарты... - продолжает моя коллега. - Кому нужны стандарты? Государству. Ему так проще контролировать, оценивать и организовывать. А простому человеку стандарт не нужен. Он и без него прожить может. Пусть его, к примеру, в школе квантовой физике научат или древнегреческому языку. Нестандарт? Нестандарт. А что плохого? А плохо то, что забыли его ньютоновским законам обучить. А чем же это так плохо?

Здесь моя коллега победоносно посмотрела на меня, а я как раз затруднился ответить, потому что и вправду без ньютоновских законов прожить можно. Хотя и не вполне культурно. Ибо культурный человек должен знать, ну хотя бы слышать про ньютоновские законы. Короче, я промолчал, а моя коллега продолжала:

- Вот ты рожи корчишь и думаешь: "Как же так?" А ты знаешь, что в Швейцарии нет общегосударственных стандартов?

Я, естественно, не знал.

- И ты что думаешь, швейцарцы плохо без них живут?

Я, естественно, так не думал.

- Да, конечно, без общегосударственного стандарта не проведешь единого экзамена. Но сам-то экзамен кому нужен? Тому же государству. Проще учесть, проще оценить и, соответственно, проще распределить. Еще говорят, что стандарт - это минимум такой. Ты сам хоть стандарт видел когда-нибудь? В этот минимум входит весь максимум и еще немножко. Считается, что стандарт один на разные программы и учебники, так нет, каждый составитель стандарта норовит в него запихнуть все, что только можно и чего нельзя, так что только его программа стандарту и удовлетворяет. А стандарт должен быть даже не просто минимум, а самый минимальный минимум, только тогда он безвреден. Понимаешь ты это?

Я вроде понимал, хотя чувствовал себя крайне неловко. Один раз в жизни я был составителем минимума по русскому языку и, действительно, постарался включить в него все ключевые моменты собственной программы. И действительно, чужие программы, особенно которые мне не нравились, этому минимуму ну никак не удовлетворяли. Моя коллега, обеспокоенная моим молчанием, усилила аргументацию:

- А от стандарта, которому удовлетворяет одна программа, до стандартной программы один шаг. Какой один, полшага, тьфу, ничего! А если есть стандартная программа, то ведь будет и стандартный учебник. Ты вот знаешь, что министерство уже заказало стандартный учебник?

Я, естественно, не знал.

- Ты что думаешь, если его напишут, это будет тот идеал, которого мы ждали сто лет в обед?

Я, естественно, так не думал.

- Возврат к одному единственному стандартному учебнику - вот это и будет катастрофа. Настоящая катастрофа образования. Тут уж модернизируй или реформируй, все равно не поможешь. Идеального учебника нет и быть не может. У любого есть свои недостатки. У некоторых есть еще и достоинства. И именно про это надо объяснять учителю, а не всучивать ему один единственный и стандартный. Ты читал сравнительный анализ учебников по русскому языку?1

Я, к счастью, читал.

- Вот чем должно было бы озаботиться министерство: сравнить существующие учебники по всем школьным предметам и выдать учителям рекомендации, что лучше преподавать по этому учебнику, а что - по тому. Если и было что хорошее в нашем образовании за последние годы, так это альтернативные учебники и альтернативные программы. Да, учителя растерялись. Да, возник хаос. Но если порядок состоит в том, чтобы запретить все, кроме одного, то хаос лучше такого порядка.

Я, в принципе, не возражал.

- Я понимаю, что запретить проще, чем сравнивать, чем анализировать. Приказать проще, чем рекомендовать. Не надо на меня так смотреть, я прекрасно понимаю, что существует масса проблем. Что не всякий учитель может позволить себе иметь несколько учебников. О детях не говорю. Что при переходе из одной школы в другую опять же возникнут трудности. Но ведь это все можно обсуждать. Вот так, как мы сейчас с тобой обсуждаем. Ну, что скажешь?

Естественно, что в этот момент прозвучал звонок, и мы расстались. Но неприятный осадок остался.

Стандарты нужны, моя коллега меня не убедила, все-таки у нас не Швейцария. А в остальном все верно. Минимумы должны быть минимальными, а учебники альтернативными. Ну а проблемы, прежде чем решать, нужно обсуждать. Вот, собственно, и все, что я не успел сказать.

Примечания:

Вернуться1 Шапиро Н.А., Леонтьева Т.Н., Хазанова И.В. О наиболее распространенных в современных школах учебниках русского языка (Справка) // Русский язык. # 1 (313), 1-7 января 2002, с. 5-12.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Тамара Эйдельман, Какую историю мы преподаем? /08.04/
Изменилось ли преподавание истории за последние 10-15 лет? Увы, одна вещь осталась непоколебимой - курс российской истории предполагает прежде всего рассказ о русском народе и русском государстве. В учебниках и программах практически отсутствует представление о многонациональном характере нашей страны.
Вячеслав Загорский, Учителя из "большой науки" - всегда ли они подарок для школы? /08.04/
Заветная мечта родителей о классном профессионале, который даст ребенку заветные знания, вроде бы близка к исполнению. Но ни одно положительное явление не свободно от "минусов".
Карина Минасова, Язык мой... /05.04/
Билингвальное образование давно существует как эффективная форма обучения иностранному языку (английские, французские и прочие гимназии). Так почему бы эту модель не перенести на так называемые "национальные школы"?
Арсений Расторгуев, Перестановка мест слагаемых /03.04/
Наша система образования оказалась неспособна выдавать "качественный продукт": "отдельные школы" не имеют отношения к качеству образования в целом. Пришла пора думать не только о том, как контролировать знания, но и как оптимизировать сам процесс передачи знаний ученикам.
Тамара Эйдельман, Учителя-историки - городу и миру /28.03/
Недавняя конференция учителей истории не заинтересовала ни журналистов, ни министерство образования: пообщаться с учителями никто не пришел. И действительно, зачем встречаться? Решения принимаются не здесь. Конечно, без официальных представителей обсуждать дела куда проще и веселее... Но все равно досадно.
предыдущая в начало следующая
Максим Кронгауз
Максим
КРОНГАУЗ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru