Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020427_bor.html

Форум. Три человека - кворум
Андрей Борзенко

Дата публикации:  27 Апреля 2002

24 апреля в медиа-центре "Известий" был плодотворно проведен круглый стол, который лишний раз подтвердил громадный общественно-государственный интерес к проблемам образования...

10 человек. Из них - трое приглашенных (еще шестеро не приехали), остальные - организаторы и пресса. Тема - профильная школа. Это когда два последних класса двенадцатилетки узко специализированы.

Выступали: Александр Михайлович Абрамов (директор Московского института развития образовательных систем); Сергей Михайлович Рогов (директор Института США и Канады); Михаил Викторович Рыжаков (заместитель директора Института общего среднего образования РАО).

Говорили: о целях введения профильного обучения; о подготовке кадров; об отрыве академической науки от среднего образования; о необходимости информатизации школы; о реформе вообще.

В качестве целей предлагались:

1) подготовка к поступлению в вуз;

2) развитие индивидуальных склонностей и способностей ребенка;

3) предпрофессиональная подготовка.

Рыжаков: все цели должны учитываться; по степени важности расставить так: 1-2-3. (Почему, спрашивается?)

Абрамов: нет натаскиванию на вступительные экзамены; 2-3-1. (И то правда, куда таскать-то.)

Рогов: надо стремиться к почти всеобщему высшему образованию; 1-2-3. (Зачем, интересно?)

О подготовке кадров: должна быть категория учителей учителей. Надо искать резервы по всей стране, в частности, среди представителей академической науки. Свяжут академическую науку и школу информационные технологии.

Для того чтобы быть конкурентоспособными, необходима информатизация школы (С.М.Рогов демонстрирует телефон-компьютер с выходом в Сеть через спутник). Понятно, что все упирается в деньги, но надо их искать: чтобы реформа образования имела смысл, она должна сопровождаться технологическим обновлением.

О реформе вообще: цель - воспитывать здоровых, образованных и работоспособных людей. Недостаточно усилий школ или Минобра, должна быть государственная политика и финансирование из госбюджета.

Дело за малым.

А теперь скажите мне, зачем все это было? Для чего десять взрослых людей потратили полтора часа своего драгоценного времени? Почему нельзя было зайти в паб, взять по кружечке пива и в непринужденной обстановке обсудить судьбы нашего среднего образования?

Речь шла о важных вещах. Говорили правильно и умно. Но. Все это уже тысячу раз сказано и написано. Единственная надежда была - вот сейчас прозвучит что-то сродни концептуальному открытию в области профильного обучения. А о нем как таковом почти не говорили.

- А ты что, - возразят мне, - думал, в сказку попал?

- Да я и сейчас так думаю. В сказку про белого бычка. Или в сказку о потерянном времени.

- Ничего, - грустно молвит Образование. - Где двое или трое соберутся во имя мое...

- Да, но насколько же честнее было бы все это отменить или не проводить вообще.

А ведь сколько их еще ютится под сводами медиа-центров и конференц-залов. Забытых и безвестных форумов и конференций. Круглый-стол-который-никому-не-нужен - таково название этого рода мероприятий. Но наблюдается интересная закономерность: чем важнее обсуждаемая тема, тем меньше пользы приносят эти мероприятия.

Впрочем, об этом уже было написано:

Игорь Холин (1920 - 1999):

Вечер
Вопросов и ответов
Спрашивает
Купоросов
Отвечает
Винегретов
Вопрос
Для чего мы живем
На свете
Ответ
Чтобы иметь представление
О винегрете
Что больше всего любят
Жители
Всех планет
Ответ
Винегрет
Кого мы должны славить
Многие лета
Создателя
Винегрета
После чего
Купоросов
Заявил
Что у него
Нет больше вопросов

Вот, собственно, и все.