Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
ООО "Толерантность"
Дата публикации:  24 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Лучший анекдот месяца, а то и года: "ЮКОС - общественная некоммерческая организация".

Кладезь этого юмора - Евгений Михайлович Никитин, директор Центра переподготовки учителей, главный в нашей стране методист. Этот человек свято уверен, что один из лидеров отечественной нефтянки, компания с прибылью 3 млн. долларов, - общественная организация, о чем и поспешил поведать собравшимся представителям государства и общественности в подразделении ЮКОСа - Федерации интернет-образования (ФИО). На ответственного секретаря ФИО, экс-банкира г-на Монахова, смотреть в этот момент было занятно: топ-менеджер явно не хотел ощущать себя общественником. Понять его можно, когда в твоих руках годовая смета в 10 млн. долларов на интернетизацию страны, вряд ли ты действуешь как пионер-герой, скорее - как инвест-банкир. А именно на общественность государство готово возложить проведение реформ образования.

Когда президент зачитал свое Послание Федеральному собранию, многие отметили, что про образование - это приоритетное направление государственной экономики - не было сказано практически ни слова; оно и понятно: все благие начинания так и остались начинаниями, гордиться особо в этой сфере нечем, а тут еще, как назло, учителя бессрочные забастовки начали. В общем, что о нем прилюдно говорить, если с ним у нас все хорошо и оно у нас по-прежнему лучшее в мире. Правда, сказал президент одно слово заветное в том Послании: "амбициозный". Ох, нельзя такие слова нашим министрам говорить, они же их в прямом значении воспринимают. Так, в сфере образования это выливается в идею "загарпунивания знаний" (замминистра Л.С.Гребнев) и привлечения максимально широкого круга иностранных учащихся, потому что образование у нас - отрасль, ориентированная на экспорт, и нужно, чтобы оно приносило доходы, сопоставимые с нефтяной и газовой трубами. Министр образования призыв к амбициозности воспринял еще более серьезно и сообщил, что не нужно бояться, нужно ставить перед собой четкие задачи, а таковых у нас в подведомственной ему сфере три: 1) интернетизация; 2) попечительские советы; 3) гражданское согласие. По поводу попечительских советов министр пообещал, что к первому сентября они будут при каждой российской школе, потому что сейчас уже есть в 70%. Тут, правда, голос из зала предложил министру "быть поближе к реальности". А все-таки интересно, каким видится министру попечительский совет в сельской школе, где 10 учеников, кто из бывших учеников возьмет на себя расходы по содержанию этого учебного заведения, будет определять там образовательную политику и кадровый состав преподавателей. Но амбициозность налицо. С интернетизацией еще интереснее. Поделился министр впечатлениями от поездки в Красноярский край (территория пяти Франций) и Якутию (территория четырех Франций - на момент проведения конференции Пятая республика еще не проголосовала на своих выборах и была страной вполне респектабельной). И вот ездил министр по девяти Франциям, смотрел, как там дела с компьютерами обстоят. Как выяснилось - с техникой хорошо, привезли вот компьютеры вместе с министром, одно плохо - "оказалось, света нет", в значении: "электричество туда не провели", поэтому "у них рождаемость вечером, точнее, наутро, резко повышается" (этот пассаж комментировать не возьмусь, пусть лучше это медики сделают). Если всю эту возню с компьютерами затевали только для того, чтобы узнать, где в России есть лампочка Ильича, а где ее пока нет, то можно считать, что цель достигнута.

Еще один замминистра В.А.Болотов тоже не отстает от коллег и амбициозно так заявляет: "Процесс интернетизации образования идет независимо от наших усилий. Пора переходить от меловой технологии к высокотехнологичному преподаванию". Верно, и чего бы не перейти от мела к компьютеру, если все равно без усилий. Интересная, правда, деталь вскрывается: ФИО рассказала, что за два года открыла по всей стране 21 центр переподготовки учителей, где уже обучила 22 тысячи учителей. К 2005 году таких центров будет 50, сколько учителей переподготовят, тоже можно посчитать. Министерство о своих успехах в переподготовке не доложило, сказало только, что уже подписало договоры с Intel и Microsoft на переподготовку учителей. Оно и понятно, кто ж, как не лидер рынка, может учить российского учителя жать кнопку Enter. Единственную цифру, которую обнародовало министерство устами своего главы: в нашей стране в сфере образования занято 38 млн. человек: 20 млн. детей учится, а 18 млн. - занято. Подумайте: на 0,9 взрослого один ребенок - у нас же индивидуальное образование в стране. Вот уж поистине на такое роскошное образование ни одна незажиточная и непроцветающая страна просто не отважится, так что зря президент говорил, что наша цель - сделать Россию процветающей страной. Да она уже такая. Другие цели ставить нужно, например, сделать Россию совсем цветущей, а тогда, наверное, у нас на трех взрослых один ребенок в школе будет, в сельских школах мы неуклонно приближаемся к этому показателю, осталось еще чуть-чуть - и в городских будет то же самое, а если РАО ЕЭС поможет и свет гасить будет, так и совсем недолго ждать осталось.

Хотя и от министра довелось услышать разумные слова, и это не может не радовать, потому что редкий руководитель отважится на такое смелое заявление о состоянии вверенного ему заведения: "Из недр системы образования сделать эффективную реформу невозможно". Разумно и правдиво! За этим "невозможно" мы уже давно наблюдаем. Теперь министр приглашает к сотрудничеству триаду: общество - бизнес - образование. Вы спросите, где государство? А оно готово к такому сотрудничеству. Как понимать это приглашение: да очень просто - так и понимать, как сказано. Образованием должно заниматься общество, точнее, в формулировке министра - образовательные общественные организации (ООО), и аббревиатура какая подходящая, бизнес ее еще помнит - в его сфере она означала общество с ограниченной ответственностью. И государство готово ограничить свою ответственность в сфере образования: по словам министра, в 70% школ уже есть два счета - бюджетный и внебюджетный, к первому сентября будут в 100%. Так что несите ваши денежки, господа. Самое занятное, что нести-то надо... Без общественного участия наше образование, и прежде всего школа, не выживет. Нет у государства денег содержать эту махину. Заранее предвижу упреки в том, что не знаю статью Конституции про бесплатное образование. Да, по закону оно именно такое, а по разумению - помогать ему надо, причем материально и адресно. Каждый родитель - в ту школу, где учится его ребенок, - платит деньги. Причем столько, сколько может, и не только в платной школе, а и в бесплатной платит. И это не фигура речи, не оксюморон - это единственный способ поднять образование. Министр, конечно, может себя гипнотизировать или заговаривать словами "хорошее у нас образование", "у нас одно из лучших образований в мире", но от этого гипнотического транса нищее образование богатым не станет, ему если что и поможет, так наши с вами деньги. И этот выбор должен сделать каждый родитель, не уповая на государство, - Левиафан нищ, а потому надежда - только на себя. Это и есть воистину общественные ресурсы образования. Кстати, именно этой проблеме и была посвящена конференция. Пока общественных ресурсов немного: ЮКОС, "Мемориал", Московская Хельсинская группа, Конфедерация обществ потребителей, Движение юных лидеров.

Из бизнес-структур, как явствует, только нефтяники Юганска во главе с г-ном Ходорковским понимают, чем будет прирастать Россия и как готовить себе кадровый ресурс. Видно, только у них есть бизнес-планы на десятилетие вперед, потому что только они образованием и занимаются. Занятно, а почему весь остальной бизнес этот имиджевый Клондайк не разрабатывает? Ведь социальная программа ЮКОСа, которую он реализует через свое подразделение, дает ему, во-первых, приоритетный выбор молодых кадров, во-вторых, закрепляет у молодого поколения точную ассоциацию "достойная жизнь - ЮКОС", в-третьих, создает компании репутацию (и по заслугам, надо признать) радетеля Отечества, в-четвертых, дает преференции на уровне властной вертикали, потому что частная бизнес-структура занимается государственной проблемой, в-пятых, делает ему такой белый пиар, которого не принесет ни одна специальная кампания, в каком агентстве ее ни закажи, в-шестых, делает его практически недосягаемым для конкурентов в сфере реализации социальных программ. А ведь успешность бизнеса в ближайшее время будет определяться его включенностью в общественные сферы.

Власти пока сделали только первый шаг и признали, что главный тезис в образовании у нас на сегодняшний день - толерантность. Да-да, снисходительность и терпимость, чиновники приглашают к диалогу, правда, пока готовы разговаривать в тональности им близкой "вас много - я один", но реагируют на голос из зала: "Диалог строится на других принципах, прежде всего - партнерского уважения". Даже если бизнес только научит чиновников вести диалог не в стратегии инвективности, а для достижения коммуникативной удачи, по-моему, это уже будет если не успехом, то значительным шагом к цивилизованному обществу.

Почему пока на приглашение к диалогу не реагирует бизнес? Наверное, потому, что еще не распознал всех выгод. Почему не реагирует общество в целом? Да потому, что у нас есть укорененная привычка полагать, что все наши проблемы решит кто-то другой и все будет хорошо. Не будет. Пока сами не займемся решением этих проблем. Одно из самых сильных впечатлений конференции - доверительная беседа с одним из топ-менеджеров ФИО, который за чашкой кофе жаловался мне, что не может подобрать своему сыну приличную школу в Москве: мальчик неординарный, быстро все схватывает, учительница ругается, собирается перевести в другую школу, а где гарантия, что там будет лучше. "Надо же, а хороших школ-то почти и не найти..." - сказал расстроенный родитель, занятый интернетизацией всей страны. Неофитское расстройство интернет-чиновника могло бы вызвать сочувствие, если бы только за двадцать минут до этого директор одной из элитных московских школ в конференц-зале не описывал в красках конфликт учительницы его школы и ее ученицы и свою роль в этом производственном споре. Девочка скачала три-четыре реферата, поработала творчески при помощи функций Copy и Insert и сдала работу. Учительница была недовольна, не захотела творческую работу по достоинству оценить, разгорелся конфликт, вмешался директор, задав вопрос: "А кто вы такая, Марина Петровна, чтобы судить?.. Внебюджетную надбавку на месяц пришлось снять". Ответить неуважаемому директору могу только одним: Who is Marina Petrovna? - Учитель вашей школы, господин директор. Права ли она? Наверное, права, если хочет первичной (по книгам), а не вторичной (по дайджестам, сиречь рефератам) переработки информации. Дело-то в Москве происходит, тут не территория четырех Франций, так что в эйфорию от того, что ребенок умеет зайти на сайт referat.ru, наверное, впадать не стоит, тем более что именно этот директор говорит о приватизации образования. Приватизацию он понимает, правда, не как приватизацию зданий, а как услугу, которую будут покупать у того, кто ее может лучше оказать.

Представление учителя о том, что он оказывает услуги, а не учит, может и вкладывается в новую педагогическую парадигму, только боюсь, что описать ее удастся только эвфемизмом "профнепригодность". Не знаю, задумалась бы я над этими словами элитного директора всерьез, если бы учитель из другой элитной школы, проэкзаменовав четырех депутатов Госдумы и поставив две "двойки", "тройку с минусом" и "четверку", не сказал бы с экрана телевизора, вертя в руках "четверошную" работу: "Вот этим учеником я бы позанимался". Интересно, а кто будет с тремя другими заниматься, если господин учитель только того учить намерен, кого и учить не нужно? Им репетиторов нанимать или неграмотными оставаться? Но это - "московский жир", потому что в Архангельске директор интерната решил с неугодными поступать абсолютно педагогично - велел построить карцер, коим и пользовался для приобщения к знаниям и культуре.

В общем, неладно что-то не в королевстве Датском, а на ниве народного просвещения. Одну проблему бизнес-юкос, может, и решит, денег даст, компьютеры поставит, крышу починит, но вот как с внутрипедагогической проблемой быть - вопрос. А тут еще масла в огонь выступающие подливают: "Имейте снисхождение к учителю, он ведь не виноват, что знает порой меньше своих учеников, у него возможностей нет".

А еще я поняла, что школа есть школа, а вуз есть вуз, и вместе их не сведет даже ЕГЭ (единый госэкзамен). Где денег на образование взять - уже решили, у ООО. Вот бы теперь вопрос решить - кто идеями поспособствует. Тут-то российское образование станет не только зажиточным, но и расцветающим.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ланьков, В образовательной колонии /22.04/
Часть 2. Одна из особенностей австралийских вузов - сильная "обратная связь" между студентом и преподавателем. Преподаватель в Австралии куда больше зависит от студента, чем преподаватель в России.
Александр Абрамов, Проводы реформы /17.04/
О случившейся реформе образования можно писать или фельетоны, или ничего. Может, это была большая шутка?
Евгений Сабуров, В образовательной колонии /16.04/
Тупик - это такая структура. И с ней тоже можно работать. Бывает, даже очень продуктивно.
Андрей Ланьков, Валютная Аркадия современного образования /15.04/
Опыт университетов Австралии может быть полезен российскому высшему образованию.
Максим Кронгауз, Нестандартными нас всякий полюбит, вы нас стандартными полюбите... /11.04/
Минимумы должны быть минимальными, а учебники альтернативными. Ну а проблемы, прежде чем решать, нужно обсуждать.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru