Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения
www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020430.html

Станет ли российская интеллигенция "совестью нации"?
Вячеслав Загорский

Дата публикации:  30 Апреля 2002

Рубеж XX-XXI веков в России в духовном смысле напоминает рубеж веков XIX-XX. В стране есть способная к интенсивной умственной работе и размышлениям о смысле жизни "интеллигенция" и озабоченный прежде всего собственным материальным существованием "народ". Эти определения не связаны напрямую с уровнем образования, скорее речь идет о "благородном муже" (цзюньцзы) и "маленьком человеке" (сяо жень) Конфуция:

Учитель сказал:
- Благородный муж постигнул справедливость,
малый человек постигнул выгоду. (Луньюй 4, 16)

Если высокая наука и утонченный духовный поиск, представленные "интеллигенцией", еще изредка пересекаются, то их отрыв от "живущего настоящим" под диктовку телерекламы "народа" очень велик и, возможно, возрастает. При этом все больше выпускников университетов предпочитают "постигать выгоду", а материальные возможности "народа", в том числе в получении престижного образования, сравнимы и часто превосходят "интеллигентские".

Как и сто лет назад, те и другие столкнулись с потерей духовных ориентиров, причем лидером разрушения духовности как была, так и осталась интеллигенция. Еще в 1862 году И.С.Тургенев устами Евгения Базарова указал на грядущее направление "передовой мысли": "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта".

В конце XIX века интеллигенты пошли "в народ" - на заводы и в сельские школы. И они добились того, что "материалистическое сознание овладело массами", - человек стал восприниматься как выделившееся в результате случайностей эволюции животное (в 1900 году это было гораздо понятнее, чем противоречивое библейское Бытие). Детские впечатления о всемогуществе человеческого труда и возможности преобразовать им мир по своему желанию, заложенные талантливыми учителями, затмили туманные рассуждения малограмотных священников об уникальной, данной свыше духовности человека. И стали возможны фосген и иприт, кровавые перекройки карты мира и революционный террор. Кстати, тогда техническое обеспечение терактов осуществляли высококлассные специалисты из "образованных".

Сто лет назад государственная религия России - православие - была изрядно подорвана в народной среде материалистической, прежде всего марксистской, агитацией. Лозунг "самодержавие, православие, народность" перестал соответствовать реальной внутренней шкале ценностей основной массы населения, - его не разделяли даже противники большевиков в гражданской войне. Дополнительное этому подтверждение - в 30-е годы храмы уничтожали люди, практически поголовно крещеные до революции.

Если же интеллигенты начинали руководствоваться не высшей Идеей, а официальной, победившей с их же помощью идеологией, то они нередко становились ее жертвами. Например, один из создателей педологии психоневролог А.Б.Залкинд, учивший молодежь, что не надо чтить таких родителей, которые не принимают революцию (книга "Революция и молодежь"), умер от инфаркта после собрания, посвященного постановлению ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" 1.

В наше время интеллигенция заполняет духовный вакуум, возникший после крушения новой государственной религии - марксизма-ленинизма, прежде всего оккультизмом и мистикой. Православие остается для людей с дипломами больше модой, чем религией. Его внешность - обряды и основные догматы - кажутся "ученым" примитивными по сравнению с "диагностикой кармы". В то же время для восприятия глубинного, мистического православия требуется гораздо более серьезная духовная готовность и работа, чем для многих других религий.

Большинство приходящих в храмы представителей "народа" - обрядоверующие, убежденные в магической эффективности и самодостаточности ритуалов. Поэтому столь популярно стало освящение буквально всего - от квартир и автомобилей до боевой техники.

Религия притягивает людей, стремящихся заполнить "экзистенциальную пустоту". Это человеческое стремление Ф.М.Достоевский описал еще 120 лет назад. Заодно он объяснил, как и почему "стойкие коммунисты-атеисты" становятся сейчас православными христианами:

Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, чтобы непременно все вместе. Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков.

Иногда кажется - да пусть "народ" заполняет свой дух устремлением хоть к дианетике, хоть к теософии или Кришне (нирване, "космическому разуму"), лишь бы не к выпивке и героину, не к золоту через трупы. А пока мы рассуждаем о достоинствах и недостатках нехристианских духовных путей, технари из "народа" продолжают обеспечивать рынок новейшими наркотиками, против которых силовые структуры государства, не справляющиеся с обычным "зельем", будут абсолютно бессильны.

Интеллигенцию (без кавычек) называют "совестью нации", "Я нации". Но она ведет себя по отношению к нации как совесть привычно кающегося "добропорядочного" прихожанина, блюдущего обряды, но не дух христианства: "народ" грешит - убивает друг друга ради куска хлеба, "мерседеса", нефтяного контракта - интеллигенция публично кается и рассуждает сама с собою о путях духовного возрождения.

Сейчас в России, как и век назад, наблюдается перемещение интеллигенции (ученых-естественников) из своих вконец обнищавших НИИ в школы. И если они снова принесут детям, так же талантливо и увлеченно, примитивный материализм ("бытие определяет сознание"), то никакой "закон Божий" не будет воспринят как доказательство бесконечного превосходства духа и его носителя - человека - над "компьютерным интеллектом" и комфортом современной техники. Из университетов станут выходить не интеллигенты, а "специалисты" - человеки-профессионалы (homo faber) 2. Самые талантливые ученики окажутся в лабораториях "цивилизованного мира", а их собственные дети уже не будут знать русского языка - типичное для нынешней научной эмиграции явление, немыслимое среди русских эмигрантов 20 - 30-х годов. Это уже стало нашим настоящим. А что будущее?

А в самой России все может повториться, как сто лет назад. Ведь не спасли самодержавие образованнейшие черносотенцы, и не получилась демократия Учредительного собрания у белой гвардии - все и всех смел традиционный русский бунт 3. Этот бунт смогли укротить большевики, предложившие народу веру в светлое будущее.

И снова толпа "народа", требующая новых "хлеба и зрелищ", растопчет свою "совесть" и свое "Я", доверившись простым лозунгам очередной сильной власти. Упомянутая выше "потребность общности преклонения" - прекрасная почва для манипуляторов общественным сознанием. И новый бунт может произойти до того, как "интеллигенты" вспомнят про этот самый "народ".

Настойчиво рекламируемый в качестве образца "цивилизованный путь" развития ведет к эколого-энергетической катастрофе. Занимаясь размножением "специалистов", мы этот процесс только ускорим. Намек на то, что "специалисты" могут не только проектировать и строить самолеты, был дан 11 сентября 2001 года. По данным спецслужб Израиля, не менее 40% исламских шахидов - террористов-самоубийц - имели высшее образование. В данный момент можно хорошо заработать, обучая религиозных фанатиков физике, химии, биологии, однако их будущие высокотехнологичные удары по заокеанской "цивилизации" окажутся очень болезненными и для "учителей".

Но у России еще есть свой шанс. Чтобы его реализовать, не вымершим пока интеллигентам нужно воспитывать homo sapiens, не увлекаясь инновационными технологиями подготовки homo faber.

Примечания:

Вернуться1 Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. - М.: МИРОС, 1997. - 144 с., с.95.

Вернуться2 Афанасьев Ю. Образовательная антиутопия Отечественные записки, 2002, # 1.

Вернуться3 Кожинов В.В. "Черносотенцы" и Революция (загадочные страницы истории), Москва, 1998.